Легенда гласит, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: "Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!».
Голос, интонации и тембр, а также манера говорить очень многое могут рассказать о характере человека, его эмоциональном состоянии, о состоянии его здоровья, и даже – об уровне духовного развития...
Представим человеческий организм в качестве оркестра, исполняющего прекрасную симфонию. Когда человек здоров, оркестр играет гармонично и слаженно. Но вот один из скрипачей, уронив с пюпитра ноты, вдруг вступает не в той тональности и в неправильном ритме. Поначалу фальшивые звуки нерадивого музыканта приводят в смятение всё струнное отделение, а в конце концов, и весь оркестр сбивается, теряя гармонию и ритм.
Когда частота колебаний хотя бы одного отдельного органа диссонирует с общим аккордом, мы называем это «болезнью».
Из книги Рудигера Дальке «Болезнь как язык души, послание и смысл ваших заболеваний»:
Природная медицина, обладающая более чувствительными способами диагностики, чем традиционная, больше не находит действительно здоровых индивидуумов. Человек, находясь в полярном мире, неизбежно несчастен, он постоянно в поиске утраченного единства, которое вернёт его в рай, когда он встанет на собственный путь совершенствования.
«Цельный» человек состоит из равно осознаваемых «я» и «тени». Оба эти элемента, в конечном счёте, создают целостную личность – человека, достигшего высшего уровня самосознания.
Следовательно, путь совершенствования лежит через приятие своих «теневых» проблем, воплощённых в симптомах, и работу над ними. Симптомы болезни – это проявления «тени», которые неизбежно «всплывают» из глубины души на поверхность материального, телесного мира; они – наши проводники на пути к совершенству.
Голос – важный инструмент человеческого общения. Соответственно и гортань – один из самых важных органов человеческого тела. Помимо информации голос выражает то или иное настроение, оказывая эмоциональное воздействие на окружающих. Практически все люди придают большое значение эмоциональной окраске голоса.
Голос становится симптомом тогда, когда он не соответствует фигуре человека. Тихий, еле слышный голос так же несвойственен крупному, крепкому телу, как глубокий и грубый – миниатюрному и хрупкому. Правда, в худощавом теле голос не находит себе резонатора, чтобы достичь глубины и звучности. Однако никакого резонатора не требуется для того, чтобы заставить звучать свой собственный голос намного выше или ниже природного тембра.
Тонкий голос (писк), который раздаётся из мощного, статного тела, показывает, что его обладатель боится собственных возможностей и не позволяет голосу звучать в соответствии с телом. Контраст между писклявым голосом и мощным телосложением говорит о крайне смятённом состоянии духа и отсутствии самоуважения.
Дребезжащий голос ассоциируется со страхом.
Очень похож на него так называемый бесцветный голос, принадлежащий робким, неуверенным в себе людям, которые в любой ситуации предпочитают покоряться, не пытаясь найти в себе внутреннюю силу и создать более достойный имидж.
Причиной хриплого голоса является раздражение голосовых связок и неосознанное раздражение настроения. Оно может, к примеру, проявляться в том, что обладатель хриплого голоса постоянно сдерживает подступающий к горлу крик, вместо того, чтобы раз и навсегда «прокричать» всё, что рвется из глубины сердца.
Хрипота означает и то, что человек не прислушивается к себе и к своим потребностям. В хриплости ощущается чувство протеста. Хриплый голос выдаёт напряжённую ситуацию. Приятный голос лишь тогда становится хриплым, если его обладатель соответственно обстоятельствам слишком много говорил, не попадая в резонатор.
Но тот, кто не может попасть в резонатор, вряд ли найдёт резонанс у слушателя. Чем сильнее хрипит голос, тем меньше доверия к нему.
Хрипота может привести к потере голоса (афонии) – симптому многих болезней гортани, от воспаления до паралича. Потеря голоса не только в сфере политики означает потерю своих избирательных прав. Полностью отказывающий голос означает неконтролируемую ситуацию, связанную с лишением могущества и гражданских прав. В первую очередь это может свидетельствовать о физическом недостатке места, хотя бы из-за зоба. Хотя, с другой стороны, причиной может быть и угнетённое состояние души.
Задача при хрипоте, очевидно, состоит в том, чтобы говорить потише и научиться молчанию, что в физическом смысле ведёт к осторожности, а в духовном – к самоуглублению. Это необходимо, ведь речь идет о физическом и душевном здоровье. Только тогда можно вновь возвратить голос.
Человека, который говорит невнятно, очень трудно понять.
Напрашивается вопрос: хочет ли он быть понятым? Понятна ли ему самому та мысль, которую он пытается так неясно изречь? Неясная, расплывчатая речь выдает неясность мысли.
Говорящий плывёт и опасается того, что его речь может быть воспринята как неразборчивая болтовня. Ему не хочется быть пойманном на слове. Ведь его убеждения несостоятельны, ненадежны и недостаточно понятны для того, чтобы возвещать о них более твёрдым, чётким и ясным голосом.
Всё, что было сказано о неразборчивой речи, в равной мере применимо и к неуверенной робкой речи. Каждым произносимым словом говорящий помимо содержания речи как бы хочет ещё сказать: «Пожалуйста, не трогайте меня, я же вас не трогаю». Подчёркнутая мягкость сразу же ставит под сомнение искренность слов и рождает подозрение, что под овечьей шкурой прячется волк. Те же самые эмоции вызывают плаксивые, хнычущие голоса.
Тем, кто говорит невыразительно от страха перед чьей-то силой и энергией, необходимо осмыслить тему покорности. Может быть, следует осознать её как что-то фальшивое и неискреннее.
Тихая речь призывает человека прислушаться к себе и попытаться обрести себя. Лишь после этого громкая истина будет иметь право на существование. Задавленная робость должна превратиться в освобождённую искренность, которая может выражаться соответствующим образом: лёгким и мягким дыханием или убедительным рычанием.
Голос, который всегда звучит оглушительно громко, сам по себе является симптомом. Часто тот, кто заставляет стены трястись от грома похвал самому себе, не только огорчает своих близких, но и сам огорчается... Оглушительно громкое веселье, к сожалению, является общепринятым способом выражения радостных (и весьма поверхностных) эмоций. Только если человек хоть раз глубоко прочувствует радость, он сможет стать свободным.
Шипящий голос выдаёт змеиную сущность с той глубиной символики, которая восходит ещё к Библии. Змея ассоциируется с ложью и коварством, с ощущением опасности и даже заговора.
Резкий, пронзительный голос сразу же обращает на себя такое пристальное внимание, которого трудно было бы добиться достойным Демосфена красноречием.
Глухой голос всегда окрашен тем, что он пытается заглушить: гнев, ярость или подавленные слёзы.
Для того, чтобы голос звучал адекватно, необязательно всякий раз прибегать за помощью к каким-то «запредельным» эмоциям, и жить, захлёбываясь ими. Освободившись от этой установки, можно научиться открыть и свободно выражать любое настроение.
Учителям древних мистических школ удалось постичь истинную силу, скрытую в звуке, – исцеляющую и чудотворную. Хотя точных сведений об этих школах сохранилось совсем немного, представляется вполне вероятным, что главным орудием древних целителей был именно голос.
Древнегреческий бог Аполлон покровительствовал одновременно и музыке, и медицине. В Греции существовали особые храмы, куда приходили люди, страдающие от болезней. Главным орудием исцеления в этих храмах была музыка: приводя в гармонию тело и дух человека, она заставляла недуги отступить.
Человеческий голос – самый мощный из всех доступных человечеству инструментов, особенно в области звукотерапии.
Из трудов знаменитого суфийского мудреца, музыканта и поэта, Хазрата Инайят Хана «Мистицизм звука» и «Космический язык»:
Все проявление со всеми его аспектами является записью, на которой воспроизводится голос; и этот голос есть мысль человека. В мире нет такого места, будь то пустыня, лес, гора или дом, деревня или большой город, на котором какой-либо голос, будучи однажды запечатленным, не продолжался бы до сих пор.
Самой замечательной вещью при изучении голоса является то, что по голосу вы можете судить об индивидуальной эволюции человека, о её степени. Вам даже не обязательно видеть человека; просто его голос скажет вам, насколько сильно человек развит. Без сомнения, характер человека очевиден в его голосе.
Существуют определённые вещи, которые должны быть сохранены в голосе. Как бы сильно ни был развит голос, каким бы великим и каким бы широким он ни был сделан при помощи практики, человек должен всегда чувствовать ответственность за сохранение невредимым своего естественного голоса на всех стадиях развития.
Потому что каждый человек должен знать, что не существует другого такого голоса, как его; и если эта специфичность, принадлежащая каждой душе, теряется, то возникает фальшь.
Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает всё его существо, и в соответствии с определённым влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает её; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определённый эффект.
Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой.
Певцы древности испытывали эффект своих духовных практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту и изучали эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как она создаёт энтузиазм, как она даёт дополнительную энергию, как она успокаивает и как исцеляет.
Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде, чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом.
Певцы обладают большим магнетизмом, чем средний человек. Потому что из-за собственных вокальных практик их голос оказывает эффект на них самих, и они создают электричество в себе; и таким образом заряжаются новым магнетизмом каждый раз, когда практикуются.
…В одном случае определённый звук может быть использован правильно, а в другом случае тот же самый звук может использоваться неправильно; определить это можно по гармоничным или дисгармоничным эффектам, производимым им. Та высота тона, которая является естественной высотой голоса, будет источником собственного исцеления для человека, так же, как и для других, когда он поёт ноту такой высоты.
Человек, который нашёл ключевую ноту своего собственного голоса, обрёл ключ к своей собственной жизни. Он может тогда управлять своим бытием и помогать другим.
Когда мы подходим к сущности и внутреннему принципу звука, то чем ближе к естеству человек сохраняет его, тем более могущественным, более магичным он становится.
Но помимо пения, даже в разговоре, среди сотни людей вы найдёте одного, кто говорит своим естественным голосом и девяносто девять имитирующих. Они подражают кому-то ещё, хотя могут и не знать об этом.
Сохранить свой естественный голос – это значит обладать огромной силой; но человек не может сохранять его всегда.
Для того, чтобы голос имел сильный эффект, человеку не требуется быть певцом. Что он должен делать, так это уделять часть своего времени, даже самую малую, какую он может – пять или пятнадцать минут в день – своему голосу, его развитию.
Если он будет практиковаться, то он достигнет той силы, которая скрыта в каждой душе.
Так пробудите же свой природный, естественный голос!
Голос – залог Вашего здоровья, душевного благополучия и духовного совершенствования!
Комментариев нет:
Отправить комментарий