Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.
1 ДЕВОЧКА. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в её лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеётся. Растрёпанные волосы, румянец во всё лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору.
А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был её первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что её внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».
Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Её портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
2 БЛУЗКА. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчёркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создаётся впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.
3 КОМНАТА. Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.
4 СТОЛ. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.
5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для неё семья купила в имениях Артёмово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артёмовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.
Валентин Серов Автопортрет
Валентин Серов Автопортрет
6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Валентин Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.
7 ГРЕНАДЕР. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево - посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея - заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году.
Фигурка была некрашеная, расписывал её Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадёр до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.
8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.
9 СТУЛЬЯ. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат.
В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золочёной латуни, появилась в России ещё при Екатерине Второй. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.
10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять.
Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое - где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».
11 ТАРЕЛКА. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика.
В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.
Августовским днём 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Её жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать.
Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Ещё при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни.
Усадьба Аксаковых в наше время
Усадьба Аксаковых в наше время
При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать - композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы.
Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Всё изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновлённый солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса.
Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Ещё недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца.
Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьёй», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.
Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан.
Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
ХУДОЖНИК
Валентин Александрович Серов
1865 — Родился в Петербурге.
1874 — Начал брать уроки живописи у Репина в Париже. 1880 — Поступил в Академию художеств. 1887 — Ездил в Вену и Италию. Написал «Девочку с персиками». 1894 — Стал членом Товарищества передвижников. 1900 — Вступил в объединение «Мир искусства». 1903 — Избран действительным членом Академии художеств. 1905 — Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января, обвинив в его организации президента Академии (и одновременно командующего войсками Петербургского военного округа). 1908 — Избран действительным членом венского Сецессиона. 1911 — Умер в Москве от сердечного приступа. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий