Поселение на территории
современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые
упоминается в исторических материалах, как Царицын в 1589 году.
Своё
название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия
лежат, вероятно, татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый
остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло
на о.Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от
степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге.
В
начале XVII в. Царицын сгорел, вновь построен в 1615 году на правом берегу
Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и
посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.
В 1606 г. при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.
В 1667-1672 гг. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691-м в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства.
В
1722-м и 1723 г. город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I.
В 1727 году Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731-м Царицын был отстроен
заново и укреплён. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774
году город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха.
В
1708 году Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719-го - к Астраханской, с
1773-го - к Саратовскому наместничеству. С 1780 г. - уездный город
Саратовского наместничества (затем губернии).
В
начале XIX в. в городе начала возникать мелкая промышленность (3 кирпичных, 2
свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог:
московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская.
В
1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын -
Калач-на-Дону), в 1879 - м - на Грязи и далее на Москву, в 1897 - м - на
Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900-м - на Донбасс.
В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища.
Развиваются
судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая
промышленность. В начале XX в. в городе действовали уже свыше 230 фабрик и
заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5
горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был
телефонизирован.
В 1913 году в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция, ежегодно проводились 3 летние ярмарки.
Торговля
носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную
Россию, на Дон и Предкавказье.
Во время Гражданской войны
(1918-1920 гг.) в Царицыне происходили ожесточённые бои.
С
1920 г. Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован
в Сталинград. В 1928 г. - центр округа в составе Нижневолжской области, в
1932-м - центр Нижневолжского края.
В
1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и
Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 году Сталинградский
край преобразован в Сталинградскую область.
В
годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых
заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В
1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны (1939-1945 гг.) - Сталинградская, ставшая её переломным этапом.
Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 года и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление.
Сосредоточив
дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную
операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские
6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.
Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек (!) - четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
За выдающиеся заслуги перед
Родиной 1 мая 1945 года Сталинград был удостоен почётного звания города-героя,
а 8 мая 1965 года награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Наш славный город был полностью разрушен в годы второй мировой войны. Но сразу же после войны он восстал из пепла, как легендарная птица Феникс. В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.
Современный Волгоград - один из красивейших городов России. По генеральному плану 1945 года он сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т.п., отрезавших жилые районы от реки.
На
северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе -
Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.
Наш
замечательный город протянулся на 90 км вдоль берега Волги и занимает площадь в
56,5 тысячи гектаров.
Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих посёлков.
Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет 1012, 8 тыс. человек. Из них 463,3 тысячи мужчин и 549,5 тысячи женщин.
В
Волгограде сосредоточен значительный промышленный и культурный потенциал,
двадцать высших учебных заведений, планетарий с уникальным оборудованием,
десятки библиотек.
Волгоград,
благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и высокому
промышленному потенциалу, выполняет важные стратегические функции в
социально-экономическом развитии Юга России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий