воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Лев Николаевич Толстой. Путь жизни Часть 8


XIX. ЛОЖНАЯ НАУКА
Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное и  необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех, случайно собранных  из всей  безграничной  области  знания,  знаниях,  которые  в  известное  время обратили на себя внимание небольшого  числа  людей,  -  тех  людей,  которые освободили  себя  от  необходимого  для   жизни   труда   и   потому   живут безнравственной и неразумной жизнью.

  
В ЧЕМ СОСТОИТ СУЕВЕРИЕ НАУКИ?

  
1
Когда люди без проверки своим разумом принимают за  несомненные  истины то, что передается им за таковые другими  людьми,  они  подпадают  суеверию. Таково в наше время суеверие науки, то есть признание несомненными  истинами всего того, что передается  за  таковые  профессорами,  академиками,  вообще людьми, называющими себя учеными.
  

2
Как есть лжеучение веры, так есть и лжеучение науки.  Лжеучение  это  в том, чтобы признать единой, истинной наукой все то,  что  считается  единой, истинной наукой людьми, в известное время взявшими на себя право  определять истинную науку. А как только наукой считается не то, что нужно всем людям, а то, что определяют люди, взявшие на себя в известное время право определять, что такое наука, так наука не может не быть ложной. Так это  и  сделалось  в нашем мире.
  

3
Наука в наше время  занимает  совершенно  то  место,  которое  занимала церковь 200 - 300 лет тому назад.
Те же признанные жрецы - профессора, те  же  соборы,  синоды  в  науке, академии, университеты, съезды.
  

4
То же доверие и отсутствие критики в верующих и те  же  среди  верующих разногласия, не смущающие их. Те же слова непонятные,  вместо  мысли  та  же самоуверенная гордость:
- Что же с ним говорить, он отрицает откровение, церковь.
- Что же с ним говорить, он отрицает науку.
  

5
Как египтянин на все положения, которые ему  предлагались  жрецами  как истина, не смотрел так, как мы теперь смотрим на них, - как на верования,  а как на откровения высшего, доступного человеку знания, то есть науку,  точно так же и теперь наивные люди, не знающие науки, смотрят на все  то,  что  им выдается теперешними жрецами науки за несомненную истину, - верят в нее.
  

6
Для истинного знания вреднее всего  употребление  понятий  и  слов,  не вполне ясных. А это-то самое и делают мнимые ученые, придумывая для неясного понятия неясные, несуществующие, выдуманные слова.
  

7
Ложная наука и ложные религии выражают свои догматы всегда высокопарным языком,  который  непосвященным  кажется  чем-то  таинственным   и   важным. Рассуждения ученых людей часто бывают столь же мало понятны  не  только  для других, но и для них самих, как речи профессиональных учителей веры.  Педант ученый, пользуясь латинскими  терминами  и  нововыдуманными  словами,  часто делает из самого простого нечто столь же непонятное, как и латинские молитвы попов для их неграмотных прихожан. Таинственность не есть признак  мудрости. Чем истинно мудрее человек, тем проще тот язык,  которым  он  выражает  свои мысли.
  

ЛОЖНАЯ НАУКА СЛУЖИТ ОПРАВДАНИЕМ УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

  
1  
Казалось бы, что для того, чтобы признать  важность  занятия  тем,  что называется наукой, надо доказать, что эти занятия  полезны.  Люди  же  науки обыкновенно утверждают, что так как мы занимаемся известными предметами,  то занятия эти наверное когда-нибудь будут полезны.
  

2
Законная цель наук есть познание истин, служащих к благу людей.  Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих  зло  в  жизнь  человеческую.  Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
  

3
В науке бывают такие же обманы, как и в вере, и зачинаются они из  того
же самого - из желания оправдать свои слабости, и поэтому научные обманы так же вредны, как и религиозные. Люди заблуждаются, живут дурно.  По-настоящему следует людям, поняв, что они живут дурно, постараться  переменить  жизнь  и начать  жить  лучше.  И  тут-то  являются  разные  науки:   государственная, финансовая, церковная, уголовная, полицейская, является  наука  политическая экономия, история и самая модная - социология, о том, по каким законам живут и должны жить люди, и оказывается, что дурная  жизнь  людей  не  от  них,  а оттого, что таковы законы, и что дело людей не в том, чтобы  перестать  жить дурно и изменять свою жизнь от худшего к лучшему, а  только  в  том,  чтобы, живя по-прежнему, по своим слабостям думать, что все худое происходит не  от них самих, а от тех законов, какие нашли и высказали ученые. Обман этот  так неразумен и так противен совести, что люди никогда бы и не приняли его, если бы он не потакал их дурной жизни.
  

4
Мы устроили себе жизнь, противную и  нравственной  и  телесной  природе человека, и вполне уверены, - только потому,  что  все  так  думают,  -  что это-то и есть самая настоящая жизнь. Мы смутно чувствуем, что все то, что мы называем нашим государственным устройством, нашей религией, нашей культурой, нашими науками и искусствами, что все это не то и что все это  не  избавляет нас от наших бед, а только увеличивает их. Но мы не решаемся подвергнуть все это  проверке  разума,  потому  что   думаем,   что   человечество,   всегда признававшее необходимость государства, религии, науки, не  может  жить  без них.
Если бы цыпленок в яйце был одарен разумом человеческим и так  же  мало умел бы пользоваться им, как люди нашего времени, он никогда  не  разбил  бы скорлупы своего яйца и никогда не узнал бы жизни.
  

5
Наука стала теперь  раздавательницей  дипломов  на  пользование  чужими трудами.
  

6
Методическая  болтовня  высших  училищ  зачастую  есть   только   общее соглашение уклоняться от решения трудно разрешимых вопросов, придавая словам изменчивый смысл, потому что удобное и большей  частью  разумное  "не  знаю" неохотно выслушивается в академиях.
                                                                          Кант
  

7
Нет более несогласных двух вещей, как знание и выгода, наука и  деньги. Если для того,  чтобы  стать  более  ученым,  нужны  деньги,  если  ученость покупается и продается за деньги, то  и  покупатель  и  продавец  ошибаются. Христос выгнал продавцов из храма. Так же должны быть выгнаны продавцы и  из храма науки.
  

8
Не смотри на ученость, как на корону, чтобы ею красоваться, ни  как  на корову, чтобы кормиться ею.
  

9
Самым ярким доказательством того, насколько часто  под  словом  "наука" подразумеваются не только самые  ничтожные,  но  и  самые  гадкие  предметы, служит то, что существует наука о наказании, то  есть  о  совершении  самого невежественного поступка, свойственного  только  человеку  на  самой  низкой ступени развития - ребенку, дикому.
  

ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СУЕВЕРИЯ НАУКИ

1
Нет людей с более запутанными понятиями о религии, о нравственности,  о жизни, чем люди науки;  и  еще  более  поразительно  то,  что  наука  нашего времени, совершая действительно большие успехи в своей области  исследования условий материального мира, в жизни людей оказывается часто не только ни  на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
  

2
Вредно распространение между людьми мыслей о том, что наша  жизнь  есть произведение вещественных сил и находится в  зависимости  от  этих  сил.  Но когда такие ложные мысли называются науками и выдаются  за  святую  мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
  

3
Развитие науки не содействует очищению нравов. У  всех  народов,  жизнь которых мы знаем, развитие наук содействовало развращению нравов. То, что мы теперь думаем противное, происходит оттого, что мы смешиваем наши  пустые  и обманчивые знания с истинным высшим знанием. Наука, в ее отвлеченном смысле, наука вообще, не может не  быть  уважаема,  но  теперешняя  наука,  то,  что безумцы называют наукой, достойна только насмешки и презрения.
                                                                         Руссо
  

4
Единственное объяснение той безумной жизни, противной  сознанию  лучших людей всех времен, которую ведут люди нашего времени,  в  том,  что  молодые поколения  обучаются  бесчисленным  самым  трудным  предметам:  о  состоянии небесных тел, о состоянии земли за миллионы лет, о происхождении  организмов и т. п., не обучаются они только тому одному, что всем и всегда нужно: тому, какой смысл человеческой жизни, как надо прожить  ее,  что  думали  об  этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех веков. Не только  не  обучаются этому молодые поколения, но вместо этого обучаются под названием закона Бога самым явным бессмыслицам, в которые не  верят  и  сами  обучающие.  Под  все здание нашей жизни вместо камня подложены надутые воздухом пузыри. Как же не валиться этому зданию?
  

5
То, что у нас называется  наукой,  почти  все  только  выдумки  богатых людей, нужные только затем, чтобы занять их праздное время.
  

6
Мы живем в век  философии,  наук  и  разума.  Кажется,  что  все  науки соединились, чтобы осветить нам путь в этом  лабиринте  человеческой  жизни. Огромные библиотеки открыты для всех, везде  гимназии,  школы,  университеты дают нам с детства возможность воспользоваться мудростью людей, проявившейся в продолжение тысячелетий. Все, казалось бы, содействует образованию  нашего ума и утверждению разума. Что же, стали ли мы  лучше  или  мудрее  от  всего этого? Лучше ли мы знаем путь и назначение нашего  призвания?  Лучше  ли  мы знаем, в чем наши обязанности и, главное, благо жизни? Что приобрели  мы  от всего этого  тщетного  знания,  кроме  вражды,  ненависти,  неизвестности  и сомнений? Всякое религиозное учение и секта доказывает, что она  одна  нашла истину. Всякий писатель один знает, в чем наше благо. Один  доказывает  нам, что нет тела, другой - что нет души, третий - что между душой  и  телом  нет связи, четвертый - что человек животное, пятый - что Бог только зеркало.
                                                                         Руссо
  

7
Главное зло науки нашего времени в том, что она, не будучи в  состоянии изучать все, и не зная, без помощи  религии,  что  должно  изучать,  изучает только приятное для самих людей науки, живущих неправильной жизнью. Приятнее же всего  для  людей  науки  существующий,  выгодный  для  них порядок и удовлетворение праздной  любознательности,  не  требующее  больших умственных усилий.
  


КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ ИЗУЧЕНИЯ БЕСЧИСЛЕННО, А ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧЕНЫ

1

Персидский мудрец говорит: "Когда я был  молод,  я  сказал  себе:  хочу познать всю науку. И я узнал почти все, что знали люди, но когда я стал стар и взглянул на все то, что я узнал, то я увидел, что жизнь  моя  прошла  и  я ничего не знаю".
  

2
Наблюдения и вычисления  астрономов  научили  нас  многому,  достойному удивления; но самый важный результат их исследований, пожалуй, тот, что  они обнаружили перед нами бездну нашего невежества: без этих знаний человеческий разум никогда не мог бы представить  себе  всю  огромность  этой  бездны,  а размышление об этом может произвести большую перемену в определении конечных целей деятельности нашего разума.
                                                                          Кант
  

3
"Есть травы на земле: мы их видим; с луны их было бы не видно. На  этих травах есть нити, в этих нитях - маленькие животные, но дальше этого  ничего уже нет". Какая самонадеянность!
"Сложные тела состоят из  элементов,  а  элементы  неразложимы".  Какая самонадеянность!
                                                                       Паскаль
  

4
У  нас  не  хватает  знаний,  чтобы  даже  понять  хоть  только   жизнь человеческого тела. Посмотрите, что нужно знать для этого: телу нужны место, время, движение, теплота, свет,  пища,  вода,  воздух  и  многое  другое.  В природе же все так тесно связано между собою, что нельзя познать одного,  не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. Жизнь тела нашего мы поймем только тогда, когда изучим  все  то,  что  нужно  ему;  а  для  этого необходимо изучить всю вселенную. Но вселенная  бесконечна,  и  познание  ее недостижимо для человека. Следовательно, мы не можем вполне уяснить  себе  и жизнь нашего тела.
                                                                       Паскаль
  

5
Опытные науки, когда ими занимаются ради них самих, разрабатывая их без руководящей философской мысли, подобны лицу без глаз. Они представляют  одно из занятий, подходящих для средних способностей,  лишенных,  однако,  высших дарований, которые были бы только помехой при этих  кропотливых  изысканиях. Люди с такими средними способностями сосредоточивают все  свои  силы  и  все свое уменье на одном-единственном отграниченном  научном  поле,  где  они  и могут поэтому достигнуть возможно полного знания, при  условии  совершенного невежества во всех других областях. Их можно сравнить с рабочими  в  часовых
мастерских, из которых одни делают только колеса, другие -  только  пружины, третьи - только цепи.
                                                                    Шопенгауэр
  

6
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Изучение естественной истории дошло, наконец, в  Германии  до  безумия.
Хотя для Бога насекомое и человек - равноценны, однако для нашего разума это не так. Как много должен человек привести в порядок, прежде чем он дойдет до птиц и мотыльков! Изучи свою душу, приучи свой ум к осторожности в сужденияхи сердце к миролюбию.  Научись  познавать  человека  и  вооружись  мужеством говорить правду на благо твоих ближних. Навостри ум свой  математикой,  если не  найдешь  для  этого  никакого   иного   средства;   остерегайся   только классификации букашек, поверхностное знание которой  совершенно  бесполезно, точное же уводит в бесконечность.
"Но Бог бесконечен в насекомых так же, как и в солнце", - скажешь ты. Я охотно признаю это. Он неизмерим и в песке морском, разновидностей  которого еще никто не систематизировал. Если ты не  чувствуешь  особенного  призвания ловить жемчуг в тех странах, где этот песок  находится,  оставайся  здесь  и возделывай свое поле: оно потребует всего твоего прилежания; и  не  забывай, что вместимость твоего мозга конечна. Там, где  сидит  какая-нибудь  история бабочки, нашлось бы, может быть, место для мыслей мудрецов, которые могли бы вдохновить тебя.
                                                                    Лихтенберг
  

7
Сократ не имел столь обычной слабости толковать в своих беседах о  всем существующем, отыскивать происхождение того, что софисты называют  природой, и восходить до основных причин, от которых произошли небесные тела. Неужели, - говорил он, - люди считают, что постигли все то, что важно человеку знать, если занимаются тем, что так мало касается человека?
В особенности удивлялся  он  слепоте  тех  ложных  ученых,  которые  не сознают, что человеческий ум не может проникнуть в эти тайны.  -  Потому-то, говорил он, - все эти люди, воображающие, что смеют толковать о них,  далеко не сходятся в своих основных мнениях, и когда послушаешь их всех вместе,  то кажется,  что  находишься  среди   сумасшедших.   И   действительно,   какие отличительные признаки несчастных, одержимых безумием? Они  боятся  того,  в чем нет ничего страшного, и не страшатся того, что действительно опасно.
                                                                     Ксенофонт
  

8
Мудрость - предмет великий и обширный,  она  требует  всего  свободного времени, которое может быть посвящено ей. С каким бы количеством вопросов ты ни успел справиться,  тебе  все-таки  придется  промучиться  над  множеством вопросов, подлежащих исследованию и решению. Эти вопросы  так  обширны,  так многочисленны, что требуют отстранения из сознания всего излишнего для того, чтобы предоставить полный простор работе ума. Тратить ли мне свою  жизнь  на одни слова? А часто бывает, что ученые больше думают о разговорах, нежели  о жизни. Заметь, какое зло порождает чрезмерное мудрствование и как оно  может быть опасно для истины.
                                                                        Сенека
  

9
Наука - это пища для ума. И эта пища для ума может быть так же  вредна, как и пища телесная, если она не чиста, подслащена и если принимаешь ее не в меру. Так что и умственной пищи можно переесть и заболеть от нее. Для  того, чтобы этого не было, надо так же, как в телесной пище, принимать  ее  только тогда, когда голоден, когда чувствуешь необходимость узнать, - только тогда, когда знание нужно для души.
  

ЗНАНИЙ БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО, ДЕЛО ИСТИННОЙ НАУКИ ВЫБРАТЬ ВАЖНЕЙШИЕ И НУЖНЕЙШИЕ

1
Не стыдно и не вредно не знать, - всего  знать  никто  не  может,  -  а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь.
  

2
Способность ума воспринимать знания не беспредельна.  И  потому  нельзя думать, что  чем  больше  знаешь,  тем  лучше.  Знание  большого  количества пустяков - непреодолимая помеха для того, чтобы знать то, что истинно нужно.
  

3
Ум укрепляется изучением нужного и важного для человека и расслабляется изучением ненужного и ничтожного решительно так же, как тело укрепляется или расслабляется свежим или гнилым воздухом или пищею.
                                                           Дж. Рескин
  

4
В  наше  время  накопляется  огромное  количество   знаний,   достойных изучения. Скоро наши  способности  будут  слишком  слабы,  а  жизнь  слишком коротка, что бы усвоить хотя бы одну только  наиболее  полезную  часть  этих знаний. К нашим услугам полное  изобилие  богатств,  но,  восприняв  их,  мы должны снова отбрасывать многое как бесполезный хлам. Было бы лучше  никогда не обременять себя им.
                                                                        Кант
  

5
Знанию нет конца. И потому про того,  кто  знает  очень  много,  нельзя сказать, чтобы он знал более того, кто знает очень мало.
  

6
Самое обычное явление нашего времени - видеть то, что  люди,  считающие себя учеными, образованными и просвещенными,  зная  бесчисленное  количество ненужных вещей, коснеют в самом грубом невежестве, не только не зная  смысла своей жизни, но гордясь этим незнанием. И наоборот, не менее обычное явление встречать среди малограмотных и безграмотных  людей,  ничего  не  знающих  о химической  таблице,   паралаксах   и   свойствах   радия,   людей   истинно просвещенных, знающих смысл своей жизни и не гордящихся этим.
  

7
Люди не могут знать и понимать всего того, что  делается  на  свете,  и потому суждения  их  о  многих  вещах  неверны.  Неведение  человека  бывает двоякое; одно неведение есть чистое, природное  неведение,  в  котором  люди рождаются; другое неведение, так сказать, неведение истинно  мудрого.  Когда человек изучит все науки и узнает все то, что люди  знали  и  знают,  то  он увидит, что эти знания, все вместе взятые, так  ничтожны,  что  по  ним  нет возможности действительно понять мир Божий, и он убедится в том, что  ученые люди, в сущности, все так же ничего не знают, как  и  простые  неученые.  Но есть люди - верхогляды, которые  кое-чему  научились,  нахватались  верхушек разных наук и зазнались. Они ушли от  природного  неведения,  но  не  успели дойти до истинной мудрости  тех  ученых,  которые  поняли  несовершенство  и ничтожество всех человеческих знаний. Эти-то люди, считающие себя  умниками, и мутят мир. Они обо всем судят самоуверенно и  опрометчиво  и,  разумеется, постоянно ошибаются. Они умеют бросать пыль в глаза,  и  часто  люди  к  ним относятся с уважением, но простой народ их презирает, видя их бесполезность; они же презирают народ, считая его невежественным.
                                                                       Паскаль
  

8
Люди часто думают, что чем больше знать, тем лучше. Это неправда.  Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того,  что  можно знать, самое нужное.
  


9
Не бойся незнания, бойся лишнего знания, особенно если это  знание  для выгоды или для похвальбы. Лучше знать  меньше,  чем  можно,  чем  знать  больше,  чем  нужно.  От многознайства люди бывают довольны собой, самоуверенны и  от  этого  глупее, чем они были бы, если бы ничего не знали.
  

10
Умные не бывают учены, ученые не бывают умны. Лао-Тсе
  

11
Совы видят в темноте, но слепнут при солнечном свете. То же бывает и  с людьми учеными. Они знают много ненужных  научных  пустяков,  но  ничего  не знают и не могут знать о самом нужном для жизни: о том,  как  надо  человеку жить на свете.
  

12
Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы  мало  знать,  а  в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не  знаешь. Это он называл и глупостью и невежеством.
  

13
Если человек знает все науки и говорит на  всех  языках,  но  не  знает того, что он такое и что он должен делать, он просвещен  гораздо  менее  той безграмотной старухи, которая верит в батюшку Спасителя, то есть в Бога,  по воле Которого она признает себя живущей, и знает, что этот  Бог  требует  от нее праведности. Она просвещеннее ученого, потому что у нее  есть  ответ  на главный вопрос, что такое ее жизнь и как ей надо жить; тот ученый  же,  имея самые хитроумные ответы на самые сложные,  но  неважные  вопросы  жизни,  не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем  я  живу  и что мне делать?
  

14
Люди, думающие,  что  главное  дело  в  жизни  в  знании,  подобны  тем бабочкам, которые летят на свечи: они сами погибают и затемняют свет.
  


В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОЙ НАУКИ

1
Наукой люди называют либо ту самую важную на свете  науку,  по  которой человек узнает, как ему надо жить на свете, либо все то,  что  лестно  знать человеку и что может, или иногда и не может, пригодиться ему. Первое  знание - великое дело, второе - большей частью пустое занятие.
  
2
Есть два несомненных признака истинной науки: первый, внутренний - тот, что служитель науки не  для  выгоды,  а  с  самоотвержением  исполняет  свое призвание, и второй, внешний - тот, что произведение его понятно всем людям.
  

3
Жизнь всех людей нашего времени такова, что девятьсот девяносто  девять тысячных всего народа постоянно заняты  физическим  трудом  и  не  имеют  ни времени, ни возможности заниматься науками и искусствами. Одна  же  тысячная этого народа, живущая, освободивши  себя  от  физического  труда,  составила соответствующие своим требованиям науку и искусство. Спрашивается: каковы по своему качеству должны быть наука и искусство, возникшие при таких условиях?
  

4
Дело жизни всякого человека: становиться лучше и лучше. И потому хороши только те науки, которые помогают этому.
  

5
Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный тот,  кто  знает, зачем он живет и что ему  надо  делать.  Не  старайся  быть  ни  ученым,  ни образованным, старайся быть просвещенным.
  

6
Если  в  действительной  жизни  иллюзия  лишь  на  мгновение   искажает действительность, то в отвлеченной области заблуждение может  господствовать целые  тысячелетия,  может  надеть  свое  железное  ярмо  на  целые  народы, заглушить самые благородные порывы человечества и  с  помощью  своих  рабов, обманутых им, заковать того, кого не смогло обмануть. Оно - враг, с  которым вели неравную борьбу мудрейшие умы всех времен,  и  достоянием  человечества сделалось только то, что они отвоевали у него. Если говорят, что истины надо доискиваться даже там, где не предвидится от нее никакой пользы, потому  что польза может оказаться и обнаружиться там, где ее и не ожидали, то надо  еще прибавить, что с таким  же  рвением  надо  выискивать  и  искоренять  всякое заблуждение даже там, где не предвидится от него никакого вреда, потому  что вред заблуждений легко может оказаться и когда-нибудь обнаружиться там,  где его не ожидали, ибо каждое заблуждение  таит  в  себе  яд.  Нет  заблуждений безвредных, а тем более  почетных  и  священных.  В  утешение  же  тем,  кто посвящает свою жизнь и силы благородной и  трудной  борьбе  с  заблуждениями какого бы то ни было рода, смело можно сказать, что хотя до появления истины заблуждение и будет делать свое дело, как совы и летучие мыши  -  ночью,  но что скорее совы и летучие мыши запугают и загонят солнце  туда,  откуда  оно взошло, чем прежнее заблуждение вытеснит познанную и отчетливо  и  до  конца высказанную истину и займет беспрепятственно ее свободное место. Такова сила истины: победа ее трудна и тяжка, но  зато,  раз  она  одержана,  ее  уж  не вернешь назад.
                                                                    Шопенгауэр
  

7
С тех пор как живут на свете люди, всегда у всех народов были  мудрецы, учившие людей тому, что нужнее всего знать человеку: тому, в чем  назначение и потому истинное благо каждого человека и всех людей. Только тот, кто знает эту науку, может судить о важности всех других.
Предметов наук бесчисленное  количество,  и  без  знания  того,  в  чем состоит назначение и  благо  всех  людей,  нет  возможности  выбора  в  этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого  знания  все  остальные знания становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой.
  

8
Со  всеми  людьми,  обращающимися  к  науке  нашего  времени   не   для удовлетворения праздного любопытства и не для  того,  чтобы  играть  роль  в науке, писать, спорить, учить, и не для  того,  чтобы  кормиться  наукою,  а обращающимися к ней с прямыми, простыми, жизненными вопросами, случается то, что наука отвечает им на тысячи разных очень хитрых и мудреных вопросов,  но только не на тот один  вопрос,  на  который  всякий  разумный  человек  ищет ответа: на вопрос о том, что я такое и как мне жить.
  

9
Изучать не нужные для духовной жизни науки, как астрономия, математика, физика и т. п., так же  как  пользоваться  всякими  удовольствиями,  играми, катаниями, прогулками можно тогда, когда эти занятия не  мешают  делать  то, что  должно;  но  нехорошо  заниматься  пустыми  науками,  так  же   как   и удовольствиями, когда они мешают настоящему делу жизни.
  

10
Сократ указывал своим ученикам на то, что  при  правильно  поставленном образовании в каждой науке  надо  доходить  только  до  известного  предела, который не следует переступать. По геометрии, говорил он,  достаточно  знать настолько, чтобы при случае быть в силах  правильно  измерить  кусок  земли, который продаешь или покупаешь, или чтобы разделить на части наследство, или чтоб суметь распределить работу рабочим. "Это так легко, - говорил он, - что при небольшом старании не будешь затрудняться ни над каким измерением,  хотя бы пришлось измерять  всю  землю".  Но  он  не  одобрял  увлечения  большими трудностями в этой науке, и хотя сам лично знал  их,  но  говорил,  что  они могут занять всю жизнь человека и отвлечь его от других полезных наук; тогда как они ни к чему не нужны.  По  астрономии  он  находил  желательным  знать настолько, чтобы по небольшим приметам узнавать  часы  ночи,  дни  месяца  и времена года, уметь не потерять дорогу, держать направление в море и сменять сторожей. "Эта наука настолько легка, - прибавлял он, - что доступна всякому охотнику, всем мореплавателям, вообще вся- кому, кто хочет сколько-нибудь ею заняться". Но доходить  в  ней  до  того,  чтоб  изучать  различные  орбиты, описываемые небесными  телами,  высчитывать  величину  планет  и  звезд,  их отдаленность от земли, их движения и изменения, -  это  он  крайне  осуждал, потому что не видел в таких занятиях никакой пользы. Он был  такого  низкого мнения о них не по неведению, так как сам изучил эти науки, а потому, что не хотел, чтоб на излишние занятия тратились время и силы, которые  могли  быть употреблены на самое нужное человеку: на его нравственное совершенствование.
  Ксенофонт
  

О ЧТЕНИИ КНИГ

1
Следи за тем, чтобы чтение многих писателей  и  всякого  рода  книг  не произвело смутности и неопределенности в уме. Следует питать свой ум  только писателями несомненного достоинства. Излишнее чтение развлекает ум,  отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читай только книги старые, несомненно хорошие. Если когда-нибудь явится желание перейти на время  к  другого  рода сочинениям, не забывай никогда возвращаться опять к прежним.
                                                                        Сенека
  

2
Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и совсем не успеете прочесть их.
                                                                          Торо
  

3
Лучше никогда не читать ни одной книги, чем читать много книг и  верить во все то, что там написано. Можно быть умным, не читая ни одной книги; веря же во все, что написано в книгах, нельзя не быть дураком.
  
4
В писательстве повторяется то же, что в жизни. Большинство людей неумно и заблуждается. От  этого  разводится  так  много  плохих  книг,  так  много писательского сора среди хорошего зерна. Такие книги только отнимают у людей время, деньги и внимание.
Плохие книги не только бесполезны, но вредны. Ведь девять десятых  всех книг только затем и печатают, чтобы выманить деньги из людских карманов.
И потому лучше вовсе не читать тех книг, про которые  много  говорят  и пишут. Людям надо стараться прежде всего  прочесть  и  узнать  самых  лучших писателей всех веков и народов. Эти книги надо читать прежде всего. А  то  и вовсе  не  успеешь  прочесть  их.  Только  такие  писатели  нас  поучают   и образовывают.
Плохих книг никогда не прочтем мы слишком мало, а  хороших  никогда  не удастся прочесть слишком много.  Плохие  книги  -  нравственный  яд,  только одуряющий людей.
                                                      По Шопенгауэру
  

5
Суеверия и обманы мучат людей. Избавление от них только  одно:  истина.
Истину же мы познаем и сами собою и через мудрых и святых людей,  живших  до нас. И потому для доброй и хорошей жизни нужно  и  самому  искать  истину  и пользоваться теми указаниями истины, которые дошли до нас от прежних  мудрых и святых людей.
Одно из могущественнейших средств  познания  истины,  освобождающей  от суеверий,  состоит  в  узнании  всего  того,   что   в   прошедшем   сделано человечеством для познания вечной, общей всем людям, истины и выражения ее.
  

О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ

1
Каждый человек может и должен  пользоваться  всем  тем,  что  выработал совокупный  разум  человечества,  но  вместе  с  тем  должен  своим  разумом проверять данные, выработанные всем человечеством.
  

2
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти.
  

3
Только когда мы совсем забудем то, чему учились,  мы  начинаем  истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до тех пор,  пока буду смотреть на предмет так,  как  научили  меня  смотреть.  Чтобы  познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному.
                                                                          Торо
4
От учителя  мы  ждем,  что  он  сделает  из  своего  слушателя  сначала рассудительного человека, затем разумного и, наконец, ученого. Такой прием имеет ту выгоду, что если ученик  и  не  достигнет  никогда последней ступени, как это  обыкновенно  и  бывает  в  действительности,  он все-таки выиграет от обучения и станет более опытным и умным,  если  не  для школы, то для жизни.
Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученики схватывают что-то вроде разума, прежде чем в них выработается рассудок, и выносят из  обучения заимствованную науку, которая только как бы  приклеена,  но  не  срослась  с ними, причем их духовные способности остаются такими же бесплодными,  как  и раньше, но в то же время сильно испорченные воображаемой ученостью.  В  этом причина, почему мы  нередко  встречаем  ученых  (вернее,  обученных  людей), которые обнаруживают очень мало рассудка, и почему  из  академий  выходит  в жизнь больше нелепых  голов,  чем  из  какого-нибудь  другого  общественного класса.
                                                                          Кант
  

5
Наука не в школах. В школах - чопорное тупоумие невежд. Наука в  книгах и в личном самостоятельном труде над  приобретением  знаний  из  книг  и  из жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения  книгопечатания  не оставалось из науки ничего, кроме плесени.
Характер школьного преподавания  -  сухое,  тупоумное  педантство.  Это почти неизбежно так по самой  сущности  дела.  Кому  не  надоест  10-20  лет толковать год за год все одно и  то  же?  Учитель,  профессор  почти  всегда занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет науку простой формалистикой. А вдобавок  обыкновенно  и  глупеет  от  глупой скучности своего ремесла.
                                                     Н.Г. Чернышевский
  

6
Во всех сословиях встречаются люди с  умственным  превосходством,  хотя часто без всякой  учености.  Натуральный  ум  может  заменить  почти  всякую степень образования, но никакое образование  не  заменит  натурального  ума, хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства знания  случаев  и фактов  (сведения  исторические)  и  определение  причинности  (естественные науки) - все в правильном, легком обозрении; но  он  от  этого  не  обладает более правильным  и  глубоким  взглядом  на  настоящую  сущность  всех  этих событий, случаев и причинностей.  Неученый,  со  своей  проницательностью  и быстрым взглядом на все, сумеет обойтись без этих богатств. Один  случай  из его опыта научит его большему, чем  какого-нибудь  ученого  тысячи  случаев, которые он знает, но хорошенько не понимает, потому что  малое  знание  того неученого - живое.
Напротив того, многие знания обыкновенных ученых мертвы,  так  как  они состоят если не совсем в  пустых  словах,  то  часто  только  в  отвлеченных понятиях, которые получают свое значение только по мере разумности и  высоты понимания вопроса, свойственного рассуждающему. Если же понимание это  очень скудное, то рассуждениям такого  рода  свойственно,  как  банку,  ассигнации
которого  в  десять  раз  превышают  наличный  фонд,  прийти  под  конец   к банкротству.
                                                                    Шопенгауэр
  
7
Я люблю мужиков: они недостаточно учены,  чтобы  рассуждать  превратно.
  Монтескье
  

8
Как много ненужного чтения могли бы мы  избегнуть  при  самостоятельном мышлении!
Разве чтение и учение одно и то же? Кто-то не без основания  утверждал, что книгопечатание если  и  способствовало  более  широкому  распространению учености, то в ущерб ее качеству и содержанию. Слишком много  читать  вредно для мышления. Величайшие мыслители, встречавшиеся мне среди ученых,  которых я изучал, были как раз наименее начитанными.
Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что  они должны мыслить, - недоразумение было бы предотвращено.
                                                                    Лихтенберг
  

XX. УСИЛИЕ

Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его  душу.
Чтобы раскрыть для самого себя  свою  душу,  человеку  нужно  делать  усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека.
  

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ, СОБЛАЗНОВ И СУЕВЕРИЙ – В УСИЛИИ                
1
Самоотречение освобождает людей от грехов,  смирение  -  от  соблазнов, правдивость - от суеверий. Но для того,  чтобы  человек  мог  отрекаться  от похотей тела,  смиряться  перед  соблазнами  гордости  и  проверять  разумом запутывающие его суеверия, он должен делать усилия. Только усилиями сознания может человек избавиться от  грехов,  соблазнов  и  суеверий,  лишающих  его блага.
  

2
Царство Божие усилием берется. Царство Божие внутри вас есть (от Луки XVI,16; XVII, 21).
Эти  два  стиха  Евангелия  значат  то,  что  только  усилием сознания могут люди побороть в себе те грехи, соблазны и  суеверия,  которые задерживают приближение Царства Божия.
  

3
Здесь, на земле, нет и не должно быть покоя, потому  что  жизнь  -  это приближение  к  цели,  которой  никогда  нельзя  вполне  достигнуть.   Покой безнравственен. Я не могу сказать, в чем эта цель; но какая бы она ни  была, она есть, и мы знаем, что мы приближаемся к ней. Без этого приближения жизнь была бы бессмыслица и обман. Приближаемся же мы к  этой  цели  только  своим усилием.
                                                        Иосиф Мадзини
  

4
Становиться лучше и лучше - в этом все дело жизни, а становиться  лучше можно только усилиями.
Всякий знает, что без усилий в телесном труде ничего не сделаешь.  Надо понимать, что и в главном деле жизни, в жизни души, тоже ничего не  сделаешь без усилия.
  

5
Сила не в том, что человек может связать узлом железную кочергу, и не в том, что он может обладать биллионами и триллионами рублей, и не в том,  что может своими солдатами завоевать целый народ, а сила, во много  раз  большая всех этих сил, в том, что человек может от всей души простить обидчику,  что может воздержаться от желания, если знает, что желание это грешное, может во всякую минуту вспомнить про то, что в нем живет дух Божий.
  

6
Не говори никогда про доброе дело: "не стоит и  стараться,  -  это  так трудно, что никогда не достигну", или  "это  так  легко,  что  когда  захочу всегда сделаю". Не думай и не говори так: всякое усилие, хотя бы цель усилия и не была достигнута, или цель эта была бы  самая  неважная,  всякое  усилие укрепляет душу.
  

7
Люди часто думают, что для того, чтобы быть истинным христианином, надо делать особенные, необыкновенные дела. Это неправда. Для христианства  нужны не особенные, необыкновенные дела,  а  только  всегдашнее  усилие  сознания, освобождающее себя от грехов, соблазнов и суеверий.
  

8
Легко делаются дурные дела - те дела, от которых наши несчастья; то  же что благотворно и хорошо для нас, делается только усилием.
                                                  Буддийская мудрость
  

9
Если человек поставит себе за правило делать то, что ему хочется, то он недолго будет хотеть делать то, что делает. Настоящее дело всегда только то, над которым надо потрудиться, чтобы сделать его.
  

10
Никогда путь к  доброму  знанию  не  пролегал  по  шелковистой  мураве, усеянной цветами: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.
                                                         Джон Рескин
  

11
Искание  истины  совершается  не  с   весельем,   а   с   волнением   и беспокойством; и все-таки надо искать ее, потому что, не найдя истины  и  не полюбив ее, ты погибнешь. - Но, скажешь ты, если бы истина хотела,  чтобы  я искал ее и полюбил ее, то она сама открылась бы мне.  -  Она  и  открывается тебе, но ты не обращаешь на это внимания. Ищи же истину, - она этого хочет.
                                                                         Паскаль
  

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ ДЛЯ ДУШИ, НУЖНО УСИЛИЕ

1
Я - орудие, которым работает Бог. Мое  истинное  благо  только  в  том, чтобы участвовать в Его работе. Участвовать же в Его работе  я  могу  только теми усилиями сознания, которые я делаю для того, чтобы держать  в  порядке, чистоте, остроте, правильности то орудие Божье, которое поручено мне - себя, свою душу.
  

2
Для человека дороже всего быть свободным, жить по своей, а не по  чужой воле. Для того, чтобы жить так, человеку надо жить для души.  А  чтобы  жить для души, надо подавлять похоти тела.
  

3
Вся истинная жизнь человеческая  есть  не  что  иное,  как  постепенный переход от низшей, животной природы к все большему и большему сознанию жизни духовной.
  

4
Мы делаем усилие проснуться  и  действительно  просыпаемся,  когда  сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его. То же надо делать и в жизни, когда она становится невыносима. В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой, высшей, духовной жизни.
  

5
Усилия против грехов, соблазнов и суеверий уже потому нужны, что только перестань бороться с ними, и тело завладеет тобою.
  

6
Нам кажется,  что  настоящая  работа  только  над  чем-нибудь  видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей душой, над чем-то невидимым - дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать, а между тем всякая другая работа, - кроме работы над  своей  душой,  над  тем, чтобы делаться с каждым днем духовнее и любовнее,  -  всякая  другая  работа пустяки. Только одна эта работа настоящая, и все  остальные  работы  полезны только тогда, когда делается эта главная работа жизни.
  

7
Тот, кто признает свою жизнь нехорошей и хочет начать  жить  лучше,  не должен думать, что он  может  начать  жить  лучше  только  тогда,  когда  он переменит условия своей жизни. Исправлять жизнь  надо  и  можно  не  внешней переменой, а в самом себе и в своей душе. А это можно делать всегда и везде. И работы этой у всякого достаточно. Только когда душа  твоя  так  изменится, что ты  не  будешь  в  состоянии  продолжать  прежнюю  жизнь,  только  тогда переменяй жизнь, а не тогда, когда тебе будет думаться, что тебе легче будет исправлять себя, если ты переменить жизнь.
  

8
Есть только одно для всех людей важное дело в жизни. Дело  это  в  том, чтобы улучшать свою душу.  Одно  это  дело  предназначено  всем  людям.  Все остальное пустяки в сравнении с этим делом. То, что это так, видно из  того, что в этом одном деле человеку не бывает помехи и что от этого  одного  дела человеку всегда бывает радостно.
  

9
Бери пример с шелковичного червя: он работает до тех  пор,  пока  не  в силах летать. А ты прилип к  земле.  Работай  над  своей  душой,  и  у  тебя вырастут крылья.
                                                По Ангелусу Силезиусу
  

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО УСИЛИЕМ СОЗНАНИЯ

1
"Будьте совершенны, как  совершен  Отец  ваш  Небесный",  -  сказано  в Евангелии. Это не значит то,  что  Христос  велит  человеку  быть  таким  же совершенным, как Бог, а значит то, что всякий человек должен  делать  усилия сознания, чтобы приближаться к совершенству. Полное совершенство - это  Бог; дело же человека приближаться к этому совершенству,  и  в  этом  приближении жизнь человека.
  

2
Растет всякое существо не вдруг,  а  понемногу.  Нельзя  вдруг  выучить целую  науку.  Так  же  нельзя  вдруг  и  победить  грех.  Для  того,  чтобы становиться  лучше,  есть  только  одно  средство:  мудрое   рассуждение   и постоянное, терпеливое усилие.
                                                                         Чаннинг
  
3
Лессинг говорил, что дает радость человеку не самая истина,  а  усилие, какое делает человек, чтобы добраться до  нее.  То  же  можно  сказать  и  о добродетели:  радость,  даваемая   добродетелью,   заключается   в   усилии, приближающем к ней.
  

4
На ванне короля Чинг-Чанга были  вырезаны  такие  слова:  "Каждый  день возобновляй себя совершенно; делай это сначала и опять  сначала". 
                                                 Китайская мудрость
  

5
Если люди не занимаются исследованиями, а если и занимаются ими, но  не успевают в них, то пусть они не отчаиваются и не останавливаются; если  люди не расспрашивают просвещенных людей про сомнительные вещи,  которых  они  не знают, а если, и расспрашивая, они не делаются более просвещенными, -  пусть они не отчаиваются; если люди не размышляют, а  если  и  размышляют,  но  не могут ясно понять, в чем сущность добра, - пусть они  не  отчаиваются;  если люди не различают добра от зла, а если и различают, но не имеют ясного о нем представления, - пусть они не отчаиваются; если люди не  делают  добро  или, если и делают, не отдают ему всех своих сил, - пусть они не отчаиваются: то, что другие сделали бы в один раз, они  сделают  в  десять;  то,  что  другие сделали бы в сто раз, они сделают в тысячу.
Тот,  кто  действительно  будет  следовать  этому  правилу  постоянства усилия, как бы он ни был невежествен, непременно сделается просвещенным; как бы он ни был слаб, непременно сделается сильным, и как бы он ни был порочен, непременно сделается добродетельным.
                                                  Китайская мудрость
  

6
Когда человек делает доброе только потому, что он привык делать доброе, это еще не добрая жизнь. Добрая жизнь начинается тогда, когда человек делает усилие для того, чтобы быть добрым.
  

7
Ты говоришь: не стоит делать  усилий:  сколько  ни  делай,  никогда  не достигнешь совершенства. Да ведь  дело  твое  не  в  том,  чтобы  достигнуть совершенства, а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему.
  

8
Пусть человек не думает легкомысленно о зле, говоря в сердце своем:  "я так далек от зла, что оно не  коснется  меня".  Малыми  каплями  наполняется водяной сосуд: весь наполняется злом безумец, мало-помалу творя злое.
Пусть человек не думает небрежно о добре, говоря в сердце  своем:  "нет во мне сил воспринять добро". Как капля за каплей вода наполняет сосуд,  так и мало-помалу, творя доброе, весь наполняется добром человек, стремящийся  к благу.
                                                 Буддийская мудрость
  

9
Для того, чтобы жизнь была не горем, а сплошною радостью,  надо  всегда быть добрым со всеми, - и людьми и животными. А чтобы  быть  всегда  добрым, надо приучать себя  к  этому.  А  чтобы  приучить  себя  к  этому,  надо  не пропускать ни одного своего недоброго поступка, не упрекнув себя за него.
Будешь делать так - и скоро привыкнешь быть добрым со  всеми  людьми  и животными. А привыкнешь к доброте, и на сердце будет всегда весело.
  

10
Добродетель человека измеряется не  необыкновенными  подвигами,  а  его ежедневным усилием.
                                                                      Паскаль
  


ДЛЯ ПРИБЛИЖЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВУ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА СВОИ СИЛЫ

1
Как ошибочно просить Бога или даже людей,  чтобы  они  вывели  меня  из моего плохого положения!  Человеку  не  нужно  ничьей  помощи,  не  нужно  и выходить из того положения, в котором он находится,  а  нужно  одно:  самому делать усилия сознания для того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов  и суеверий. Только в той  мере,  в  которой  освободится  человек  от  грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.
  

2
Ничто так не ослабляет силы человека, как  надежда  в  чем-либо,  кроме своего усилия, найти спасение и благо.
  

3
Нужно освободиться от мысли  о  том,  что  небо  может  исправить  наши ошибки. Если вы неряшливо  приготовляете  какое-нибудь  кушанье,  то  вы  не рассчитываете, что провидение сделает его вкусным; и точно так же, если вы в течение целого ряда безумных лет ложно направляли свою жизнь, то  не  должны ожидать, что божественное вмешательство направит и устроит все к лучшему.
                                                                     Джон Рескин
  

4
В тебе знание того, в чем высшее совершенство. В тебе же и  препятствия к достижению его. Твое положение - это то самое, над чем ты должен работать, чтобы приблизиться к совершенству.
                                                                        Карлейль
  

5
Сам грешишь, сам замышляешь зло, сам убегаешь от  греха,  сам  очищаешьТпомыслы, сам собою ты зол или чист, - другому не спасти тебя.
                                                                      Дхаммапада
  

6
Сказать, что я не могу воздержаться от  дурного  дела,  все  равно  что сказать, что я нечеловек, а животное. Люди часто говорят это, но сколько  бы они ни говорили это, они в душе своей знают, что, пока они живы,  они  могут перестать делать дурное и начать делать доброе.
  

7
Нет никакого нравственного закона, если я не могу исполнить  его.  Люди говорят: мы рождены себялюбцами,  скупыми,  похотливыми,  и  не  можем  быть иными. Нет, мы можем. Первое дело - сердцем почувствовать, кто  мы  такие  и чем мы должны быть, а второе - делать усилия для того, чтобы приблизиться  к тому, чем мы должны быть.
                                                                        Солтер
  
8
Человек должен развивать свои задатки к добру. Провидение  не  заложило их в человеке вполне готовыми; это только одни задатки. Сделать самого  себя лучше, обрабатывать себя - вот в чем главное дело жизни человека.
                                                                          Кант
  

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО СРЕДСТВО – УСИЛИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ К ДОСТИЖЕНИЮ ДОБРОЙ, НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  
1
Люди приближаются к Царству Божию, то есть к доброй и счастливой жизни, только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.
  

2
Если ты видишь, что устройство общества дурно, и  ты  хочешь  исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то,  чтобы  все  люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей  власти  только одно: самому сделаться лучше.
  

3
Часто слышишь рассуждения о том, что все усилия  для  улучшения  жизни, для искоренения зла и установления справедливой жизни - бесполезны, что  все это сделается как-то само собою.
Люди плыли на веслах, но гребцы доехали и вышли на берег, оставшиеся же в лодке путешественники не берутся за весла,  потому  что  думают,  что  как прежде двигалась лодка, так она будет двигаться и теперь.
  

4
"Да, это было бы так, если бы все люди разом поняли, что все это  дурно и не нужно нам", - говорят люди, рассуждая о зле  жизни  людской.  "Положим, один человек отстанет от зла, откажется от участия  в  нем,  -  что  же  это сделает для общего дела, для жизни людей? Изменение жизни  людской  делается всем обществом, а не одиночными людьми".
Правда, одна ласточка не делает весны.  Но  неужели  оттого,  что  одна ласточка не делает весны, не лететь  той  ласточке,  которая  уже  чувствует весну, а дожидаться? Если так дожидаться каждой почке  и  травке,  то  весны никогда не будет. Также и нам для установления Царства Божия не надо  думать о том, первая ли я или тысячная ласточка,  а  сейчас  же,  хотя  бы  одному, чувствуя  приближение  Царства  Божия,  делать  то,  что   нужно   для   его осуществления.
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и  отворят  вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" 
(Матф. VII, 7-8).
  

5
"Огонь пришел Я низвесть на  землю:  и  как  желал  бы,  чтобы  он  уже
возгорелся" (Луки XII, 49).
Но почему же огонь этот так медленно  разгорается?  Если  могло  пройт столько веков, и христианство не изменило строя  общественной  жизни,  какое право имеем мы думать,  что  оно  изменит  его  теперь?  Большинство  людей, приведенное к необходимости признания истины христианства, все еще не  берет эту истину за основание своей деятельности. Отчего это? А только оттого, что люди ждут изменения  от  внешних  условий,  а  не  хотят  понять  того,  что достигается это только усилием каждого отдельного человека в своей  душе,  а не какими-либо внешними изменениями.
  

6
Жизнь наша дурная. Отчего?
Оттого, что люди дурно живут. А дурно живут люди оттого, что сами  людиплохи. Стало быть,  для  того,  чтобы  жизнь  перестала  быть  дурною,  надо переделать людей из плохих  в  хороших.  Как  же  это  сделать?  Всех  никто переделать не может, себя же переделать всякий может. Сначала  кажется,  что это дела не поправит, потому что что же значит один человек против всех?  Но дело в том, что все жалуются на дурную жизнь. Так что если все люди  поймут, что плохая жизнь от плохих людей, и все поймут, что каждый может не  других, а сам  себя  исправить,  то  есть  из  плохого  сделать  хорошим,  и  станут исправлять сами себя, то тотчас же и вся жизнь станет лучше. Стало быть, от нас и дурная  жизнь,  от  нас  и  то,  чтобы  она  стала хорошей.
  

УСИЛИЕ В ДОСТИЖЕНИИ СОВЕРШЕНСТВА ДАЁТ ИСТИННОЕ БЛАГО ЧЕЛОВЕКУ

1  
Нравственное усилие и радость сознания жизни  чередуются  так  же,  как телесный труд и радость отдыха. Без труда телесного нет  и  радости  отдыха; без усилия нравственного нет радости сознания жизни.
  

2
Награда добродетели в самом усилии доброго поступка. Цицерон


3
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно  так  же  и человек,  не  работающий  духовную  работу  над  своим   внутренним   миром, испытывает  мучительную  боль  от  тех  невзгод,  которые,  не  замечая  их, переносит человек, полагающий главное дело жизни в усилии  для  освобождения себя  от  грехов,   соблазнов   и   суеверий,   то   есть   в   нравственном совершенствовании.
  

4
Не жди не только скорого, но никакого видимого  тебе  успеха  от  твоих усилий к добру. Ты не увидишь плодов своих усилий, потому что, насколько  ты подвинулся, настолько подвинулось перед тобой и совершенство, к которому  ты стремишься. Усилие сознания - не есть средство  достижения  блага,  но  само усилие сознания дает благо.


5
Животным Бог дал все, что им  нужно.  Но  человеку  Он  не  дал  этого, человек сам должен добыть все, что ему необходимо. Высшая мудрость  человека не родилась вместе с ним; он должен трудиться, чтобы достичь ее, и чем более его труды, тем более награда.
                                                      Таблички бабидов
  

6
Царство Божие силою  берется.  Это  значит  то,  что  для  того,  чтобы избавиться от зла и быть добрым, нужно усилие. Усилие нужно для того,  чтобы удержаться от зла. Удержись от зла, и будешь делать добро, потому  что  душа человеческая любит добро и делает его, если только свободна от зла.
  

7
Вы - свободные  деятели,  и  вы  это  чувствуете.  Всевозможные  лживые рассуждения о том, что во всем властвует судьба, законы природы, никогда  не будут в силах заставить замолчать двух неподкупных  свидетелей  человеческой свободы: укоров совести и величия мученичества. Начиная от Сократа до Христа и от Христа вплоть до тех людей, которые из века в век  умирают  за  истину, все мученики веры доказывают неправду этого рабского учения и громко говорят нам: "Мы тоже любили жизнь и всех людей, которыми жизнь наша была  красна  и которые умоляли нас прекратить борьбу. Каждое биение  нашего  сердца  громко взывало к нам: живи! но для исполнения закона жизни мы предпочли смерть".
И, начиная с Каина вплоть до  самого  глубоко  подлого  человека  наших дней, все, избравшие путь зла, слышат в глубине души голос осуждения, укора, голос, не дающий им покоя, который вечно твердит им:  зачем  вы  свернули  с истинного пути? Вы могли, вы можете сделать усилие. Вы - деятели  свободные, и в вашей власти было и есть коснеть в грехах или освобождаться от них.
                                                                       Мадзини
  

XXI. ЖИЗНЬ В НАСТОЯЩЕМ

Людям кажется, что жизнь  их  проходит  во  времени  -  в  прошедшем  и будущем. Но это только кажется: истинная жизнь человеческая не  проходит  во времени, а всегда  есть  в  той  безвременной  точке,  в  которой  прошедшее сходится с будущим и которую мы неправильно называем настоящим  временем.  В этой безвременной точке настоящего, и только в этой точке, человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истинная жизнь человека.
  

ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВО ВРЕМЕНИ

1
Прошлого уже нет, будущее еще не пришло. Что же есть? Только та  точка, где сходятся будущее с прошедшим. Казалось бы, точка - это  ничто,  а  между тем только в этой точке вся жизнь наша.
  

2
Нам только кажется, что  есть  время.  Его  нет.  Время  -  это  только приспособление,  посредством  которого   мы   постепенно   видим   то,   что действительно есть и что всегда одно. Глаз не видит шара всего  сразу,  хотя шар существует весь сразу. Для того, чтобы глаз видел шар, нужно, чтобы  шар вертелся перед глазом, который смотрит на него. Так  и  мир  развертывается, или как будто развертывается перед глазами людей  во  времени.  Для  высшего разума нет  времени:  что  будет,  то  есть.  Время  и  пространство  -  это раскрошение бесконечного для пользования им существами конечными.
                                                                        Амиель


3  
Нет ни "прежде", ни "после": то, что случится завтра, уже действительно есть в вечности.
                                                      Ангелус Силезиус
  

4
Времени и пространства нет: и то и другое  необходимо  нам  только  для того, чтобы мы могли понимать предметы. И потому очень ошибочно думать,  что рассуждения о звездах, свет которых еще не  дошел  до  нас,  и  о  состоянии солнца за миллионы лет  и  т.п.  суть  рассуждения  очень  важные.  В  таких рассуждениях нет ничего не только важного, но нет ничего серьезного. Все это только праздная игра ума.
  

5  
Времени нет, есть только мгновение. А в нем-то, в этом  мгновении,  вся наша жизнь. И потому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.
  

6
Если жизнь вне времени, то для чего же она  проявляется  во  времени  и пространстве? А для того, что только во времени и  пространстве  может  быть движение, то есть стремление к  расширению,  просветлению,  к  совершенству. Если бы не было пространства и времени, не было  бы  движения,  не  было  бы жизни.
  

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

1  
Время только для телесной жизни. Духовное же существо  человека  всегда вне времени. А вне времени оно потому, что деятельность  духовного  существа человека только в усилии сознания. А усилие  сознания  всегда  вне  времени, потому что оно всегда только в настоящем, а настоящее не во времени.
  

2
Мы не можем представить себе жизнь после смерти и  не  можем  вспомнить жизнь до рождения, потому что не можем представить себе ничего вне  времени. А между тем мы лучше всего знаем нашу жизнь вне времени - в настоящем.
  

3
Наша душа брошена в тело, где она находит число, время, измерение.  Она рассуждает об этом и  называет  это  природой,  необходимостью  и  не  может мыслить иначе.
                                                                       Паскаль
  

4
Мы говорим, что идет время. Это неверно. Идем мы, а не время. Когда  мы плывем по реке, нам кажется, что идут берега, а  не  лодка,  на  которой  мы плывем. Так и время.
  

5
Хорошо почаще вспоминать  о  том,  что  наша  истинная  жизнь  не  одна наружная, телесная, какую мы проживаем здесь, на земле, на наших глазах,  но что вместе с этой жизнью есть в нас и другая,  внутренняя  жизнь,  духовная, которой не было начала и нет конца.
  

ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ

1  
Способность помнить прошедшее и  представлять  себе  будущее  дана  нам только для того, чтобы, руководясь соображениями о том  или  другом,  вернее решать поступки настоящего, а никак не для того, чтобы  жалеть  о  прошедшем или готовить будущее.
  

2
Человек живет только настоящее мгновение. Все остальное или прошло уже, или неизвестно, будет ли.
                                                          Марк Аврелий
  

3
Мы только оттого мучаемся прошедшим и портим  себе  будущее,  что  мало заняты настоящим. Прошедшее было, будущего нет, есть только одно настоящее.
  

4
Будущее  состояние  наше  всегда  будет  казаться  мечтой  для   нашего теперешнего состояния.
  

5
Важна не длина жизни, но глубина ее. Дело не в продолжении жизни, но  в том, чтобы жить не во времени. А живем мы не во времени только тогда,  когда мы живем усилием добра. Когда мы живем так, мы  не  задаем  себе  вопроса  о времени.
                                                           По Эмерсону
  

6
"Жить до вечера и до веку" - значит жить так, как будто  всякую  минуту доживаешь последний час и можешь  успеть  сделать  только  самое  важное,  и вместе с тем жить так, как будто то дело,  которое  ты  делаешь,  ты  будешь продолжать без конца.
  

7
Время за нами, время перед нами, при нас его нет.  Как  только  станешь больше думать о том, что было, или о том, что будет, как потеряешь  главное: жизнь истинную в настоящем.
  

8
Мгновение только мгновение, - человеку кажется так  неважно  мгновение, что он пропускает его, а только в этом вся его  жизнь,  только  в  мгновении настоящего может он сделать то  усилие,  которым  берется  царство  божие  и внутри и вне нас.
  

9
Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра. Конфуций
  

10
Все неважно, кроме того, что мы делаем в настоящую минуту.
  

11  
Хорошо не думать о завтрашнем дне; но для того, чтобы не думать о  нем, есть только одно средство: думать не переставая о том,  так  ли  я  исполняю дело настоящего дня, часа, минуты.
  

12
Трудно среди общения с людьми, в минуты увлечения мыслями о прошедшем и будущем, вспомнить о том, что жизнь твоя сейчас в этом  моменте  настоящего. Но как важно и драгоценно вспоминать это! Старайся приучать  себя  к  этому. Много зла избегнет человек, если приучится к памятованию о том, что важно  в жизни только настоящее, что только оно одно есть. Все остальное - мечта.
  

13
Как только ушел в прошедшее и будущее, так ушел от настоящей  жизни,  и от этого тотчас же сиротливо, несвободно, одиноко.
  

14  
"Сколько  нравственных  мучений  -  и  все  это,  чтобы  умереть  через несколько минут! Стало быть, не о чем и заботиться". Нет, неправда. Есть твоя жизнь сейчас. Времени нет,  и  сей  час  стоит сотен лет, если ты в сей час будешь жить с Богом.
                                                                     По Амиелю
  

15
Говорят: человек не свободен: потому что  все,  что  он  делает,  имеет свою, предшествующую во времени, причину. Но человек действует всегда только в настоящем, а настоящее вне времени, -  оно  только  точка  соприкосновения прошедшего и будущего.  И  потому  в  мгновении  настоящего  человек  всегда свободен.
  

16
Только в настоящем проявляется свободная  божественная  сила  жизни,  и потому деятельность настоящего должна иметь свойства божественного, то  есть должна быть разумна и добра.
  
17
Спросили у мудреца:  какое  дело  самое  важное?  Какой  человек  самый важный? И какое время в жизни самое важное?
И мудрец ответил: "Дело самое важное - то, чтобы быть в любви со  всеми людьми, потому что в этом дело жизни всякого человека.
Человек самый важный тот, с кем в эту настоящую минуту ты имеешь  дело, потому что никогда не можешь знать, будешь ли еще иметь  дело  с  каким-либо другим человеком.
Время же самое важное - одно настоящее,  потому  что  в  нем  одном  ты властен над собою".
  

ЛЮБОВЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В НАСТОЯЩЕМ

1  
Главное дело в жизни - любовь. А любить нельзя ни  в  прошедшем,  ни  в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту.
  

2
Только когда  не  руководишься  в  своих  поступках  ни  прошедшим,  ни будущим, а только требованием  своей  души  в  настоящем,  можешь  поступать вполне любовно.
  

3
Любовь - это проявление божественной сущности, для которой нет времени, и потому любовь проявляется только в настоящем,  сейчас,  во  всякую  минуту настоящего.
  

4
Надо не думать о будущем, а только в настоящем стараться  делать  жизнь радостной для себя и других. "Завтрашний  день  печется  сам  о  себе".  Это великая правда. Тем-то и хороша жизнь, что никак не знаешь,  что  нужно  для будущего. Одно наверное нужно и годится всегда - в настоящую минуту любовь к людям.
  

5
Любить вообще - значит делать доброе. Так мы все понимаем  и  не  можем иначе понимать любовь.
И любовь не только слово, но это дела,  которые  мы  делаем  для  блага других.
Если человек решает, что ему лучше воздержаться от требований настоящей самой малой любви во имя другой будущей большой любви, то он обманывает  или себя, или других и никого не любит, кроме себя одного. Любви в будущем не бывает:  любовь  бывает  только  в  настоящем.  Если человек не делает дела любви в настоящем, в нем нет любви.
  

6
Ты хочешь добра. А добро может быть только сейчас: в будущем  не  может быть добра, потому что будущего нет. Есть только настоящее.
  

7
Никогда не откладывай доброго дела,  если  можешь  сделать  его  нынче, потому что смерть не разбирает того, сделал или не сделал ты то, что должен.
Смерть никого и ничего не дожидается. И потому для человека важнее  всего  в мире то, что он сейчас делает.
  

8
Если бы только мы  чаще  вспоминали  о  том,  что  никогда  не  вернешь потерянного времени, никогда не переделаешь сделанного  зла,  мы  больше  бы делали добра, меньше делали бы зла.
  

9  
Не будем медлить, чтобы быть справедливыми, сострадательными. Не  будем ждать особенных страданий других людей или наших. Жизнь  коротка,  и  потому будем торопиться радовать сердца наших спутников в этом  коротком  переезде. Поспешим быть добрыми.
                                                                        Амиель


10
Помни,  что  если  ты  можешь  сделать  хорошее  дело,  оказать  любовь кому-нибудь, то надо делать это сейчас,  потому  что  пройдет  случай  и  не возвратится.
  

11
Добрые люди забывают то хорошее, что они сделали: они так  заняты  тем, что сейчас делают, что не думают о том, что уже сделали.
                                                   Китайская пословица
  

12
Жизнь сейчас, в настоящем, это то состояние, в котором живет в нас Бог. И потому настоящее мгновение в жизни дороже всего. Все силы души  употребляй на то, чтобы не даром прошло это мгновение и чтобы не скрыть  от  себя  того Бога, который мог проявиться в тебе.
  

СОБЛАЗН ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ЖИЗНИ ВМЕСТО САМОЙ ЖИЗНИ

Ложь этого  рассуждения  в  том,  что  человек  отступает  от  жизни  в настоящем, одной действительной жизни, и переносит ее в будущее,  тогда  как будущее не принадлежит ему.
Для того, чтобы не подпасть этому соблазну, человеку  надо  понимать  и помнить, что готовиться  некогда,  что  он  должен  жить  наилучшим  образом сейчас, такой, какой он есть, что совершенствование, нужное для  него,  есть только одно совершенствование в любви, а это  совершенствование  совершается только в настоящем. И потому человек  должен,  не  откладывая,  жить  всякую минуту всеми своими силами для исполнения того назначения, для  которого  он пришел в мир и которое одно может дать ему истинное  благо.  Человек  должен жить так, зная, что всякую минуту он  может  быть  лишен  возможности  этого исполнения.
  

1
"Это я сделаю, когда вырасту большой". "Я так буду  жить,  когда  кончу учение, когда женюсь". "А я так-то устроюсь, когда у меня будут дети,  когда женю сына, или когда разбогатею, или когда перееду в другое место, или когда состареюсь".
Так говорят и дети, и взрослые, и старики, а никто не  знает,  проживет ли он до вечера. Про все эти дела  мы  не  можем  знать,  доведется  или  не доведется нам делать их, не помешает ли смерть.
Только одному делу не может помешать смерть: смерть не  может  помешать тому, чтобы во всякий час, пока жив, исполнять волю Бога - любить людей.
  

2
Мы часто говорим и думаем, что "я не могу делать всего, что  должно,  в том положении,  в  котором  нахожусь  теперь".  Как  это  несправедливо!  Та внутренняя работа, в которой и заключается  жизнь,  всегда  возможна.  Ты  в тюрьме, ты  болен,  ты  лишен  возможности  какой  бы  то  ни  было  внешней деятельности, тебя оскорбляют, мучат, - но внутренняя  жизнь  твоя  в  твоей власти: ты можешь в мыслях упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть  людей и можешь в мыслях же подавлять эти чувства и заменять их  добрыми.  Так  что всякая минута твоей жизни твоя, и никто не может отнять ее у тебя.
  

3
"Теперь мне можно на время отступить от того, что должно и чего требует моя совесть, потому что я не готов, -  говорит  себе  человек.  -  А  вот  я приготовлюсь, наступит время, и тогда я начну жить уже  вполне  сообразно  с своей совестью".
  

4
Когда я говорю: "Я не могу  этого  сделать",  я  выражаюсь  неверно.  Я должен сказать, что я не мог этого сделать  прежде.  То  же,  что  в  каждую минуту настоящего я могу сам с собою сделать все, что хочу, это я несомненно знаю. И хорошо человеку знать это.
  

5
Сознание своего нездоровья, заботы об устранении его, главное - мысль о том, что я теперь нездоров и не могу, а вот дай  выздоровлю,  тогда  сделаю, все это великий соблазн. Это ведь значит говорить: не  хочу  того,  что  мне дано, а того, чего нет. Всегда можно радоваться тому,  что  сейчас  есть,  и делать из того, что есть (то есть тех сил, какие есть), все, что можно.
  

6
Всякий настоящий час есть критический, решающий  час.  Запиши  в  своем сердце, что каждый день - самый лучший день всего года, каждый час -  лучший час, каждое мгновение - лучшее мгновение. Оно лучшее потому,  что  оно  одно твое.
                                                           По Эмерсону
  

7
Для того, чтобы провести наилучшим образом свою  жизнь,  надо  помнить, что вся жизнь только в настоящем, и стараться наилучшим образом поступать  в каждую минуту настоящего.
  

8
Тебе нехорошо, - и тебе кажется, что это оттого, что ты не можешь  жить так, как бы ты хотел, что ты бы легче сделал то, что считаешь должным,  если бы жизнь твоя была другая. Это неправда. У тебя есть все  то,  чего  ты  так желаешь. Во всякую минуту жизни ты  можешь  сделать  самое  лучшее,  что  ты можешь только сделать.
  

9
В жизни, в настоящей жизни, не может быть ничего лучше того, что  есть. Желать другого, чем то, что есть, - кощунство.


10
Большие, важные, великие дела, которые могут  быть  окончены  только  в будущем, - все это не настоящие дела, не для Бога сделанные. Если  веришь  в Бога, то будешь верить в жизнь в настоящем, будешь делать те  дела,  которые вполне закончены в настоящем.
  

11
Наибольшее  сближение  с  Богом  -  это  наибольшее  сосредоточение   в настоящем, и наоборот, чем больше занят прошедшим или  будущим,  тем  больше удаляешься от Бога.
  

12
Memento mori, помни смерть! - великое слово. Если бы мы помнили то, что мы неизбежно и скоро умрем, вся жизнь  наша  была  бы  совсем  другая.  Если человек знает, что он умрет через полчаса, то он наверное не  станет  делать ни пустого, ни глупого, ни, главное, дурного  в  эти  полчаса.  Но  полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что полчаса?
  

ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ ДЕЛО НЕ НАШЕ, А БОЖЬЕ

Все последствия наших поступков никогда не  могут  быть  доступны  нам, потому что все последствия наших поступков бесконечны в бесконечном  мире  и бесконечном времени.
  

1
Если ты можешь видеть все последствия твоей деятельности, то знай,  что эта деятельность ничтожна.
  

2

Люди говорят: "Нельзя жить, если мы не знаем  того,  что  нас  ожидает. Надо готовиться к тому, что будет". Это неправда.  Настоящая  хорошая  жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том,  что  будет  с  моим  телом,  а только о том, что мне для своей души нужно сейчас. А для души  нужно  только одно: делать то, что соединяет мою душу со всеми людьми и с Богом.
  

3
Наши поступки сейчас, сию минуту, это наше, а что из них  выйдет  -  то дело Божие.
                                                                      Франциск
  

4
Живя духовной жизнью, то есть заодно с Богом, человек, хотя и не  может знать последствий своих поступков, знает наверное, что последствия эти будут благие.
  

5
Поступок, совершенный без всяких соображений о  каких  бы  то  ни  было последствиях, ввиду только исполнения воли Бога,  есть  наилучший  поступок, который может быть сделан человеком.
  

6
Как только думаешь о последствиях своей  деятельности,  так  чувствуешь свою слабость и ничтожность; а как только подумаешь о том, что дело  твое  в том, чтобы делать сейчас волю Пославшего, так чувствуешь свободу, радость  и силу.
  

7
Если человек думает о том, что выйдет из того, что он  делает,  то  то, что он делает, он делает наверно только для себя.
  

8
Награда доброй жизни никак не в будущем, а сейчас, в настоящем.  Сейчас делаешь хорошо - и сейчас тебе хорошо. А делаешь хорошо, то и последствия не могут не быть хорошими.
  

ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ПОНИМАЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ В НАСТОЯЩЕМ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВОПРОСА О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Мы путаемся в мыслях о будущей жизни. Мы  спрашиваем  себя,  что  будет после смерти? Но ведь об этом нельзя спрашивать, - нельзя спрашивать потому, что жизнь и будущее -  это  противоречие:  жизнь  только  в  настоящем.  Нам кажется, что она была и будет, - а жизнь только есть. Надо решать не  вопрос о будущем, а о том, как жить в настоящем, сейчас.
  

1
Мы всегда в неведении о телесной жизни, потому что телесная  жизнь  вся происходит во времени, а мы не можем знать будущего. В области  же  духовной для нас нет неведомого, потому что для духовной жизни нет будущего. И потому неизвестность нашей жизни уменьшается в  той  мере,  в  которой  жизнь  наша переходит, от телесной к духовной, в той мере, в которой мы живем настоящим.
  

2
Предназначенный нам труд мы должны выполнять честно  и  безукоризненно, все равно, надеемся ли мы со временем стать ангелами, или верим в то, что мы когда-то были слизняками.
                                                       Джон Рескин
  

3
Главный вопрос жизни нашей только  в  том,  то  ли  мы  делаем  в  этот короткий, данный нам срок жизни, чего хочет от нас Тот,  Кто  послал  нас  в жизнь. То ли мы делаем?


4
По мере продления жизни,  и  в  особенности  доброй  жизни,  ослабевают значение времени и интерес вопроса о том, что будет. Чем старше, тем быстрее идет время, тем все меньше и меньше получает значения то, что "будет", и все больше и больше то, что "есть".
  

5
Если ты можешь вознестись духом выше пространства и времени,  то  ты  в каждое мгновение находишься в вечности.
                                                    Ангелус Силезиус




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями