Никто не будет оспаривать тот факт, что животные подчас гораздо искреннее человека, они тоньше чувствуют и воспринимают мир. И давно известно о лечебном эффекте животных, которые окружают людей. К одним из таких видов относятся лошади.
Сегодня верховая езда используется в лечении детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Терапевтический эффект лошадей выделен в отдельную науку - иппотерапию.
Справка
Иппотерапия (от греческого hippo - лошадь) - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. Привлечение больных к спорту также дает положительный эффект.
Об иппотерапии было известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с темными мыслями. За рубежом лечебная верховая езда стала развиваться 30-40 лет назад, после того как переболевшая полиомиелитом спортсменка Лиз Хартел стала чемпионкой по верховой езде на Олимпиаде в Хельсинки.
Годами мужественная женщина вела борьбу со своими парализованными ногами и ослабевшими руками. Через девять лет она вновь становится призером на соревнованиях по выездке на Олимпийских играх в Хельсинки.
Этот подвиг вдохновил тысячи больных людей, и по всему миру стали создаваться секции лечебной верховой езды. В 1953 году в Дании "лечение лошадью" начинает применяться в первом Центре верховой езды, специально предназначенном для детей-инвалидов.
Центр объединял людей с двигательными нарушениями, а также больных клиники для эпилептиков, психоневрологического диспансера для молодежи, интерната для умственно отсталых лиц, школы для слепых, нескольких специальных медико-педагогических учреждений.
В России профессионально иппотерапию стали применять в 1991 году, когда в Москве был открыт детский экологический центр "Живая нить". Сейчас такие центры существуют в Санкт-Петербурге, Самаре, Воронеже, Пензе, Красноярске, Волгограде, Ярославле, Владивостоке и других городах, всего их более тридцати. Зачастую с такими центрами сотрудничают спортивные школы верховой езды.
Верховой ездой полезно заниматься и здоровым взрослым и детям - в первую очередь тем, кто много времени проводит за компьютером или несет большие умственные нагрузки.
Общение с лошадью и верховая езда позволяет снять стресс и минимизировать его последствия, дает нагрузку на все мышцы тела и поддерживает всадника в хорошей форме.
Что касается больных детей, то для благоприятного эффекта от занятий достаточно уже того, что, оказавшись на лошади, ребенок чувствует изменение своего статуса. Будучи в повседневной жизни прикован к костылям или инвалидной коляске, здесь он расправляет плечи, получая возможность взглянуть на всех свысока.
Правда, такое самоопределение происходит не сразу. Несмотря на соблазн оказаться верхом на лошади ребенок часто вначале пугается ее. Немеет, внутренне сковывается, некоторые впадают в истерику. Иппотерапевт начинает разговаривать с ребенком, вспоминать сказку про Маугли, предлагает погладить животное.
Ребёнок прикасается и постепенно успокаивается. По ступенькам забирается на лошадь. Иногда и при этом упирается - приходится сажать с усилием. Потом объясняет, что всадник на лошади для того, чтобы управлять: куда потянешь поводок, туда и пойдет.
Упражнения на лошади помогают детям почувствовать себя раскованней. Через три месяца занятий практически все свободно делают "кругосветное путешествие" - переносят ноги по очереди через шею и круп лошади на 4 такта.
Такое не каждый здоровый ребёнок выполнит! Играют с мячом, разучивают стихи, сидя на лошади, рисуют разноцветными мелками на доске, размещенной на стене манежа. Наиболее физически развитые дети ездят рысью и даже галопируют.
Здесь важно не переусердствовать и правильно определить подготовленность ребенка. Взрослый человек не всегда спокойно переносит неудачу, а ребенок и вовсе может замкнуться. Если он один раз испугался у всех на глазах, может вообще не повторить попытки.
Интересно, что при общении лошади и ребенка воспитательный процесс идет в обоих направлениях: ребенок становится более дисциплинированным, ответственным, лошадь - более чуткой, спокойной. Животное, используемое в иппотерапии, если почувствует, что ребёнку неудобно, будет стоять, пока всадник не примет позу, готовую к езде. То есть конь полностью солидарен с тем существом, которое носит на себе.
Каждое новое достижение больному ребёнку даётся непросто. Здесь необходимо терпение и упорство. Но видимые успехи служат хорошим стимулом к продолжению занятий.
Некоторые дети, поступившие в группу иппотерапии с диагнозом двойная гемиплегия, не владели ни руками, ни ногами, с трудом говорили. Их сажали на лошадь, придерживая с двух сторон. Через год дети сами уже сидели в седле, придерживаясь за тренера одной рукой.
Одного мальчика, Артура, буквально вылечил конь. На перемене в школе ребёнок получил черепно-мозговую травму и перелом в районе 7-го позвонка, долго лежал в больнице.
На занятия по иппотерапии пришёл бледный, медленно-медленно передвигался. Его клали на спину лошади и просто водили её кругами. Этот вибробиомассаж сделал своё дело. Сейчас мальчик живёт полноценной жизнью, занимается музыкой, ходит в бассейн.
В чём же секрет чудодейственного общения ребенка и лошади?
На наши вопросы ответил врач-психотерапевт Нижегородского центра восстановительного лечения детей Алексей Вячеславович Ермаков.
- На чем основывается положительный эффект иппотерапии?
- Прежде всего, на эмоциональном контакте. Дети, которые в силу определенных физических и психологических обстоятельств не могут контактировать полноценно со своими сверстниками, взаимодействуют с животными. Лошади можно рассказать то, что не всегда расскажешь человеку. Лошадь - живой организм, за который ты отвечаешь, у нее есть свои потребности, свои капризы, желания, которые ты можешь удовлетворить или не удовлетворить, но тогда ты как-то должен с ней договориться. Чисто физически человек находится выше над землей, это уже расширяет жизненное пространство, создает ощущение победителя. Человек становится более значимым для самого себя, то есть повышается самооценка. На фоне общения детей друг с другом происходит более быстрое развитие и психики, и речи.
Продолжительность курса занятий составляет не менее 6 недель. Время одного занятия постепенно увеличивается с 5-7 до 20-30 минут. Занятия должен проводить специально обученный персонал. Лошади подбираются спокойные, не реагирующие на непредсказуемые действия всадника. В манеже должно быть тихо и без посторонних.
- Кому рекомендуется заниматься лечебной верховой ездой?
- Метод иппотерапии применим, во-первых, для людей с ограниченными движениями, включая ДЦП и различные невропатии. Во-вторых, неврозы, всевозможная двигательная расторможенность, дефицит внимания как следствие двигательной расторможенности и логоневрозы как следствие неврозов.
Конный спорт отличается тем, что позволяет не только учащать пульс и дыхание, изменять показатели давления, но и быстро их восстанавливать. Гораздо быстрее, чем, например, после бега. То есть человек возбужден, старается каких-то результатов достичь, а на самом деле он успокаивается.
- Упражнения на лошади тоже имеют терапевтическое значение?
- Когда ребенок видит лошадь, у него уже происходит выброс адреналина, тем более, когда занимается гимнастикой. Дома не каждый ребенок согласится просто делать физические упражнения. Здесь же, мало того, что он верховой езде обучается, он еще и физически совершенствуется.
- Противопоказания к занятиям иппотерапией есть?
- Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются: гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть. Эпилепсия, как считают сейчас американцы, вообще не противопоказание. Осторожность стоит проявлять лишь в момент посадки и спешивания.
- Каких результатов добиваются дети?
- Перед началом занятий, как и в начале любого лечения, ребенок пытается поставить определенную цель, и в той или иной мере он ее добивается. Другое дело, что не сразу. И вот как раз к этому мы его и готовим. У детей с ДЦП улучшается осанка, походка, повышается уровень самокритики, а следовательно, интеллекта, у детей расторможенных пропадает потребность заменить отсутствие внимания увеличенной жестикуляцией, повышается эмоциональность. Все остальное будет зависеть от того, насколько ребенок проникся нашими занятиями.
И последнее. Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает ребенок, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер. Самое главное для ребенка - поверить в себя, что-то суметь. Сможет в малом - получится и в большом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий