«В некоторых местах вам повезёт, если недоеденные овощи и фрукты с чужой тарелки помоют перед тем, как положить их вам». Истории об утонувших в супе туфлях, фрикадельках из зелёного мяса и о том, почему не стоит посещать малолюдные кафе.
Несколько
лет назад довелось мне работать в баре.
Довольно большом и престижном заведении, в сердце Старого Города.
Вокруг — множество важных правительственных офисов и других организаций, чиновники и бизнесмены из которых обедали у нас.
Когда в городе проходили важные мероприятия в виде иностранных делегаций, здания по близости закрывались и на крыше дежурили снайперы.
Степень важности гостя определялась степенью принятых мер безопасности.
Громко играл военный оркестр, стучали литавры, распугивая окрестных кошек.
Работники весело пародировали происходящее.
Хозяин заведения был человеком экономным.
У него даже была кличка Мистер Крабс (жадный начальник главного героя мною глубоко уважаемого мультфильма про Спанчбоба)
Во всяком случае, его винили повара, когда в очередной раз отказывались кормить персонал.
А народу у нас работало много. В основном, молодые ребята с хорошим аппетитом. А кормили их всего раз в день, при физической работе до 16 часов в сутки.
Зарплаты у них не было, только чаевые. Летом посетителей столько, что им, в принципе, хватало.
За любые промахи всех работников штрафовали.
Повара, обслуживая за день по 200 и более человек, чаевых могли и не дождаться, поскольку благодарные клиенты отдавали их голодным официантам, которые, в свою очередь, хватали на ходу еду из тарелок посетителей, пока несли ее на стол.
В подвале находилась кондитерская нашего заведения и хранилище продуктов, запах оттуда шел просто ужасный.
Возможно, частично из-за ветхости здания. А так же любви хозяина к экономии.
Благодаря хорошим отношениям с кондитерами, нам несколько раз удавалось избежать поедания фрикаделек из зеленого мяса. Готовилось ли оно только для персонала или выдавалось посетителям, этого точно сказать не могу.
Обеденные предложения, конечно, делались из того, что надо поскорее использовать.
Работая барменом во время большого наплыва посетителей, спускаясь по лестнице в подвал за фруктами, я случайно угодила ногой в большую кастрюлю с супом, которую кто-то из поваров предусмотрительно поставил на пути.
Туфель соскочил с моей ноги и утонул в кастрюле.
Достав его оттуда с дикими криками, я обнаружила, что от обуви отвалилась часть подошвы и навеки исчезла на дне кастрюли.
Супчик был свежий, повезло, что не горячий.
Вопрос, что делать, не застал врасплох бывалых сотрудников общепита.
Так как это был любимый суп хозяина бара, ему отнесли первую тарелку.
Потом подошла очередь чиновников и бизнесменов.
Среди работников даже пошла шутка о взятии дополнительной оплаты за фетиш.
При этом большинство молодых официантов было не традиционной ориентации.
Огромное возмущение женщин поварих было вызвано не самим этим фактом, тут они оказались достаточно толерантны.
А тем, что мужчине пару найти оказалось гораздо легче, чем женщине. Кавалеры у них были каждый день новые и все красивые молодые и богатые. Пили в баре шампанское с голубыми вишенками и, как ни странно, поздравляли друг друга с 23 февраля.
К девушке в пирсинге регулярно приходила жена.
Особенно нежно местное население любило иностранцев.
Наверное, так же любят наших туристов в странах третьего мира.
Их называли зайчиками за неизменно по детски веселое безоблачное выражение лица и рюкзачки за спиной.
Однажды в бар пришли несколько финнов, которых таксист полчаса возил кругами от вокзала до старого города, взяв с них сумму, примерно втрое превышающую реальную цену, особенно, если учесть, что пройти это расстояние можно даже пешком.
Официанты продавали им пиво, как живое, утверждая, что в подвале находится пивоварня.
Делегации японцев не повезло с составителями меню.
Им додумались подать холодный суп. Японцы долго смотрели на это чудо. Все сорок порций остались не тронутыми.
Как то раз в заведении отмечали свадьбу.
Повара озверели от усталости. Персонал не кормили весь день.
Вечером со свадебного стола, в качестве угощения, в бар передали бутылку шампанского и огромное блюдо канапе с икрой.
Потом всем было ужасно плохо.
В кризис дела в баре пошли не очень и вскоре он закрылся.
Хозяин сбежал заграницу, не заплатив работникам зарплату.
Но мне повезло, меня уволили раньше. С загадочной формулировкой:
— Не естественно женщине быть барменом, как мужчине не естественно быть беременным.
И это в равноправной свободной Европе.
Возможно, в других заведения к делу подходят более добросовестно.
Многое зависит от политики руководства.
Есть вполне порядочные заведения, я лично знаю несколько таких.
Хочу сказать, несколько слов в защиту тех, кто работает в рабских порою условиях за мизерные деньги.
В защиту, разумеется, честных тружеников, любящих свое дело.
Даже, если все прошло отлично, люди, вкусно пообедав, редко задумываются о том, что благодарность может так и не дойти до повара, который все это приготовил.
А теперь еще немного ужасов.
Когда я, волею судьбы, пару дней работала в пятизвездочном отеле, где мне, кстати говоря, не заплатили.
Когда клиент не доедал поданное ему в отдельной плошечке масло, новую порцию докладывали наверх и подавали следующему посетителю.
В некоторых местах вам повезет, если недоеденные овощи и фрукты с чужой тарелки помоют перед тем, как положить их вам.
Был у меня опыт работы и в небольшом кафе. Там хозяева от жадности следили за работниками в пять камер на пяти мониторах. И каждые три месяца для профилактики меняли весь персонал.
Старых работников выжимали, как лимоны.
Люди работали по три недели без выходных, на ногах больше половины суток.
Я заметила, чем корыстнее хозяева, тем больше они любят взывать к совести и чувству долга сотрудников, от которых потом безжалостно избавляются, не стесняясь чернить их в глазах окружающих, выставляя какими-то монстрами.
Поэтому частенько новое место работы начинается различными проверками служб, в которые успели пожаловаться предыдущие работники. Что опять отражается на неповинном персонале.
Не стоит пугаться. Все это было достаточное количество лет назад, и, будем надеяться, что порядки теперь изменились в лучшую сторону.
Читать далее в блоге автора
Довольно большом и престижном заведении, в сердце Старого Города.
Вокруг — множество важных правительственных офисов и других организаций, чиновники и бизнесмены из которых обедали у нас.
Когда в городе проходили важные мероприятия в виде иностранных делегаций, здания по близости закрывались и на крыше дежурили снайперы.
Степень важности гостя определялась степенью принятых мер безопасности.
Громко играл военный оркестр, стучали литавры, распугивая окрестных кошек.
Работники весело пародировали происходящее.
Хозяин заведения был человеком экономным.
У него даже была кличка Мистер Крабс (жадный начальник главного героя мною глубоко уважаемого мультфильма про Спанчбоба)
Во всяком случае, его винили повара, когда в очередной раз отказывались кормить персонал.
А народу у нас работало много. В основном, молодые ребята с хорошим аппетитом. А кормили их всего раз в день, при физической работе до 16 часов в сутки.
Зарплаты у них не было, только чаевые. Летом посетителей столько, что им, в принципе, хватало.
За любые промахи всех работников штрафовали.
Повара, обслуживая за день по 200 и более человек, чаевых могли и не дождаться, поскольку благодарные клиенты отдавали их голодным официантам, которые, в свою очередь, хватали на ходу еду из тарелок посетителей, пока несли ее на стол.
В подвале находилась кондитерская нашего заведения и хранилище продуктов, запах оттуда шел просто ужасный.
Возможно, частично из-за ветхости здания. А так же любви хозяина к экономии.
Благодаря хорошим отношениям с кондитерами, нам несколько раз удавалось избежать поедания фрикаделек из зеленого мяса. Готовилось ли оно только для персонала или выдавалось посетителям, этого точно сказать не могу.
Обеденные предложения, конечно, делались из того, что надо поскорее использовать.
Работая барменом во время большого наплыва посетителей, спускаясь по лестнице в подвал за фруктами, я случайно угодила ногой в большую кастрюлю с супом, которую кто-то из поваров предусмотрительно поставил на пути.
Туфель соскочил с моей ноги и утонул в кастрюле.
Достав его оттуда с дикими криками, я обнаружила, что от обуви отвалилась часть подошвы и навеки исчезла на дне кастрюли.
Супчик был свежий, повезло, что не горячий.
Вопрос, что делать, не застал врасплох бывалых сотрудников общепита.
Так как это был любимый суп хозяина бара, ему отнесли первую тарелку.
Потом подошла очередь чиновников и бизнесменов.
Среди работников даже пошла шутка о взятии дополнительной оплаты за фетиш.
При этом большинство молодых официантов было не традиционной ориентации.
Огромное возмущение женщин поварих было вызвано не самим этим фактом, тут они оказались достаточно толерантны.
А тем, что мужчине пару найти оказалось гораздо легче, чем женщине. Кавалеры у них были каждый день новые и все красивые молодые и богатые. Пили в баре шампанское с голубыми вишенками и, как ни странно, поздравляли друг друга с 23 февраля.
К девушке в пирсинге регулярно приходила жена.
Особенно нежно местное население любило иностранцев.
Наверное, так же любят наших туристов в странах третьего мира.
Их называли зайчиками за неизменно по детски веселое безоблачное выражение лица и рюкзачки за спиной.
Однажды в бар пришли несколько финнов, которых таксист полчаса возил кругами от вокзала до старого города, взяв с них сумму, примерно втрое превышающую реальную цену, особенно, если учесть, что пройти это расстояние можно даже пешком.
Официанты продавали им пиво, как живое, утверждая, что в подвале находится пивоварня.
Делегации японцев не повезло с составителями меню.
Им додумались подать холодный суп. Японцы долго смотрели на это чудо. Все сорок порций остались не тронутыми.
Как то раз в заведении отмечали свадьбу.
Повара озверели от усталости. Персонал не кормили весь день.
Вечером со свадебного стола, в качестве угощения, в бар передали бутылку шампанского и огромное блюдо канапе с икрой.
Потом всем было ужасно плохо.
В кризис дела в баре пошли не очень и вскоре он закрылся.
Хозяин сбежал заграницу, не заплатив работникам зарплату.
Но мне повезло, меня уволили раньше. С загадочной формулировкой:
— Не естественно женщине быть барменом, как мужчине не естественно быть беременным.
И это в равноправной свободной Европе.
Возможно, в других заведения к делу подходят более добросовестно.
Многое зависит от политики руководства.
Есть вполне порядочные заведения, я лично знаю несколько таких.
Хочу сказать, несколько слов в защиту тех, кто работает в рабских порою условиях за мизерные деньги.
В защиту, разумеется, честных тружеников, любящих свое дело.
Даже, если все прошло отлично, люди, вкусно пообедав, редко задумываются о том, что благодарность может так и не дойти до повара, который все это приготовил.
А теперь еще немного ужасов.
Когда я, волею судьбы, пару дней работала в пятизвездочном отеле, где мне, кстати говоря, не заплатили.
Когда клиент не доедал поданное ему в отдельной плошечке масло, новую порцию докладывали наверх и подавали следующему посетителю.
В некоторых местах вам повезет, если недоеденные овощи и фрукты с чужой тарелки помоют перед тем, как положить их вам.
Был у меня опыт работы и в небольшом кафе. Там хозяева от жадности следили за работниками в пять камер на пяти мониторах. И каждые три месяца для профилактики меняли весь персонал.
Старых работников выжимали, как лимоны.
Люди работали по три недели без выходных, на ногах больше половины суток.
Я заметила, чем корыстнее хозяева, тем больше они любят взывать к совести и чувству долга сотрудников, от которых потом безжалостно избавляются, не стесняясь чернить их в глазах окружающих, выставляя какими-то монстрами.
Поэтому частенько новое место работы начинается различными проверками служб, в которые успели пожаловаться предыдущие работники. Что опять отражается на неповинном персонале.
Не стоит пугаться. Все это было достаточное количество лет назад, и, будем надеяться, что порядки теперь изменились в лучшую сторону.
Читать далее в блоге автора
Откровения повара:
Фрагмент
интервью с поварами, без цензуры...
Людям с тонкой психической организацией, беременным женщинам и детям лучше не читать.
Меньше знаешь — крепче спишь...
— Можно ли уберечься от некачественной еды?
— По большей части, во всех кафе похожая история — заказывают, например, мясо —20 кг ,
за день ушло 2 кг ,
за неделю — 10 кг ,
все это лежит в холодильнике месяц.
Лосось тоже, сначала свежий продают, потом солят.
— Правда ли, что используют даже хлорку?
— В супермаркетах, ведь магазин — тот же общепит, они заказывают 10 тонн мяса, например, и раскидывают по точкам. А, допустим, не продали, это все промывается, на ночь в растворе оставляется, вымачивается, моется, расфасовывается и выставляется на витрины. Обмазывают специальной краской. По цвету можно хорошо понять, обработан ли продукт, что старое.
Свежее мясо, если полежит, начнет темнеть. Оно не обветренное будет, а именно темноватое. Свинина на говядину будет похожа. Если обветрилось — это уже раствор специальный, запах который перебивать, цвет дает, слез и такой эффект.
Часто шприцуют мясо, воду или раствор вкалывают, бульон куриный для веса — берешь 1,200 курицы, а платишь за 1,600 кг.
— А как обстоят дела в кафе и ресторанах?
— В ресторан пришла рыба, например, камбала, если не почистить ее правильно — кишки до конца, она портится через день. Некоторые их вообще не вытаскивают, но никто на следующий день эту рыбу выкинет.
Ее промыли, в соли подержали, отдали в зал. Клиент, заплатил за нее 20 евро, и не факт, что он не будет сидеть на горшке, как после пургена.
— Самая тоскливая ситуация — с морскими продуктами, порой они по две недели лежат в холодильнике в ресторанах. В креветки тигровые большие кладут чеснок, тимьян — это маскирует вкус, и убивает более менее бациллы, чтоб не отравить людей.
Безотходное производство. Начальство не разрешает поварам выкидывать продукты — лишь на свой страх и риск, если увидят — снимут с зарплаты.
В пицерии, популярной в нашем городе, прямым текстом говорят — числа переклейте на продуктах и продавайте дальше, — уже грибы плесневые сверху растут, мягко говоря, — а вы сверху снимите, и остальное продавайте, — им по барабану.
На кухне люди, в основном, без образования у них работают, что такое почистить сковородку, гриль и прочее, они не знают. Через 2-3 дня пригоревшие остатки мяса — это уже та же самая отрава.
— Меня самого в несколько лет назад в больницу — в реанимацию, на промывание желудка и не только отправили коллеги — рассказывает повар, — лосось на работе попробовал и шоколадный торт, простужен был, не почувствовал сразу запаха и вкуса. Чем из этого отравился — до сих пор не знаю.
— Все стараются работать без отходов. Даже один из лучших ресторанов, выкидывать ничего не будет. У них поставщики из Германии, Франции, Италии, Америки. Сомневаюсь, что продукты на 2-3 тысячи будут выкидывать в мусорник.
— Есть хорошие заведения, где с утра готовят, вечером снимают с продажи эту еду, но таких всего несколько — фирмы, у которых бизнес приносит по 20 тысяч в день. У них свое производство — обвальщики, мясной цех, колбасы делают, паштеты, техника серьезная, оборудование закуплено на миллионы. Машина, например, для резки мяса за 15-20 тысяч евро, а пользуются ею 3-4 раза в день всего.
Там на качестве все держится, но и цены не дешевые.
— У нас на фирме, клиентам испорченное не дадут, но с зарплаты поваров снимут, если много остается не проданного. Все в договоре прописано. Машина сломается на кухне — могут и 5 тысяч из зарплаты вычесть, постепенно, каждый месяц, не нравится — уходи.
Почти нигде официально не платят зарплату — на пальцах можно пересчитать такие заведения.
— Сегодня я 14 часов отработал. Позапрошлый сезон мы работали по 20-22 часа смену по 20-25 дней без выходных.
— Как это выдерживают люди?
По-разному, кто-то на дне бутылки, но, в основном, привыкают. У поваров есть начало смены и закрытие заведения, от и до — никаких 8-10 часовых рабочих дней.
— Как определить самому, можно ли есть предложенное блюдо?
— По запаху, в основном. С рыбой — несложно понять, мясо — профессионал на вкус не всегда определит, лишь аромат на срезе, иногда кислинка чуть проскользнет.
— Нельзя ходить в места, где нет людей. Там и неделю может стоять весь перечень меню.
— Салаты — шуба, например, долго стоит, никто не поймет — только цвет яйца темнеет и вкус селедки усиливается, мясной — кислым становится и жидковатым. В ресторанах под заказ делают, в основном, а в кафе-бистро — на неделю могут намесить и продавать. Листовой салат темнеет, вянет, с ним это не пройдет — куча будет на тарелке.
— Горячие витрины уже к кулинарии относятся, даже, если это кафе. По правилам, должна вода снизу быть горячая, сверху — емкости с едой, если рядом что-то стоит — это запрещено.
Но кто будет покупать лишнюю витрину за 20 тысяч евро, ставят, как придется.
— Насчет того, что готовится во фритюре. Кальмаровые кольца и прочее. По закону — мясо в одном, рыба в другом, овощи в третьем, и масло каждый день надо менять. У нас в заведениях масло меняется хорошо, когда раз в неделю.
— Супа варятся так. В понедельник пришел, сварил суп. Когда продался, тогда и хорошо, хоть в следующий понедельник. Как клиенту повезет. Я уже шефом был, вызвали меня в зал, клиент кинул в меня тарелку с супом, не совсем попал, на ногах моих оказалась тарелка. Оказалось —скис суп.
— Бывают разные клиенты. Однажды до драки дошло — платить не хотели.
Многие посетители на диете или знают, каким должно быть блюдо на самом деле, если что не так — не платят, и они правы в этом случае. Называют иногда блюда известными именами в ресторанах, а содержимое не соответствует.
— Стекла и земля в тарелке — миф? Бывает ли, что повар специально портит блюдо, подсыпает что-то в него?
— Это не миф — одни клиенты у меня приходили, узбеки, с похмелья ночного, и просили суп делать предельно острым, я им в конце концов полпачки чили перца высыпал — понравилось, благодарили.
— А могут посерьезней сделать что-то некоторые — земли насыпать, плюнуть — есть люди больные и среди работников, которые могут с сырой курицей мертвой сексом заниматься.
Бывает, психика не выдерживает от усталости. Хочет человек, чтобы уволили его, соли пригоршню насыпет или рыбу тухлую отдаст — всякое бывает.
— Начальство, в одном ресторане, купило крышки стеклянные для сковородок на кухню, что отнюдь не приветствуется. Крышка разбилась, у шеф-повара упала, а рядом готовилась еда, вместо того, чтобы все перемыть, она продолжила готовить.
Ребенок в зале порезал язык стеклом, попавшим в еду. Женщина-клиент забрала плачущего ребенка, заплатила по счету и убежала.
Травмы на работе — безнаказанность виновных.
— Несколько лет назад был случай. В ресторане, где я работал, было две кухни, разделенные маленьким коридорчиком. Сушист — приезжий из-за границы, немного по-нашему балакал. Без выходных работал он к тому моменту уже больше 20 дней, по 18-20 часов.
Человека перекрыло от усталости, на нашей работе это-нормальное явление, нервы не выдерживают у многих.
Я рядом с ним стоял, он меня ножом по спине ударил — от лопатки до поясницы порезал. Мой шрам зажил, как его челюсть, я не знаю.
— Было еще дело — не разминулись в запару на кухне, хозяйка заведения решила с ножом в руках помочь на кухне, я в нее врезался — китель и майку порезали.
— На другой работе коллега запекал на сливочном масле блюдо, часа 3-4 готовится, вытащил из печки, пол был скользкий или окликнул его кто-то, он упал, рука от кисти до локтя до сих пор не зажила, несколько лет прошло.
Вы думаете, кто-то что-то заплатил ему? Сначала хозяева заведения сказали, чтобы он не ходил в больницу, и не говорил врачам, где все произошло, а потом,- вон дверь, можешь быть свободен...
— Я себе однажды сухожилие перерубил на работе, кость немного продробил — на правой руке. Банальная ошибка официантки — кинула не в тот мусорник разбитый стакан, а у меня конец смены — решил утрамбовать это руками, хорошо, не ногами.
Тоже работодатели попросили, — не говори в больнице, где, что и как, я отработал около 20 дней с такой рукой, три пальца не работали, бинтом потуже затянулся — и вперед. Двумя оставшимися пальцами нож держал, надо было семью кормить, потом не смог больше — ничего не поднять, кровь льется, бинт не помогает, ушел на больничный, через неделю звонок, — приезжай за документами, ты уволен.
Обещали компенсацию сначала, а в итоге послали куда подальше, когда время прошло.
— Была и смешная история. Наняли парня работать, в куриный цех, он где-то поел с утра, и пришел на работу. Стало плохо, в больницу увезли. Он вместо того, чтобы сказать, где поел, сказал, что отравился на работе. На следующий день приехала санэпидемстанция — три мужика, здоровенные шкафы 2 на2 метра , видимо, от тяжелого
физического труда.
— Прямо в цеху, что самое смешное, там, где готовят, продукты находятся, поставили всех раком с голыми задами без штанов, брали бак анализ, я эту картину в жизни не забуду!
К сожалению, данные истории не располагают к расслабленному отдыху. Для себя делаю вывод — есть в местах общественного питания можно, но только очень осторожно, опираясь на зоркий глаз, чуткий нюх, и советы бывалых поваров.
Людям с тонкой психической организацией, беременным женщинам и детям лучше не читать.
Меньше знаешь — крепче спишь...
— Можно ли уберечься от некачественной еды?
— По большей части, во всех кафе похожая история — заказывают, например, мясо —
Лосось тоже, сначала свежий продают, потом солят.
— Правда ли, что используют даже хлорку?
— В супермаркетах, ведь магазин — тот же общепит, они заказывают 10 тонн мяса, например, и раскидывают по точкам. А, допустим, не продали, это все промывается, на ночь в растворе оставляется, вымачивается, моется, расфасовывается и выставляется на витрины. Обмазывают специальной краской. По цвету можно хорошо понять, обработан ли продукт, что старое.
Свежее мясо, если полежит, начнет темнеть. Оно не обветренное будет, а именно темноватое. Свинина на говядину будет похожа. Если обветрилось — это уже раствор специальный, запах который перебивать, цвет дает, слез и такой эффект.
Часто шприцуют мясо, воду или раствор вкалывают, бульон куриный для веса — берешь 1,200 курицы, а платишь за 1,600 кг.
— А как обстоят дела в кафе и ресторанах?
— В ресторан пришла рыба, например, камбала, если не почистить ее правильно — кишки до конца, она портится через день. Некоторые их вообще не вытаскивают, но никто на следующий день эту рыбу выкинет.
Ее промыли, в соли подержали, отдали в зал. Клиент, заплатил за нее 20 евро, и не факт, что он не будет сидеть на горшке, как после пургена.
— Самая тоскливая ситуация — с морскими продуктами, порой они по две недели лежат в холодильнике в ресторанах. В креветки тигровые большие кладут чеснок, тимьян — это маскирует вкус, и убивает более менее бациллы, чтоб не отравить людей.
Безотходное производство. Начальство не разрешает поварам выкидывать продукты — лишь на свой страх и риск, если увидят — снимут с зарплаты.
В пицерии, популярной в нашем городе, прямым текстом говорят — числа переклейте на продуктах и продавайте дальше, — уже грибы плесневые сверху растут, мягко говоря, — а вы сверху снимите, и остальное продавайте, — им по барабану.
На кухне люди, в основном, без образования у них работают, что такое почистить сковородку, гриль и прочее, они не знают. Через 2-3 дня пригоревшие остатки мяса — это уже та же самая отрава.
— Меня самого в несколько лет назад в больницу — в реанимацию, на промывание желудка и не только отправили коллеги — рассказывает повар, — лосось на работе попробовал и шоколадный торт, простужен был, не почувствовал сразу запаха и вкуса. Чем из этого отравился — до сих пор не знаю.
— Все стараются работать без отходов. Даже один из лучших ресторанов, выкидывать ничего не будет. У них поставщики из Германии, Франции, Италии, Америки. Сомневаюсь, что продукты на 2-3 тысячи будут выкидывать в мусорник.
— Есть хорошие заведения, где с утра готовят, вечером снимают с продажи эту еду, но таких всего несколько — фирмы, у которых бизнес приносит по 20 тысяч в день. У них свое производство — обвальщики, мясной цех, колбасы делают, паштеты, техника серьезная, оборудование закуплено на миллионы. Машина, например, для резки мяса за 15-20 тысяч евро, а пользуются ею 3-4 раза в день всего.
Там на качестве все держится, но и цены не дешевые.
— У нас на фирме, клиентам испорченное не дадут, но с зарплаты поваров снимут, если много остается не проданного. Все в договоре прописано. Машина сломается на кухне — могут и 5 тысяч из зарплаты вычесть, постепенно, каждый месяц, не нравится — уходи.
Почти нигде официально не платят зарплату — на пальцах можно пересчитать такие заведения.
— Сегодня я 14 часов отработал. Позапрошлый сезон мы работали по 20-22 часа смену по 20-25 дней без выходных.
— Как это выдерживают люди?
По-разному, кто-то на дне бутылки, но, в основном, привыкают. У поваров есть начало смены и закрытие заведения, от и до — никаких 8-10 часовых рабочих дней.
— Как определить самому, можно ли есть предложенное блюдо?
— По запаху, в основном. С рыбой — несложно понять, мясо — профессионал на вкус не всегда определит, лишь аромат на срезе, иногда кислинка чуть проскользнет.
— Нельзя ходить в места, где нет людей. Там и неделю может стоять весь перечень меню.
— Салаты — шуба, например, долго стоит, никто не поймет — только цвет яйца темнеет и вкус селедки усиливается, мясной — кислым становится и жидковатым. В ресторанах под заказ делают, в основном, а в кафе-бистро — на неделю могут намесить и продавать. Листовой салат темнеет, вянет, с ним это не пройдет — куча будет на тарелке.
— Горячие витрины уже к кулинарии относятся, даже, если это кафе. По правилам, должна вода снизу быть горячая, сверху — емкости с едой, если рядом что-то стоит — это запрещено.
Но кто будет покупать лишнюю витрину за 20 тысяч евро, ставят, как придется.
— Насчет того, что готовится во фритюре. Кальмаровые кольца и прочее. По закону — мясо в одном, рыба в другом, овощи в третьем, и масло каждый день надо менять. У нас в заведениях масло меняется хорошо, когда раз в неделю.
— Супа варятся так. В понедельник пришел, сварил суп. Когда продался, тогда и хорошо, хоть в следующий понедельник. Как клиенту повезет. Я уже шефом был, вызвали меня в зал, клиент кинул в меня тарелку с супом, не совсем попал, на ногах моих оказалась тарелка. Оказалось —скис суп.
— Бывают разные клиенты. Однажды до драки дошло — платить не хотели.
Многие посетители на диете или знают, каким должно быть блюдо на самом деле, если что не так — не платят, и они правы в этом случае. Называют иногда блюда известными именами в ресторанах, а содержимое не соответствует.
— Стекла и земля в тарелке — миф? Бывает ли, что повар специально портит блюдо, подсыпает что-то в него?
— Это не миф — одни клиенты у меня приходили, узбеки, с похмелья ночного, и просили суп делать предельно острым, я им в конце концов полпачки чили перца высыпал — понравилось, благодарили.
— А могут посерьезней сделать что-то некоторые — земли насыпать, плюнуть — есть люди больные и среди работников, которые могут с сырой курицей мертвой сексом заниматься.
Бывает, психика не выдерживает от усталости. Хочет человек, чтобы уволили его, соли пригоршню насыпет или рыбу тухлую отдаст — всякое бывает.
— Начальство, в одном ресторане, купило крышки стеклянные для сковородок на кухню, что отнюдь не приветствуется. Крышка разбилась, у шеф-повара упала, а рядом готовилась еда, вместо того, чтобы все перемыть, она продолжила готовить.
Ребенок в зале порезал язык стеклом, попавшим в еду. Женщина-клиент забрала плачущего ребенка, заплатила по счету и убежала.
Травмы на работе — безнаказанность виновных.
— Несколько лет назад был случай. В ресторане, где я работал, было две кухни, разделенные маленьким коридорчиком. Сушист — приезжий из-за границы, немного по-нашему балакал. Без выходных работал он к тому моменту уже больше 20 дней, по 18-20 часов.
Человека перекрыло от усталости, на нашей работе это-нормальное явление, нервы не выдерживают у многих.
Я рядом с ним стоял, он меня ножом по спине ударил — от лопатки до поясницы порезал. Мой шрам зажил, как его челюсть, я не знаю.
— Было еще дело — не разминулись в запару на кухне, хозяйка заведения решила с ножом в руках помочь на кухне, я в нее врезался — китель и майку порезали.
— На другой работе коллега запекал на сливочном масле блюдо, часа 3-4 готовится, вытащил из печки, пол был скользкий или окликнул его кто-то, он упал, рука от кисти до локтя до сих пор не зажила, несколько лет прошло.
Вы думаете, кто-то что-то заплатил ему? Сначала хозяева заведения сказали, чтобы он не ходил в больницу, и не говорил врачам, где все произошло, а потом,- вон дверь, можешь быть свободен...
— Я себе однажды сухожилие перерубил на работе, кость немного продробил — на правой руке. Банальная ошибка официантки — кинула не в тот мусорник разбитый стакан, а у меня конец смены — решил утрамбовать это руками, хорошо, не ногами.
Тоже работодатели попросили, — не говори в больнице, где, что и как, я отработал около 20 дней с такой рукой, три пальца не работали, бинтом потуже затянулся — и вперед. Двумя оставшимися пальцами нож держал, надо было семью кормить, потом не смог больше — ничего не поднять, кровь льется, бинт не помогает, ушел на больничный, через неделю звонок, — приезжай за документами, ты уволен.
Обещали компенсацию сначала, а в итоге послали куда подальше, когда время прошло.
— Была и смешная история. Наняли парня работать, в куриный цех, он где-то поел с утра, и пришел на работу. Стало плохо, в больницу увезли. Он вместо того, чтобы сказать, где поел, сказал, что отравился на работе. На следующий день приехала санэпидемстанция — три мужика, здоровенные шкафы 2 на
— Прямо в цеху, что самое смешное, там, где готовят, продукты находятся, поставили всех раком с голыми задами без штанов, брали бак анализ, я эту картину в жизни не забуду!
К сожалению, данные истории не располагают к расслабленному отдыху. Для себя делаю вывод — есть в местах общественного питания можно, но только очень осторожно, опираясь на зоркий глаз, чуткий нюх, и советы бывалых поваров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий