Гусли – древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент, хордофон. Один из древнейших музыкальных инструментов на Земле, под разными названиями известен у многих народов мира. Само слово «гусли» произошло от глагола «густи» в старославянском языке т.е. гудеть.
Первое письменное упоминание о гуслях относится к VI веку нашей эры, хотя этот инструмент существовал уже в более ранние времена, чему есть масса археологических подтверждений.
До настоящего времени сохранилось около 30 видов форм корпуса гуслей, которые разделили на классификации по внешним признакам: крыловидные, арфавидные, шлемовидные, трапецевидные.
Звучание гуслей очень открытое, яркое и звонкое, их даже называют – гусли звончатые, видимо из-за переливного звона струн.
В русской фольклорной традиции гусли – это символ мужского начала.
На гуслях играли эпические сказители древней Руси — бояны, а также герои русских былин и сказок: Садко, Ставр Годиныч, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
На многочисленных изображениях древней Руси встречаются шлемовидные гусли, напоминающие своей формой шляпу Наполеона.
Ещё их называют псалтыревидные гусли или гусли-псалтырь, а в народе такой инструмент прозвали — поповские гусли.
Именно с ними изображён Царь Давид, поющий псалмы Господу. Существует много спорных версий о точном месте происхождения такой модели гуслей.
В одних источниках говорится о том, что шлемовидные гусли были заимствованы у русских народами Поволжья и Азии, а в других трактуется совершенно обратный маршрут инструмента.
Огромный вклад в современное развитие гусельной традиции внёс реставратор и музыковед Владимир Иванович Поветкин.
В 1978г. ему удалось реконструировать лирообразные гусли XI века, найденные при археологических раскопках в Великом Новгороде.
На примере найденных обломков Поветкин смог воссоздать форму Новгородских гуслей. На обломке задней деки древнего инструмента имелась выцарапанная надпись «СЛОВИША», так стали называть и реконструированную модель гуслей В. И. Поветкина.
Наиболее изученной и сохранившейся на сегодняшний день считается традиция игры на крыловидных гуслях Псковской области.
В 80-е годы ХХ века фольклористами были собраны традиционные наигрыши и приёмы игры Псковщины.
Исследователю фольклористу Анатолию Михайловичу Мехнецову удалось застать в живых несколько гусляров преклонного возраста, играющих с детства в народной традиции и перенявших исполнительскую манеру своих предков.
Наигрыши в народе исполнялись бряцаньем и выборной игрой, самые известные из них: «Русского», «Половинка новоржевка», «Камаринского», «Под драку», «Под долгие песни», «Под припевки», «Длиннова», «Подерьгуха», «Сербирьянка», «Посадского».
В 80-е годы ХХ века фольклористами были собраны традиционные наигрыши и приёмы игры Псковщины.
Исследователю фольклористу Анатолию Михайловичу Мехнецову удалось застать в живых несколько гусляров преклонного возраста, играющих с детства в народной традиции и перенявших исполнительскую манеру своих предков.
Наигрыши в народе исполнялись бряцаньем и выборной игрой, самые известные из них: «Русского», «Половинка новоржевка», «Камаринского», «Под драку», «Под долгие песни», «Под припевки», «Длиннова», «Подерьгуха», «Сербирьянка», «Посадского».
Сегодня интерес к традиционным русским гуслям растёт, что приятно!
И я не знаю такого человека в России, которому бы не нравилось переливное звучание звонких гусельных струн.
На уровне генетической памяти этот музыкальный инструмент близок каждому из нас.
Гусли могут разговаривать с нашим разумом и душой языком музыкальной энергии. Искренне рекомендую каждому хотя бы раз в своей жизни приложить гусли к своему телу и коснуться струн.
Обещаю, Вы получите незабываемое ощущение праздника. Гуди гораздо!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий