понедельник, 18 июля 2016 г.

Влияние планшета на головной мозг ребёнка


Подавляющее большинство родителей, которые по моим рекомендациям ограничили детям доступ к планшетам и компьютерам, отмечают, что дети стали заметно более спокойными, усидчивыми.

У них появился интерес к книгам, рисованию, развивающим кубикам и прочему. 
"Анна Викторовна, да он у нас сообразительный-то какой!
Вы посмотрите - в планшете, в телефоне сам находит нужные ему мультики.
Мы игр развивающих накачали ему в планшет, с любой логической задачей справляется.
Пазлы? Нет, он их не любит, но в планшете собирает их замечательно!
Книги? Ну, мы конечно пытались ему читать, да он не слушает, убегает... не любит он книги.
Умный мальчик, только вот с детьми не хочет играть что-то. И нас беспокоит его речевое развитие..."
На консультацию ко мне пришли современные молодые родители, которые обеспокоены речевым и эмоциональным развитием своего 3-годовалого Мишутки. Были трудные роды, врачи ставили гипоксию, но при этом первый год жизни ребенка относительно благополучный. Только вот спал плохо. Проблемы с тонусом были небольшие. Но в целом все в порядке, от сверстников не отличался.
А сейчас заметили, что мальчик плохо разговаривает - предложения короткие, количество слов ограничено, да и чаще старается жестами показать, что ему нужно. Врачи ставили и аутизм, и задержку речевого развития, другие говорили, что все в порядке, нужно ждать до 3,5 - 4 лет.


И подобных случаев в моей практической работе очень и очень много. Дети не любят играть в кубики, не собирают мозаику, не интересуются книгами. Но на радость родителям они потрясающе быстро решают головоломки в планшете. И родители всячески поддерживают их в этом, часто не задумываясь, насколько вредят своему малышу.

В чем заключается этот вред? В первую очередь, планшет, равно как и компьютер, и телевизор, сводит на нет собственную познавательную активность ребенка. Ему не нужно ничего придумывать, не нужно стараться что-то изменить, как-то повлиять на ход игры. Все дано.
Он только должен следовать определенному алгоритму, а то и просто смотреть в экран, где ему даже внимание не нужно стараться удержать, потому как яркие, насыщенные, быстро сменяющиеся кадры сами завладели его вниманием.
Вы только подумайте, чем это может грозить в будущем. Растет человек, которому не нужно проявлять активность, за которого всегда решать будет что-то или кто-то.


Во-вторых, ребенку становится неинтересен реальный мир. Будет ли ребенок, который на экране пальчиком собирает пирамидку, интересоваться обычной пирамидкой, кубиками? Вряд ли.

В реальном мире нет таких ярких цветов, нет смешных и веселых сказочных персонажей, не звучат аплодисменты и музыка во время того, как очередное колечко правильно опускается на пирамидку.
Настоящий мир начинает ребенку казаться пресным, скучным.
Вы наблюдали, чем сейчас занимаются школьники на переменах между уроками? Разговаривают, играют в крестики-нолики, или, может быть, бегают по классу? Ну, разве что, к счастью, иногда все-таки бегают. Но по большей части каждый сидит со своим гаджетом. Почему? Да потому, что в виртуальном мире ребенку интереснее, чем в реальном.


В-третьих, страдает эмоционально-волевое и речевое развитие. Особенно ярко это проявляется, когда планшет попадает в руки ребенку 2-4 лет.

Как следствие того, что реальный мир становится неинтересен, он все чаще предпочитает общению, взаимодействию с людьми, развивающие электронные игры. А потом воспитатели в садике отмечают, что ребенок не стремится играть с детьми, да и сами родители видят, что их чадо на детской площадке играет в основном один.
А как еще развиваться речи, как не в форме коммуникаций с окружающими? Вот и получается, что современный ребенок 3-х лет способен найти в мамином телефоне нужную ему игру, а подойти к другому ребенку, чтобы попросить у него игрушку, он не может.
Я сейчас не беру во внимание детей с расстройством аутичного спектра, или детей с задержкой в развитии. Я говорю о нормативно развивающихся детях, и детях с незначительными отклонениями в развитии.


Вернемся к мальчику Мише. Ошибкой было бы считать, что всему виной планшет.

Гипоксия во время родов, нарушения тонуса и нарушения сна в первый год жизни указывают нам на то, что у него дефицитарны определенные структуры головного мозга, а именно - подкорковые структуры, которые являются базой для развития как эмоций, так и когнитивных функций. То есть у него есть предпосылки к нарушению развития, а все остальное зависит от того, насколько родители смогут организовать для него развивающую среду.
Для того, чтобы насытить подкорковые структуры, ребенку необходимы две базовые вещи: движение и ощущения. Нужно напитать его сенсомоторную сферу как можно лучше.
Ребенок должен бегать, прыгать, лазить, при чем лазить не только по одной и той же горке, но и желательно по камням, по горам, по деревьям (с папиной и маминой поддержкой, разумеется). Лужи, грязь - как ни странно, тоже нужны ребенку. Он должен играть не только сухим песком, но и мокрым.
Чем разнообразнее ощущения, чем больше движений, тем лучше будет развиваться подкорка, тем более развитым будет ребенок.
Что делает планшет? Он обкрадывает подкорку. И вообще все ранние развивающие занятия, которые связаны с чтением, письмом, изучением иностранных языков - все они обкрадывают подкорку. Потому что чтение, письмо, языки - это очень энергозатратные виды деятельности. Осуществляются они посредством вышележащих структур, а именно - коры головного мозга.
И вот в тот период, когда у ребенка должна развиваться подкорка (движения+ощущения) мы с помощью планшетов развиваем кору (чтение, письмо, иностранные языки). А энергоресурсы мозга ограничены.
Обучая ребенка в 3 года английскому на планшете (и не только на планшете), мы тем самым забираем ресурсы у подкорки, отдавая их коре. И это аукнется, если не сейчас, то потом.


Подавляющее большинство родителей, которые по моим рекомендациям ограничили детям доступ к планшетам и компьютерам, отмечают, что дети стали заметно более спокойными, усидчивыми, что у них появился интерес к книгам, рисованию, развивающим кубикам и прочему.

Нужно только переждать момент, когда ребенок требует включить ему мультик, не поддаваться его манипуляциям, не бояться его истерик. И если вы это выдержите, то с удивлением обнаружите, что он меняется на глазах, и меняется в лучшую сторону.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями