пятница, 5 декабря 2014 г.

Дети алкоголиков


В психологии существует несколько типов детей, растущих в семье, где один из родителей - алкоголик, а также принципы элементарной помощи таким детям со стороны взрослых.
Стоит сразу оговориться, что эти типы - лишь приблизительная «схема» личности, поскольку, как известно, каждый человек уникален. Всех их, как правило, объединяет одно - замалчивание проблемы и страх поделиться ею со сверстниками, они боятся обсуждать её даже с непьющим родителем, например, с матерью. 

В семье алкоголика обычно существует некий негласный запрет на эту тему. Такие дети стыдятся приглашать друзей к себе домой, потому что знают: «Сегодня папа опять напьется и будет кричать/бить/ругать и т.д.».

Семейный герой
Неосознаваемую роль, которую «исполняет» этот ребёнок, можно смело обозначить как «гордость семьи». Внешне он демонстрирует высокие достижения, «хорошесть» и послушание, следует правилам, работает и учится для того, чтобы его похвалили, заботится о семье, относится к другим (друзьям, братьям, сестрам) с позиции родителя или начальника.

Глубоко внутри этот «герой» неадекватен, испытывает большое чувство вины (детям свойственно бессознательно брать вину за поступки родителей на себя, даже если их в этом никто никогда не обвинял: «Папа пьет, потому что я плохой»; они ещё не в состоянии понять, что «папа пьёт», потому что у папы проблемы, потому что папа сам может быть «плохим», - NS). Такой ребёнок глубоко одинок, очень боится потерять контроль над чем-либо, чувствителен к критике.

Как с таким ребёнком следует вести себя взрослому (родителю, учителям, родственникам, знакомым)? 

Во-первых, уделять больше внимания, когда ребёнок терпит какую-либо неудачу (например, получил двойку в школе). 

Во-вторых, пытаться отделить собственную ценность ребёнка от его достижений: «Ты хороший, и мы тебя любим не потому, что ты хорошо учишься/помогаешь по дому/заботишься о младших братьях, а потому что ты есть». 

В-третьих, давать такому ребёнку понять, что совершать ошибки можно, что без них не обходится никто, что важен не сам факт ошибки, а эффективный способ её устранения, и что даже если не получается и это - он все равно остается умным, способным, а главное - любимым вами человеком.

Взрослому не рекомендуется: «монополизировать» разговор с ребёнком, когда говорите только вы; всегда отвечать первым на вопрос; позволять ребёнку оценивать себя только через призму своих достижений.

Если такой ребёнок получит адекватную помощь от взрослого и, возможно, психолога, в будущем он может стать хорошим лидером, научиться принимать неудачу, обращаться за помощью, брать ответственность только за себя и свои поступки. 

Если адекватной помощи не будет - в будущем «семейного героя» может ждать брак с «нуждающимся» человеком, работоголизм, вечный невроз перфекциониста, стремящегося никогда и ни в чём не совершать ошибок, чувство ответственности за всё. Стоит ли говорить, что счастье всё это ему не принесет никогда, а, вероятно, и подорвет здоровье.

Козёл отпущения
Бессознательная роль - снимает фокус внимания с химически зависимого человека. Внешне такой ребёнок демонстрирует враждебность, неповиновение, бунтарство, резкость, холодность, с ним очень сложно установить контакт, любит пообвинять других, обычно вступает в альянсы со сверстниками (иногда эти альянсы могут быть асоциальными, перерастающими во всевозможные преступные группировки). Внутри этот ребёнок испытывает боль, чувство вины, отвержение и злость.

Взрослому рекомендуется: давать  ребёнку понять, когда его поведение неуместно; поощрять ребёнка, когда тот берёт на себя ответственность за свои поступки; поставить ограничения, установить чёткие правила и обязанности (дома, в школе и т. д.), объяснять ребёнку последствия тех или иных его действий. Всегда быть последовательным и самому строго придерживаться установленных с ребёнком правил.

Не рекомендуется: жалеть ребёнка, то и дело менять свое отношение к нему, усиливать власть, соглашаться с претензиями других к собственному ребёнку, воспринимать поведение ребёнка на свой счет (в случае жалоб на него учителей, других родителей).

Из «козла отпущения», получившего адекватную помощь, в будущем может получиться хороший консультант, он научится выражать свои чувства приемлемым для общества способом, научится обращаться за помощью в случае необходимости. Не получив своевременной и адекватной помощи, в будущем этого человека может ждать тюрьма, проблемы с алкоголем и/или наркотиками, проблемы в школе и на работе.

Шут
Роль - веселье и юмор. Снаружи демонстрирует клоунаду, незрелость, забавность, гиперактивность, привлечение внимания. Внутри он чувствует страх, тревогу и неуверенность.

Советы взрослому: держать ребёнка ответственным за его деструктивное поведение, поощрять ответственность в принципе, поручая важные задания, поощрять уместный юмор, настаивать на контакте глаз: «Давай будем смотреть друг другу в глаза, когда разговариваем».

Стоит пытаться смеяться вместе с ребёнком, а не над ним.

В случае адекватной помощи такой ребёнок в будущем может стать душой компании, с которым всегда весело, у него разовьется хорошее и уместное ситуации чувство юмора, он научится заботиться о себе. Если помощи не будет, «шута» могут ждать заболевания, связанные со стрессом, он навсегда может остаться незрелым и довольно безответственным человеком.

Потерянный ребёнок
Облегчение - именно такую роль неосознанно несёт на себе этот ребёнок. Таким облегчением для жены алкоголика может стать, например, тихая и послушная девочка. Именно поэтому такие дети, действительно, очень тихие, застенчивые, любят уединение, избегают стрессов, конфликтов, привязываются к вещам, а не к людям, у них мало друзей.

Глубоко внутри ребёнок ощущает собственную неважность, испытывает боль, злость, тревогу, чувствует отвержение.

Поведение, рекомендуемое взрослому: старайтесь замечать детей, чьи имена или лица вы не можете запомнить (как правило, это и есть те самые тихие потерянные дети); пытайтесь установить с такими детьми контакт один на один; указывайте на сильные стороны ребёнка и поощряйте таланты; помогайте ребёнку строить взаимоотношения; побуждайте к работе в маленьких группах.

Не рекомендуется: отпускать ребёнка с «крючка», позволяя ему оставаться в молчании, например, никогда не вызывая его к доске или не общаясь с ним; позволять другим детям заботиться о ребёнке, говоря и отвечая за него.

В случае помощи в будущем этот ребёнок может проявить себя как весьма талантливый и творческий человек с богатым воображением. Не получив необходимой помощи, повзрослев этот человек рискует утратить интерес к жизни, получить глубокие внутренние проблемы на фоне внешнего спокойствия, изолироваться от общества и даже умереть ещё в юности.



Naked Science
http://naked-science.ru/article/psy/alcoholics-children

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями