вторник, 14 апреля 2015 г.

Как воспитывать личным примером


Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
С. Брант

Признайтесь, приходилось ли вам слышать от своих родителей наставления, начинающиеся словами: «Я в твои годы....». 

За ними могли следовать как положительные примеры (что-то вроде: старался учиться только на пятёрки, или: никогда не пропускал лекции, или: уже сам зарабатывал деньги, а не просил у родителей и т. д.), так и не очень (помню, я накурился сигарет и мне стало плохо, или: как то раз мы с другом прогуляли уроки в школе и потом пришлось долго «догонять» остальных учеников и т. д.). Наверняка, приходилось. 

Думаю, не раз и не два. Такого рода наставления вызывают у ребёнка поток самых разных мыслей. С одной стороны, «раз родители так говорят, а они взрослые, и знают, что говорят, то наверное, так оно и есть на самом деле». 

С другой стороны, «они попробовали , и ничего, живы остались и я попробую, может быть мне повезёт больше... , ведь я не глупее их и к тому же более удачлив». 

Так что же делать? Как воспитывать личным примером? И, вообще, надо ли использовать такое воспитательное средство как «личный пример»?

Не вдаваясь в теорию вопроса, скажем сразу, что хотим мы того или нет, но дети на подсознательном уровне «примеряют на себя» те или иные ситуации, в которых оказываются их родители. 

При этом, нередко их «решения» не совпадают с родительскими. Происходить это может как по объективным причинам, таким, например, как недостаток жизненного опыта, так и в силу индивидуальных особенностей ребёнка, его воспитания. 

Поэтому принцип «Делай как я!» на практике следует применять весьма осторожно. Лучше действовать «методом убеждения» там, где это возможно, а в тех немногих случаях, где логика бессильна (например, если ребёнок слишком мал), надо просто решительно запрещать нежелательные формы поведения ребёнка.

Данный вывод подтверждается исследованием, проведенным Дженифер А. Кэм и Эшли В. Мидлтон, Университет г.Урбан-Шампейн, штат Иллинойс, США. Они раздали родителям учеников возрастной группы 11-14 лет варианты высказываний о вреде алкоголя, курения и наркотиков. 

После бесед родителей с детьми учёные провели опрос учеников с целью оценки влияния определённых высказываний на желание подростков попробовать наркотические вещества и их отношение к наркотикам. 

Выяснилось, что дети, родители которых рассказывали о негативных последствиях и о том, как им жаль, что они употребляли наркотики, в своих ответах не упоминали о своем собственном негативном отношении к наркотикам. 

Это значит, что когда родители делятся с детьми своим опытом, пусть даже поучительным, это может иметь самые непредсказуемые последствия.

В заключение приведем строчки из упоминаемого в начале С.Бранта:

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями