В середине-конце XIX века часто встречалось понятие "садовница"
и оно никак не было связано с умением выращивать цветы и другие растения.
"Садовницами" назывались хорошо образованные женщины,
Для помощи садовницам выпускались различные издания
художественно-педагогической направленности, способствующие расширению
имеющихся навыков воспитательницы.
Одна из таких книг, датированная концом XIX века, была создана с целью
простого обучения рисованию.
Многих садовниц (да и родителей, кстати, тоже) того времени ставил в
тупик вопрос - как научить ребенка рисовать и тем самым способствовать
его художественному воспитанию и расширению кругозора,
если сам подобными навыками не обладаешь?
В то время для устранения таких затруднений было
только два варианта: либо отмахнуться от ребенка
и уроки рисования отменить совсем, либо
воспользоваться специальными альбомами,
где предлагалось рисование по клеточкам - очень скучное занятие,
которое даже взрослых вводило в тоску, не говоря уж о детях...
К этому вопросу очень обстоятельно подошла учительница
рисования из народного детского сада в Берлине,
названного в честь двух выдающихся педагогов Песталоцци и Фребеля.
Автор разработала простую систему обучения рисованию,
которую предлагает сначала изучить родителям или воспитателям,
а потом уже преподавать ее детям.
Но, делает оговорку автор, как показывает опыт, дети и
самостоятельно могут осваивать эту систему,
если будут делать это последовательно и обстоятельно.
Подготовка к урокам рисования для начинающих
Свободного владения кистью или карандашом не может быть без легкости
движений руки и хорошей памяти. Поэтому, как бы это ни показалось скучно и
как бы ни хотелось поскорее приступить к практическим занятиям, необходимо
уделить должное внимание подготовительному этапу.
Чтобы легко запоминать очертания предметов, а потом так же легко их
зарисовывать, проделывают следующее упражнение: выбирают любой
из предложенных ниже простых рисунков, очень внимательно его рассматривают,
всматриваясь в каждую мельчайшую деталь и очень медленно обводят его
контур пальцем. После этого рисунок убирают и пробуют очертить его контуры
уже на бумаге, избегая различных поправок и подчисток.
Если не удалось воспроизвести контур с первого раза, повторяют упражнение
столько раз. сколько понадобится для получения устраивающего нас результата.
Начав рисовать с образца, необходимо продолжать делать это до тех пор,
пока мы не сможем повторить это действие наизусть. Как правило,
после воспроизведения трех-четырех образцов каждый начинающий
художник замечает, как окрепли его навыки запоминания очертаний и
насколько внимательнее он стал к различным деталям.
Для развития легкости движений необходимо выполнять такие упражнения:
левой рукой прижимают к столу лист бумаги, а правой легко чертят ряд больших
и маленьких окружностей, ряд прямых и кривых линий. При этом рекомендуется
периодически изменять положение правой руки, то касаясь локтем стола, то
опираясь только на один мизинец; то опираясь сразу на мизинец и локоть,
то вообще убирая из со стола, но при этом не убирая острия карандаша с бумаги.
Те же упражнения с окружностями и линиями проделывают сидя, наклонившись
над бумагой и стоя; держа карандаш у самого грифеля и отодвигая пальцы
в привычное для них положение. Когда упражнения на развитие памяти и
легкости движений руки будут пройдены, можно переходить к следующим урокам.
Но не пренебрегайте этой подготовкой - она так же необходима художнику,
как для музыканта - разучивание гамм.
Как просто научить ребенка рисовать
На каждый урок, приведенный в книге, автор отводит неделю, утверждая,
что это - оптимальный срок для приобретения хороших навыков рисования.
Рисование с натуры. Упражнение первое
Взяв за образец предложенные ниже рисунки или, что еще лучше -
принесенные с улицы листья различных деревьев, сначала рисуют с образца,
воспроизводя каждую деталь, а затем - по памяти (прошу не обращать
внимания на то, что образцы рисунков разукрашены не очень аккуратно -
такая мне досталась книга, с чьим-то ручным раскрашиванием
иллюстраций :))
У каждого листа сначала рисуют главную, самую крупную жилку (или жилки,
если их несколько, как, к примеру, у клена), потом легкими штрихами набрасывают
контур листа и уже затем рисуют зубчатый край листка со всеми его изгибами.
В последнюю очередь рисуют черешок, который изображают двумя линиями,
особенно обращая внимание на расстояние между этими линиями.
Упражнение второе. Учимся рисовать простые цветы
То же самое - либо приносим с улицы, либо берем за образец предложенные
иллюстрации и пробуем срисовать их простыми очертаниями. Для начала не
пытайтесь тщательно передать различные мелкие подробности: на первом этапе
важнее как можно более точно передать общий контур предмета.
Как и у листьев в первом упражнении, черешок изображают двумя линиями.
Упражнение третье. Цветы сложной формы
Хорошо освоив изображение простых неправильных форм, можно перейти к
рисованию цветов с более сложным контуром. Как обычно, внимательно
изучаем расположение листьев и самого цветка, после чего пытаемся воспроизвести
их на бумаге.
Упражнение четвертое. Рисуем плоды
Это упражнение выполняют либо с настоящих плодов, либо с предложенных
ниже рисунков. Простыми легкими линями начинающий художник должен
попытаться передать правильные очертания плода, особое внимание обращая
на расположение черешка и место.где раньше находился цветок.
Когда это упражнение начнет получаться очень хорошо, будет полезным для
развития навыков рисования попробовать изобразить какой-нибудь плод по памяти,
не пользуясь образцом.
Упражнение пятое. Рисуем овощи
Обычно все овощи рисовать довольно трудно, поэтому не стоит отчаиваться,
если что-то будет поначалу получать не очень хорошо. Самое сложное в рисовании
овощей - это точная передача контуров формы, поэтому не стоит торопиться с
прохождением этого урока, отрабатывайте навыки, они впоследствии пригодятся!
Упражнение шестое. Рисуем злаки
В этом упражнении очень пригодятся начальные навыки, которые мы отрабатывали
на самом первом этапе, рисуя прямые и кривые линии. От точности передачи всех
деталей будет зависеть и качество рисунка. Поэтому хорошенько изучаем очертания
каждого колоса, запоминаем их различия и при рисовании особое внимание
обращаем на узлы стебля, расположение зерен и места, где листья примыкают к
стеблю.
Упражнение седьмое. Рисуем травы.
Из предыдущего упражнения плавно вытекает и рисование трав. Также, как и
при изучении злаков, обращаем внимание на разветвление стебля, наличие
мелких веточек, расположение маленьких цветков.
Упражнение восьмое. Продолжение изучения трав
После того как отдельные растения начнут хорошо получаться, можно перейти к
изображению небольших групп растений. Для тренировки продолжим рисование
трав. В дальнейшем хорошо получившиеся рисунки можно будет использовать,
как рисунок для вышивки.
Упражнение девятое. Ветка без листьев
Перед тем, как приступить к рисованию, внимательно рассматриваем ветку и
изучаем расположение всех маленьких веточек на главном стебле. Особое внимание
обращаем на то. как образуется пересечение ветвей, как иногда обрывается
контур одной ветки, потому что поперек нее растет другая: все эти наблюдения
очень пригодятся при изображении деревьев с опавшей листвой.
Упражнение десятое. Рисуем ветку с листьями
Рисовать голые ветки и отдельные листья мы уже учились в предыдущих
упражнениях, теперь пора объединить полученные навыки и научиться рисовать
ветки с разными листьями. Обращаем внимание на правильное расположение
каждого листка на ветке, легкими движениями прорисовываем черенок, прожилки и
другие детали.
Упражнение одиннадцатое. Очертания деревьев.
Если смотреть на дерево при вечернем освещении, то мы будем видеть только
его контуры. Вот такие очертания и будем учиться рисовать на этом уроке.
Особое внимание уделяют правильному изображению ствола; при рисовании
кроны дерева важно не перегружать ее деталями и не нарушать пропорций.
Упражнение двенадцатое. Деревья с детальным изображением
Оттачивая мастерство рисования предметов простыми, общими линиями,
постепенно можно переходить к более детальному изображению, которое
придает конечному рисунку художественность и достоверность.
В качестве первых образцов таких рисунков предлагаются иллюстрации,
расположенные ниже:
Курс упражнений, рассказывающий, как научить детей рисовать, рассчитан на
неторопливое и обстоятельное изучение с тщательной отработкой навыков по
каждому предложенному уроку.
Приведенные выше двенадцать упражнений предназначены для изучения в течение
трех месяцев.
Следующие периоды будут рассматривать более сложные уроки:
изучение перспективы с изображением простых геометрических предметов,
домов, улиц, экипажей;
рисование объемных предметов: посуды, инструментов и т.д.;
чуть позже, при приобретении уверенных навыков, предполагается изучать рисование
птиц, животных и насекомых.
Таким образом, изучая поэтапно уроки рисования для начинающих, ребенок
(или взрослый) научится не только уверенно держать в руках кисть или карандаш,
но и создавать свои первые художественные шедевры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий