четверг, 16 апреля 2015 г.

Как вести домашнюю бухгалтерию?


 Часто слышу от знакомых фразы: «Зарплату только недавно получили, а денег уже нет». 
«Куда все деньги ушли, ума не приложу».
«Совсем не умею экономить – получаем вроде немало, но отложить всё-равно не получается».
И у меня так было поначалу, когда пришлось самостоятельно распоряжаться своими финансами. Бывало, сядешь и задумаешься – на что же я свои денежки потратила?

В определённый момент мне стало ясно, что так не может дальше продолжаться: деньги разлетаются, как пыль, а я даже не могу точно сказать, на что они были потрачены. Я решила, что пора ответственнее относиться к домашним финансам. Но как? С чего начать?

Домашние финансы, как и финансы любого предприятия, нуждаются в контроле. И если на любом предприятии ведётся бухгалтерия, то почему бы не начать ведение бухгалтерии домашней? 

Я решила, что буду вести планирование доходов и расходов, учёт и контроль расходов и, проанализировав полученные результаты, решать, на что тратится слишком много средств из семейного бюджета, а на что недостаточно. И сколько денег можно безболезненно для сегодняшнего дня отложить на крупные завтрашние приобретения.


Планирование доходов и расходов
Планирование я провожу в определённый день месяца – перед самым крупным вливанием в домашние финансы. Записываю все предстоящие доходы нашей семьи на текущий месяц. Суммирую. Затем планирую расходы. 

К сожалению, строк в статье расходов намного больше, чем в статье доходов, но что поделаешь?! Хотелось бы, конечно, чтобы было наоборот, но так, наверное, не бывает.

Итак, планируя расходы, учитываю в первую очередь коммунальные платежи, плату по счетам за телефон, траты на мобильные телефоны. 

Кстати, в советские времена на ежемесячные траты, такие, как коммунальные платежи, платы за пользование услугами детского сада, деньги на школьные завтраки, уходило менее 10% семейного бюджета. Сейчас обязательные ежемесячные платежи у большинства наших соотечественников съедают намного больше.

Запланировав обязательные платежи, перехожу к планированию расходов на питание. В первый месяц вряд ли получится точно подсчитать предстоящие расходы на питание, но постепенно этой сложной наукой овладеет любой. 

Важно не забыть учесть, сколько денег отложить на обеды, если кто-то из членов семьи в рабочие дни питается вне дома. Приблизительно подсчитали сумму предстоящих расходов на питание, записали.

Обязательно нужно запланировать расходы на хозяйственные нужды, на средства гигиены, косметику и т.п. Планируем расходы на бензин, на проезд в общественном транспорте. Не забываем в статью расходов внести строку «Резерв». Вдруг, у вас появятся непредвиденные траты – подарки, посещение стоматолога, ремонт машины, обуви, бытовой техники и т.п.

Запланировав все необходимые расходы, подсчитываем остаток и решаем, как мы будем им распоряжаться – то ли что-то приобретём, то ли отложим. Я использую такой принцип использования остатка: я делю его на три равные части.

Одну часть мы можем потратить на себя в текущем месяце – купить что-то из одежды, книги, диски, посетить ресторан, сходить в кино, театр и т.д.

Вторая часть уходит на так называемые некрупные приобретения – мебель, бытовую технику, материалы для ремонта и т.п. Если денег в этом месяце не хватает для покупки желаемого, то их можно отложить до следующего месяца.

Ну, а третью часть я откладываю на крупные приобретения (например, на квартиру или на новую машину). Как бы мне не хотелось купить в этом месяце дорогую вещь, я все равно не выйду за рамки того, что я запланировала.

Я стараюсь продумывать расходы на несколько месяцев вперед – если в декабре я планирую купить шубу, то деньги из первой части остатка в течение нескольких месяце я не трачу на сто первую кофточку и двести второй диск для сына. Всё, что не потрачено в это месяце, переходит на следующий, а потом на следующий. Таким образом – Опа! – и в декабре у меня новая шубка.


Учёт и контроль расходов
В первые шесть месяцев ведения бухгалтерии я записывала всё без исключения расходы. Для этого я начертила таблицу в тетради. В вертикальных столбцах записала виды расходов. 

Причём, расходы на питание разделила на подвиды – молочное, хлеб, мясо, сладости, овощи, фрукты, бакалея, масло и сыр, рыба и т.п. В горизонтальных строках записывала дату траты и вид расхода, а цену помещала в нужную клеточку: 5.01, творог 2п. – 40 р. (в клеточке «молочное»). Подсчёт расходов вела за день, за неделю и за месяц, причём за месяц – по видам и подвидам расходов.

Сначала тяжело привыкнуть записывать все расходы, но постепенно привыкаешь запоминать цены в магазинах, сколько и на что потрачено. Со временем появляется навык. Удобно собирать все чеки за день в сумочке, а вечером пяти минут хватает достать чеки и записать все расходы.

Есть очень удобные компьютерные программы, помогающие вести домашнюю бухгалтерию. Они облегчают вашу работу, потому что программа сама считает и выдаёт результат. Ваши расходы программа может представить в виде графиков и диаграмм – тогда вы наглядно увидите, какие расходы у вас реально зашкаливают. 

Многие такие программы можно бесплатно скачать в Интернете. Когда Вы уже определитесь, сколько и на что у вас тратится в месяц, и на чём можно безболезненно сэкономить, строгий учёт расходов можно и не вести.


Анализ
Итак, проведя подсчёт расходов и имея перед глазами реальные цифры, можно приступить к анализу. В первые месяцы ведения расходов я была шокирована размером суммы, которую мы тратили на сладости. 

Ведь от печенья, рулетов, шоколада, мороженого и пирожных пользы совсем не много, вреда больше. И я, планируя в следующие месяцы расходы на питание, уменьшила сумму, так как выяснила, на чём без вреда (скорее с пользой) для здоровья можно сэкономить на питании.

Анализ результатов учета расходов точно показывает, на что вы тратите слишком много, и, сделав выводы, вы сможете сэкономить ваши средства.

Какая-то женщина, увидев, сколько денег в месяц она тратит на косметику, придёт в ужас. Кто-то, увидев цифру в графе «Сигареты», получит мощный стимул бросить курить и вместе с тем возможность экономить.

Благодаря полученным результатам и анализу вы сможете чётко планировать расходы на следующий месяц. И уж точно всегда будете знать, куда же, как пыль, разлетелись ваши денежки.

Желаю вам открыть для себя такой способ ведения домашней бухгалтерии. Он приведёт вас к процветанию и благосостоянию. 

Главное – не переусердствовать и не превратиться в Плюшкиных!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями