1
Если бы
люди достигли совершенства
и стали бы
целомудренны, род человеческий прекратился бы, и незачем ему было бы
жить на земле, потому что люди стали бы как ангелы, которые не
женятся и замуж
не идут, как
это сказано в Евангелии. Но пока
люди не достигли
совершенства, они должны производить потомство, для того,
чтобы потомство это,
совершенствуясь, достигало того совершенства, которого должны достигнуть люди.
Брак, настоящий брак, состоящий в
рождении и воспитании
детей, есть посредственное
служение Богу - служение Богу через детей. "Если я не сделал того, что мог и должен был сделать,
так вот на смену мне мои дети,
- они будут делать".
От этого-то люди, вступающие в брак,
имеющий целью деторождение, всегда испытывают
чувство как будто
некоторого успокоения, облегчения.
Люди чувствуют, что они передают часть своих обязанностей своим будущим
детям. Но чувство это законно только тогда, когда соединенные браком супруги
стараются воспитать детей так, чтобы они не были помехой делу божьему, а
работниками его. Сознание того, что если я сам не мог или сама не могла
вполне отдаться служению Богу, то я
сделаю все возможное для того, чтобы
дети мои сделали это, - сознание это дает и браку и воспитанию
духовный смысл.
3
Благословенное детство,
которое среди жестокости
земли дает хоть немного неба. Эти восемьдесят тысяч
ежедневных рождений, о которых говорит статистика, составляют как
бы излияние невинности
и свежести, которые борются не
только против уничтожения
рода, но и
против человеческой испорченности
и всеобщего заражения грехом. Все добрые
чувства, вызываемые около
колыбели и детства, составляют одну
из тайн великого
провидения; уничтожьте вы эту освежающую росу, и вихрь эгоистических
страстей как огнем высушит человеческое
общество.
Если
предположить, что человечество
состояло бы из
миллиарда бессмертных существ, число
которых не могло
бы ни увеличиваться, ни уменьшаться, где бы мы были и что бы мы
были, великий Боже! Мы стали бы, без сомнения, в тысячу раз ученее, но и в
тысячу раз хуже.
Благословенно детство за то благо,
которое оно дает
само, и за то добро,
которое оно производит, не зная и не желая этого, только
заставляя, позволяя себя любить. Только благодаря ему мы видим на
земле частичку рая.
Благословенна и смерть. Ангелы не могут
нуждаться ни в рождении, ни в смерти для того, чтобы жить; но для людей
необходимо, неизбежно и то и другое.
Амиель
4
Брак оправдывается и освящается только
детьми, тем, что
если мы не можем сами сделать всего того, чего хочет
от нас
Бог, то мы
хоть через детей, воспитав их,
можем послужить делу Божию. И
потому брак, в
котором супруги не хотят иметь детей, хуже прелюбодеяния и всякого
разврата.
5
Среди
людей богатых, где
дети представляются или
помехою для наслаждения, или
несчастной случайностью, или
своего рода наслаждением, когда их рождается вперед
определенное количество, дети эти воспитываются не в виду тех задач
человеческой жизни, которые предстоят им,
как разумным и любящим существам, а только в виду
тех удовольствий, которые
они могут доставить родителям.
Дети таких родителей воспитываются большею частью так, что главная забота родителей не в
том, чтобы приготовить
их к достойной человека деятельности, а только в
том (в чем поддерживаются родители
ложной наукой, называемой медициной), чтобы как можно лучше напитать
их, увеличить их рост, сделать их
чистыми, белыми, сытыми, красивыми и потому
изнеженными и чувственными. Наряды, чтения, зрелища, музыка, танцы, сладкая
пища, вся обстановка жизни от
картинок на коробках до романов и повестей
и поэм еще более разжигают эту чувственность, и
вследствие этого самые гадкие половые пороки и болезни делаются
обычными условиями возрастания
этих несчастных детей богатых сословий.
6
Для людей, смотрящих на плотскую любовь
как на удовольствие, рождение детей потеряло свой смысл и, вместо
того чтобы быть
целью и оправданием супружеских отношений, стало
помехой для приятного продолжения удовольствий, и потому и вне брака и в браке
стало распространяться употребление
средств, лишающих женщину возможности деторождения. Такие люди лишают
себя не только той единственной
радости и искупления,
которые даются детьми,
но и человеческого достоинства и
образа.
7
Во всей животной жизни, и особенно в
рождении детей, человеку надо быть выше скота, а никак уже не ниже его. Люди же
именно в
этом самом большею частью ниже животного. Животные
сходятся самец с самкой только тогда,
когда от них может быть
плод. Люди же,
мужчина с женщиной,
сходятся ради удовольствия, не
думая о том, будут или не будут от этого дети.
8
Рассуждать о том, благо или не благо
рождение детей, не наше дело. Наше дело в том, чтобы исполнить по отношению
их те обязанности,
которые их происшедшее от нас
рождение возлагает на нас.
IX. ТУНЕЯДСТВО
Несправедливо брать от людей больше того
труда, какой даешь им. Но так как никак
нельзя взвесить, больше ли ты даешь людям или берешь от
них, и, кроме того, всякий час ты
можешь обессилеть, заболеть, и придется
брать, а не давать, то, пока есть
силы, старайся работать на людей как можно
больше, а брать от них работы как можно меньше.
БОЛЬШОЙ ГРЕХ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ,
ПОЛЬЗУЯСЬ ТРУДАМИ ЛЮДЕЙ, сам не работает
1
Кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Апостол Павел
2
Пользуясь какой бы то ни было вещью, помни,
что это -
произведение человеческого труда и что, тратя, уничтожая, портя
эту вещь, ты
тратишь труд, иногда жизнь человеческую.
3
Кто не кормится собственной работой, а
заставляет других прокармливать себя,
тот людоед.
Восточная мудрость
4
Вся христианская мораль в практическом ее
приложении сводится к тому, чтобы считать всех братьями, со
всеми быть равным,
а для того,
чтобы исполнить это, надо прежде всего перестать заставлять
других работать на себя, а при нашем устройстве мира -
пользоваться как можно менее
работой, произведениями других, - тем, что приобретается за деньги, -
как можно менее тратить денег, жить как можно проще,
5
То, что можешь сделать сам, не заставляй
делать другого. Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый
будет делать так,
вся улица будет чиста.
6
Какая самая лучшая пища? Та, какую вы сами
заработали. Магомет
7
Очень полезно бывает людям богатым
хоть на
короткое время выйти
из своей роскошной жизни и прожить хоть
немного времени так
же, как живут рабочие, своими руками делая для себя
все, что у
богатых людей делают наемные рабочие. Только сделай это
богатый человек, и он увидит тот великий
грех, который он делал прежде. Только поживи так - он поймет
всю неправду жизни людей богатых.
8
Люди привыкли думать, что стряпать, шить,
нянчить детей - дело женское и что
делать это мужчине даже стыдно. А между
тем, напротив того,
стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или
ничего не делать в то время, как усталая,
часто слабая, беременная
женщина через силу стряпает, стирает, нянчит.
9
Людям, которые живут роскошной жизнью,
нельзя любить людей. Нельзя им любить, потому что все то, чем они
пользуются, сделано поневоле, от нужды, часто с проклятиями, теми людьми,
которых они заставляют служить
себе. Для того, чтобы им можно
было любить людей, им надо прежде перестать мучить их.
10
Спасался один монах в пустыне. И не
переставая читал молитвы и
ночью вставал два раза, чтобы молиться. Пищу ему приносил крестьянин.
И нашло
на него сомнение: хорошо
ли такое его
житье? И пошел
он к старцу посоветоваться. Пришел он к старцу и
рассказал ему про свою жизнь, про то, как он молится, и какими словами, и как
по ночам
встает, и как
кормится подаянием, и спросил: хорошо ли он так делает? - Все это хорошо,
- сказал старец, - но сходи и
посмотри, как живет тот крестьянин, который носит тебе пищу. Может быть, научишься чему-нибудь
у него.
Монах пошел к крестьянину и провел
с ним день и ночь.
Крестьянин вставал рано утром и только говорил: "Господи",
и шел
на работу и
пахал целый день. К ночи он возвращался и, когда ложился
спать, во второй
раз говорил: "Господи".
Посмотрел монах так на жизнь
крестьянина. "Нечему мне
учиться тут", подумал он и
подивился, зачем старец послал его к крестьянину.
Вернулся монах к старцу и сказал ему все:
что он был у крестьянина, но не нашел
ничего поучительного. "Он не думает о Боге и только два раза в день поминает
его".
Тогда старец сказал: "Возьми ты эту
чашу, полную масла, и обойди вокруг деревни и вернись, но смотри, чтобы ни
капли масла не пролил на землю".
Монах сделал так, как ему
было сказано, и
когда вернулся, старец спросил его:
"Скажи, сколько раз вспомнил ты Бога,
пока нес чашу?"
Монах признался, что ни разу не вспомнил.
"Я, - говорит, - только о том и думал, как бы не пролить масла".
И старец сказал: "Это одна чаша с
маслом так заняла тебя, что
ты ни разу не вспомнил о Боге. А
крестьянин и себя, и семью, и тебя кормит
своими трудами и заботами, и то два раза в день вспоминает о Боге".
1
"В поте лица снеси хлеб твой".
Это неизменный закон
телесный. Как женщине дан закон в
муках родить, так мужчине дан закон
труда. Женщина не может освободиться от своего закона.
Если она
усыновит не ею
рожденного ребенка, это будет
все-таки чужой ребенок,
и она лишится
радости материнства. То же с трудами мужчин. Если мужчина ест хлеб,
выработанный не им, он лишает себя
радости труда.
Бондарев
2
Человек боится смерти и подлежит ей.
Человек, не знающий добра и зла, кажется счастливее, но он неудержимо
стремится к этому
познанию. Человек любит
праздность и удовлетворение похотей без
страданий, и вместе
с тем только труд и страдания
дают жизнь ему и его роду.
3
Какая страшная ошибка
думать, что души
людей могут жить
высокой духовной жизнью в то время, как тела их остаются в
праздности и роскоши! Тело всегда первый ученик души.
Торо
4
Если человек, живя один, уволит себя
от закона труда,
он тотчас же казнится тем, что тело его чахнет и
ослабляется. Если же человек уволит себя от этого закона тем, что заставит
других людей трудиться вместо него, то
он тотчас же казнится тем, что душа его затемняется и умаляется.
Человек живет и телесной и духовной
жизнью. И есть закон
телесной и закон духовной жизни.
Закон телесной жизни - труд.
Закон духовной жизни любовь. Если человек
нарушил закон телесной
жизни - закон
труда, он неизбежно нарушит и
духовный - закон любви.
6
Как ни прекрасны одежды, жалованные царем,
свои домодельные лучше,
и как ни вкусны кушанья богатых, хлеб с своего стола самое лучшее
кушанье.
Саади
7
Если много работаешь на других, не
тяготись такой работой и не
желай себе за нее похвалы, а знай, что труд твой, если ты, любя,
делаешь его для других, полезнее всего для настоящего
тебя, для души твоей.
8
Сила Божия уравнивает людей, отнимает у
тех, у кого много, и дает тем, у кого мало. У богатого человека больше вещей, но
меньше радости от них. У бедного меньше вещей, но больше радостей. Вода из ручья и
корка хлеба во много раз вкуснее бедному, потрудившемуся работнику,
чем самые дорогие кушанья и напитки богатому, праздному
человеку. Богачу все
приелось и прискучило, и нет ни от чего радости.
Потрудившемуся работнику и
пища, и питье, и отдых всякий раз новая радость.
9
Ад скрыт за наслаждениями, а рай за
трудами и бедствиями. Магомет
10
Без ручного труда не бывает здорового
тела, не бывает и здравых мыслей в
голове.
11
Хочешь всегда быть в добром духе - трудись
до усталости, но не
через силу. От праздности люди бывают и недовольны и сердиты. То же бывает
и от работы через силу.
12
Одна из лучших и чистых радостей - это
отдых после труда. Кант
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ТРУД - ТРУД
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ
1
Все люди признают со временем истину,
давно уже постигнутую передовыми людьми
всех народов, а именно ту,
что главная добродетель
человечества состоит в подчинении
законам высшего существа.
"Прах ты и
в прах возвратишься", - это
первый закон, который мы познаем о своей жизни;
второй же закон в том, чтобы возделывать ту землю, из которой мы взяты и
в которую возвратимся. При этом
возделывании и при той любви, которая нужна при этом к животным и растениям,
лучше всего понимает человек свою
жизнь и проживает ее.
Джон Рескин
Земледелие не есть одно из занятий,
свойственных человеку. Земледелие есть занятие, свойственное всем
людям, труд этот дает больше всего свободы и больше всего блага людям.
3
Кто не работает землю, тому земля говорит:
за то, что ты не работаешь меня правой и левой рукой, вечно
будешь ты стоять у чужих дверей
вместе со всеми попрошайками,
вечно будешь пользоваться отбросами богатых.
Зороастр
Жизнь людей нашего мира сложилась
так, что
наибольшее вознаграждение получается
за самый вредный труд: за службу в полиции, в войске, в судах, в банках, за газетную, типографскую работу,
за работу в военных
складах, в кондитерских, табачных
фабриках, аптеках, банках,
за торговые дела,
за писательство, за музыку и т.п., и наименьшее за земледельческие
работы. Если приписывать важность денежному вознаграждению, то это очень
несправедливо.
Если же обращать главное внимание на
радость труда и
на влияние его на
телесное здоровье и естественную привлекательность его, то
это совершенно справедливо.
Ручной труд, и особенно земледельческий,
полезен не только для тела, но и для души. Людям, не работающим руками, бывает
трудно здраво понимать вещи. Такие люди не переставая думают,
говорят, слушают или
читают. Уму нет отдыха, и ум раздражается
и путается. Земледельческий же
труд полезен человеку тем, что
труд, кроме того отдыха, который он дает
ему, труд этот помогает человеку просто, ясно и
разумно понимать положение
человека в жизни.
6
Я люблю мужиков. Они недостаточно
учены, чтобы рассуждать
превратно.
Монтескье
1
В последнее время много говорят о том,
что одна из
главных причин успеха людей в
производстве вещей -
это разделение труда.
Мы говорим: разделение труда; но
такое выражение неправильно. В нашем обществе
не труд разделен, но люди разделены
на частицы людей,
разломлены на маленькие кусочки, на крошки: на фабрике один
человек делает только
одну маленькую частицу предмета,
так что та малая часть
рассудка, которая оставлена
в человеке, недостаточна, чтобы делать
целую булавку или
целый гвоздь, и истощается на то, чтобы сделать кончик
булавки или шляпку гвоздя.
Правда, что хорошо и желательно делать много булавок в день, но
если бы
только мы могли видеть, каким
песком мы отчищаем их, мы бы подумали
о том, что
это тоже и невыгодно. Невыгодно это потому, что
отчищаем мы их песком души человеческой.
Можно заковывать, мучить людей, запрягать
их, как скот, убивать их, как летних мух, и все-таки такие люди,
в известном смысле,
в самом лучшем смысле, могут оставаться
свободными. Но давить
в них бессмертные
души, душить и превращать людей в двигателей машин, - вот в чем
истинное рабство.
Только это унижение и превращение
человека в машину
заставляет рабочих безумно,
разрушительно и тщетно бороться за свободу,
сущности которой они сами не понимают. Озлобление их против
богатства и против господ вызвано не давлением голода,
не уколами оскорбленной
гордости (эти две
причины производили свое действие всегда, но основы общества не
были никогда так расшатаны, как теперь). Дело не в том,
что люди дурно питаются, но в том,
что они не испытывают удовольствия от той работы, посредством
которой они добывают хлеб, и потому
они смотрят на
богатство как на
единственное средство удовольствия.
Не в том дело, что люди страдают от
презрения к ним высших классов, но в
том, что они не могут переносить свое собственное к себе презрение за то, что чувствуют, что труд, к которому они
приговорены, унизителен, развращает их,
делает их чем-то меньше людей.
Никогда высшие классы не проявляли столько
любви и симпатии к низшим, как теперь, а между тем никогда они
не были так ненавидимы ими.
Джон
Рескин
2
Человеку, как всякому животному,
нужно трудиться, работать
руками и ногами. Человек может
заставить других людей делать то, что
ему нужно, но ему все-таки нужно будет на что-нибудь
тратить свои телесные силы. Если он не будет работать нужное, разумное, он
будет работать ненужное и глупое. Так это и происходит среди богатых классов.
Богатые
сословия, пользуясь трудами
рабочих и держа
народ в непрестанном тяжелом
труде, оправдывают свое
тунеядство тем, что
они производят для народа нужные ему религию, науку и искусство. Они
берутся все это доставлять рабочему народу, но, к сожалению,
то, что они
доставляют народу под видом религии, науки и искусства, бывает
и ложная религия,
и ложная наука, и ложное искусство. Так
что вместо того,
чтобы чем-нибудь отплатить народу
за его труды, они тем, что дают народу. только обманывают и развращают его.
4
Европеец восхваляет перед китайцем
преимущество машинного производства. "Оно освобождает человека от
труда", - говорит европеец. "Освобождение от труда было бы великим бедствием, -
отвечает китаец. - Без труда
не может быть счастья".
5
Только тремя средствами
человек может добывать
богатство: трудом, нищенством или
кражей. Трудящиеся получают так
мало именно потому,
что слишком много приходится на долю нищих и воров.
Генри Джордж
6
Все богатые люди, которые сами не трудятся,
а живут трудами
других людей, - как они ни называй себя, - если они
сами не работают,
отбирают труды других людей, все такие люди - грабители. И грабители эти
бывают трех родов: одни не видят и не
хотят видеть того,
что они грабители,
и с
спокойным духом грабят своих братьев;
другие видят, что они не
правы, но думают, что они будто
бы могут оправдать свой грабеж тем, что они служат или военными, или
всякими чиновниками, или
учат. пишут, печатают
книги, и продолжают грабить. Есть
и третьи, и таких,
слава Богу, становится
все больше и больше, которые знают свой грех и стараются избавиться от
него.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОСВОБОДИВШИХ СЕБЯ ОТ
ЗАКОНА ТРУДА,всегда бывает пуста и бесполезна
1
Занятия праздных людей бывают большею
частью такие, что занятия эти не только не облегчают труды рабочих людей, но,
напротив, накладывают на них новые труды.
2
Как лошадь на рушильном, покатом колесе не
может остановиться, а должна идти, так и человек не может ничего не делать. И
потому в том, что человек работает, заслуги столько же, как и в
том, что лошадь передвигает ноги, стоя на покатом колесе. Важно не то, что
человек что-то делает, а важно то, что он делает.
3
Достоинство человека, его священный
долг и обязанность
употреблять данные ему руки и ноги
на то, для
чего они даны,
и поглощаемую пищу употреблять на
труд, производящий эту
пищу, а не
на то, чтобы
они атрофировались, не на то, чтобы их мыть и чистить и употреблять
только на то, чтобы посредством
их совать себе в рот пищу, питье и папиросы.
4
Люди, освободившие себя от ручного труда,
бывают умны, но редко бывают разумны. Если
так много пустяков
и глупостей пишется,
печатается и преподается в наших
учебных заведениях, если
все наши писания,
музыка, картины так утонченны и малопонятны для всех, то происходит это
оттого, что все те, кто занимается этими
делами, освободили себя от
ручного труда и живут расслабленной, праздной жизнью.
По Эмерсону
Ручной труд особенно важен тем, что он
мешает шатанию ума: думанию
о пустяках.
Мозг праздного человека - любимое
местопребывание дьявола.
7
Люди ищут удовольствия, бросаясь из
стороны в сторону только
потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще
пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
Паскаль
8
Никто еще
не составил расчета
тех тяжелых, напряженных
миллионов рабочих дней и сотен, может быть, и тысяч жизней, которые
тратятся в нашем мире на приготовление увеселений.
Оттого и невеселы увеселения в нашем мире.
Человек, как и всякое животное, так
сотворен, что ему надо работать для того, чтобы не умереть от голода и холода.
И работа эта, как
для всякого животного, так и для
человека, не мучение, а радость, если никто
не мешает этой работе.
Но люди так устроили свою жизнь, что одни,
сами ничего не работая,
заставляют других за себя работать, и, скучая от этого,
выдумывают всякие глупости и
гадости, чтобы занять себя; другие же люди работают через силу и скучают работой, главное, оттого, что им
приходится работать не на себя, а на других.
Нехорошо и тем и другим. Первым, не
работающим, худо оттого, что они от праздности губят свои души; вторым же худо
то, что они через
силу тратят тело.
Но работающим все-таки лучше, чем
неработающим. Душа дороже тела.
ВРЕД ПРАЗДНОСТИ
Стыдиться можно и должно не какой-либо
работы, хотя бы самой нечистой, а только
одного: праздной жизни.
2
Уважать людей надо не по их званию
и богатству, а по той
работе, которую они делают. Чем полезнее эта работа, тем почтеннее люди.
В мире
же бывает напротив: уважают праздных, богатых людей, а
не уважают тех,
кто делает самые полезные всем дела: земледельцев, рабочих.
3
Праздные, богатые люди заботятся о том,
чтобы своей роскошью
пускать пыль в глаза. Они чуют, что без этого все бы презирали их, так
как они того заслуживают.
4
Стыдно человеку, когда ему советуют в
трудолюбии подражать муравью. И еще вдвойне стыдно то, когда он совету
этому не следует.
Талмуд
5
Одно из самых удивительных заблуждений -
заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
6
Надобно бы в муки ада включить вечную
праздность, а ее-то,
напротив, поместили среди радостей рая.
Монтескье
7
У того, кто ничего не делает, всегда много
помощников.
8
"Разделение труда" есть большею
частью предлог к тому, чтобы, ничего не делая или делая какие-нибудь пустяки,
сваливать на других всю
нужную для тебя работу. Те, кто
распоряжается этим разделением, всегда
берут себе ту работу, которая кажется им
самой приятной, ту же, которая
кажется им тяжелою, предоставляют
другим. И удивительное
дело: люди эти
всегда ошибаются, так что кажущаяся им приятной работа оказывается под
конец самой тяжелой, а та, которой они
избегали, самой приятной.
9
Никогда не беспокой другого тем, что ты
можешь сам сделать.
10
Сомнения,
печаль, уныние, негодование,
отчаяние, - все
эти бесы караулят человека и, как
только он ведет праздную жизнь, тотчас же
нападают на него. Самое верное спасение от всех этих бесов - телесная
упорная работа.
Возьмется человек за такую работу, и все
бесы не смеют подойти к нему,-
и только издали ворчат на него.
Карлейль
11
Дьявол, ловя людей на свою уду, насаживает
разные приманки. Но для
праздного человека не нужно никаких, - он идет на голый крючок.
12
Есть две пословицы: "От работы будешь
горбат, а не будешь богат" и еще:
"От
трудов праведных не
наживешь палат каменных". Пословицы
эти несправедливы, потому что лучше быть горбатым, чем быть
неправедно богатым, и труды праведные
много лучше, чем палаты каменные.
13
Были два брата: один служил у царя, а
другой кормился трудом рук своих.
Богатый брат сказал раз бедному:
- Зачем ты не поступаешь на служение к
царю, - ты бы не знал тяжелого труда.
На это бедный сказал:
- А зачем ты не трудишься: ты бы не знал
унижения, рабства.
Мудрецы говорили, что лучше спокойно есть
хлеб своего труда, чем носить золотой пояс и быть слугою другого. Лучше месить
руками известь и глину, чем складывать их на груди в знак покорности.
Саади
14
Лучше взять веревку и пойти в лес за
дровами и продать вязанку дров на пищу,
чем просить людей, чтобы кормили вас. Если они не дадут
вам, - вам будет досадно, а если дадут, - будет еще
хуже: будет стыдно.
15
Не стоять у дверей богатого и не
говорить голосом просителя
- это лучшая жизнь. А для того,
чтобы этого не было, надо не бояться работы.
Инд. Гитопадеша
Если не хочешь трудиться, то или унижайся,
или насилуй
17
Милостыня тогда доброе дело, когда подаешь
от своих трудов.
Пословица говорит: сухая рука прижимиста,
потная рука таровата. Так и в
"Учении 12 апостолов" сказано:
пусть милостыня твоя потом выходит из
руки твоей.
Лепта бедной вдовы не только равноценна
богатейшим дарам, но только эта лепта и есть настоящее милосердие.
Только бедные, трудящиеся могут
иметь счастье милосердия.
Богатые, праздные лишены этого.
Было
у одного богача
все, что желают
люди: миллионы денег,
и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и
роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полна
конюшня дорогих коней.
И все это
так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах и
вздыхал и жаловался на скуку. Только ему
и было дела и радости, что еда. Просыпался он - ждал завтрака, от завтрака ждал
обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и
так сладко, что
испортился у него желудок, и позыва на еду
не стало. Призвал
он докторов. Доктора
дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа.
И вот ходит он один раз свои положенные
два часа и все думает о своем горе, что нет охоты к еде. И подошел к
нему нищий.
- Подай, - говорит, - Христа ради, бедному
человеку.
Богач все о своем горе думает, что ему
есть не хочется, и не
слушает нищего.
- Пожалей, барин, день целый не ел.
Услыхал богач про еду, остановился.
- Что же, хочется есть?
- Как не хотеть, барин, страсть хочется!
"То-то счастливый человек", -
подумал богач. И позавидовал бедняку.
Бедные завидуют богачам, а богачи завидуют
нищим.
Всем равно. Бедным лучше тем, что
бедные часто не
виноваты в своей бедности, а богачи всегда сами виноваты
в своем богатстве.
X. КОРЫСТОЛЮБИЕ
Грех корыстолюбия состоит
в приобретении все
большего и большего количества предметов или денег,
нужных другим людям, и в удержании
в своей власти этих предметов или
денег для того,
чтобы пользоваться по
своему желанию чужими трудами.
В ЧЕМ ГРЕХ БОГАТСТВА
Человек в нашем обществе не может
спать, не платя
за то место,
на котором он спит. Воздух, вода, солнечный свет
принадлежат ему только
на большой дороге. Единственное право, признанное за ним законом, это
ходить по этой большой дороге до тех пор, пока он не зашатается от усталости,
потому что он не может остановиться, а должен ходить.
Грант-Ален
2
Десять добрых людей улягутся и мирно
выспятся на одном войлоке, а два богача не уживутся в десяти
комнатах. Если доброму
человеку достанется краюха хлеба,
то половиной ее он поделится с голодным. Но если царь завоюет одну часть света, он не успокоится,
пока не захватит еще другую такую же.
У богатых на 3 человека
15 комнат, и
нельзя пустить согреться
и переночевать нищего.
У крестьянина семиаршинная изба на 7 душ,
и он охотно пускает странника и говорит: Бог велит пополам делить.
4
Богатые и бедные дополняют друг друга.
Если есть богачи, то должны быть и есть бедняки. Если есть безумная роскошь, то
есть и не может не быть и та страшная
нужда, которая заставляет неимущих служить безумной роскоши.
Богатые это - грабители, бедные это -
ограбленные. От этого-то Христос любил
бедных и удалялся от богатых. По его учению, быть ограбленным
лучше, чем быть грабителем. И в царстве правды, которое Он проповедовал,
богатые и бедные были бы одинаково
невозможны.
Генри Джордж
5
Бродяга - необходимое дополнение к
миллионеру. Генри Джордж
6
Удовольствия богачей добываются слезами
бедняков.
7
Когда богатые люди говорят об общественном
благе, я знаю, что это не
что иное, как заговор богачей,
ищущих своей выгоды
под именем и под предлогом
общего блага.
Томас Мор
8
Честные люди не бывают богаты. Богатые
люди не бывают честны. Лао-Тсе
9
"Не будь грабителем бедного, потому
что он беден", - говорит Соломон. А между
тем "это ограбление
бедного, потому что
он беден", -
самое обыкновенное дело: богатый всегда пользуется нуждой бедного для
того, чтобы заставить его на себя
работать или купить то, что
он продает, по
самой низкой цене.
Ограбление богатого на больших дорогах за
то, что
он богат, гораздо реже встречается, потому что грабить
богатого опасно, бедного
же можно грабить, ничем не
рискуя.
По
Дж. Рескину
10
Жить становится богатым все стыднее и
стыднее, а бедным все досаднее и досаднее.
11
Люди
рабочего народа часто
стараются перейти в
сословие людей достаточных,
живущих чужим трудом. Они называют это выйти в хорошие люди. А надо бы называть это, напротив, - уйти из
хороших людей в плохие.
12
Богатство
перед Богом великий
грех, а бедность
- перед людьми.
Пословица
1
Всякое богатство грешно и гадко. Но нет
богатства более грешного и более гадкого, чем богатство, основанное на
земельной собственности. То, что называется правом земельной
собственности, лишило половину
людей земного шара их законного и
естественного наследства.
2
Тела мужчин и женщин, а тем более их души
не должны быть покупаемы или продаваемы.
А если это так, то точно так же не должна быть продаваема земля, потому что это
вещь необходимая для поддержания тел и душ людских.
Джон Рескин
Тот, кто владеет земельной собственностью
в большем размере того, что нужно ему для пропитания своего и своей
семьи, не только
участник, но и виновник той нужды, тех бедствий и
того развращения, от
которых страдают рабочие люди.
Люди, владеющие земельной
собственностью, и на
словах и в
судах осуждают людей за присвоение чужой собственности.
Неужели они не понимают, что им, не
переставая отнимающим у
народа самую неотъемлемую собственность, надо сгореть со стыда, как
только будет упомянуто слово
воровство, а не осуждать и карать за то
дело, которое они сами не переставая совершают?
Все люди с самого начала и прежде всякого
юридического акта находятся во владении землею, т.е. имеют
право быть там, где природа или случайность поместила их.
Кант
Так как я рожден для земли, то земля и
дана мне для того, чтобы брать из нее, что мне нужно, для обработки и
посадки, и я имею
право требовать себе свою долю.
Покажите же мне, где она? Эмерсон
Земля - общая нам мать; она кормит
нас, дает нам
приют, радует и любовно обогревает нас; с минуты рождения и
пока мы
не успокоимся вечным сном на ее материнской груди, она
постоянно своими нежными объятиями
лелеет нас.
И вот, несмотря на это, люди толкуют об ее
продаже, и действительно, в наш
продажный век земля представляется на
рынок для оценки
и для так называемой продажи. Но продажа земли,
созданной небесным творцом, является дикой нелепостью. Земля может принадлежать
только всемогущему Богу и всем
сынам человеческим, работающим на ней, или тем, кто будет на ней работать.
Она представляет собственность не одного
какого-либо поколения, но всех прошлых, настоящих и будущих поколений,
работающих на ней.
Карлейль
8
Мы занимаем остров, на котором живем трудами
рук своих. Разбитый
в кораблекрушении моряк выброшен на наш берег. Имеет ли он такое же, как
и мы, естественное право на том же основании, как и мы, занимать частицу земли
для того, чтобы кормиться
на ней своим
трудом? Казалось бы,
право это несомненно. А между
тем сколько людей рождается на нашей планете -
земле, которым живущие на ней люди отказывают в этом праве.
Лавеле
9
Если предположим, что вся обитаемая земля
может быть собственностью богатых землевладельцев и что
они имеют право на ее
поверхность, то все неземлевладельцы не имеют на нее
права. Так что
неземлевладельцы могут существовать
на земле только под условием согласия
на то землевладельцев.
Мало того, они получают право на место,
занимаемое их ногами,
только под условием согласия на
то богатых землевладельцев. Так что,
если бы эти не
пожелали бы дать им место отдыха, они должны
бы быть свержены
с земного шара.
Герберт Спенсер
Собственность на землю, подобно
собственности на рабов,
по самому существу своему
отличается от собственности на предметы, созданные трудом.
Отнимите у человека или у народа деньги,
товары, скот, и ваше насилие, грабеж
окончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не сделает вашего преступления
делом хорошим, но
оно уничтожит его
последствия.
Ограбленные люди могут вновь приобрести
то, что у них было отнято.
Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж
будет продолжаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого нового
рода сменяющихся поколений,
для каждого нового года, для каждого нового дня.
Генри Джордж
1
Люди
жалуются на бедность
и всякими средствами
стараются добыть богатства, а
между тем нужда и бедность придают людям твердость и силу,
и, напротив, излишество и роскошь приводят людей к слабости и погибели.
Напрасно хотят бедные люди переменить
полезную для тела и души бедность на вредное для тела и души богатство.
Нужда и кормит, и мучит, и учит. Богатство
пучит. Пословица
3
Бедному горе, а богатому вдвое.
4
Богатому плохо живется и оттого, что он не
может быть спокоен, а всегда боится за свое богатство, и оттого, что чем больше
богатства, тем больше забот и дел. А главное,
оттого плохо живется
богатому, что ему
можно сходиться только с немногими людьми, с
такими же, как
он, богатыми. С остальными же, с бедными, ему нельзя сходиться.
Если сойтись с
бедными, слишком ясно виден его грех. И ему не может не быть стыдно.
5
Богатство с золотом, а бедность с
весельем. Пословица
6
Богатство
приучает людей к
гордости, жестокости, самодовольному невежеству и разврату.
Пюисье
7
Нечувствителен и равнодушен к
чужому горю бывает
человек богатый.
Талмуд
8
Жизнь людей богатых, свободных от необходимого
для жизни труда,
не может не быть безумна. Люди, не работая, то есть не исполняя один из
законов жизни всех людей, не могут не
шалеть. С ними
делается то же,
что с перекормленными домашними
животными: лошадьми, собаками,
свиньями. Они прыгают, дерутся,
носятся с места на место, сами не зная зачем.
9
С нужды умнеют, от богатства дуреют. С
жиру и собака бесится. Пословица
10
Жалостливый не бывает богат. Богатый
наверное не жалостлив.
Манджурская поговорка
11
Люди ищут богатства, а если бы они только
знали, сколько добра теряют люди, наживая богатство и живя
в нем, они бы старались
избавиться от богатства с таким
же усердием, с каким теперь стараются добиться его.
12
Придет время, и скоро, когда люди
перестанут верить в то, что богатство дает счастье, и поймут, наконец, ту
простую правду, что, наживая и удерживая богатство, они не улучшают, а ухудшают
не только чужую, но и свою жизнь.
НУЖНО НЕ ЗАВИДОВАТЬ БОГАТСТВУ, А СТЫДИТЬСЯ
ЕГО
1
Не уважать надо богатых, не завидовать им,
а удаляться от
их жизни, жалеть их. Богатому же
надо не гордиться своим богатством, а стыдиться его.
Хорошо, когда богатые видят грех своего
богатства и не осуждают бедных за их
зависть и недоброжелательство. Но плохо, если они осуждают бедных
за их недоброжелательство, а не видят своего греха. И
так же хорошо,
когда бедные видят свой грех в зависти
и недоброжелательности к
богатым и не осуждают богатых, а жалеют их. И плохо,
когда они осуждают
богатых и не видят своего греха.
3
Если бедный завидует богатому, то он не
лучше богатого.
4
Нехорошо самодовольство богатых. Но не
менее дурна зависть бедных. Как много
бывает таких бедных, которые, осуждая богатых, делают то же самое, за что осуждают богатых, с теми, кто беднее
их.
1
Если ты получаешь доход, не
зарабатывая его, то
наверное кто-нибудь работает, не
получая дохода.
Маймонид
Только человек, уверенный в том, что он не
такой же человек, как все, а лучше их, только такой человек может с спокойной
совестью владеть богатством среди бедных. Только мыслью о том, что он лучше
других людей, может
такой человек оправдывать сам перед собою свое
богатство среди бедных.
И что удивительнее всего, это -
то, что обладание богатствами, - то, что должно бы было стыдить
человека, - служит
ему главным доказательством его превосходства над другими людьми.
"Я пользуюсь богатством
потому, что я лучше других. И я лучше других потому, что
пользуюсь богатством", - говорит такой
человек.
Ничто так явно не показывает ложность
той веры, которая
исповедуется среди нас, как
то, что люди,
считающие себя христианами,
могут среди нуждающихся не только
владеть богатством, но и гордиться им.
4
Люди могут кормить себя только
тремя способами: или
грабежом, или милостыней, или
трудом. Легко отличить от остальных
тех, которые кормятся трудом; так же легко заметны и
те, которые кормятся
милостыней; только грабителей не
сразу можно признать, потому что их два рода: одни -
простые грабители, те, которые или грабят, силою отнимая у других
вещи, или воруют их. Этих все знают, и эти сами себя
считают грабителями и ворами,
и этих ловят и наказывают. Другой
же род грабителей это - те, которые сами себя
не считают грабителями, которых
не ловят и
не наказывают, но
которые разрешенными правительствами средствами грабят рабочий народ,
отбирают от
него произведения его труда.
Одна из самых обычных и важных
ошибок, которые делают
люди в своих суждениях, та, что люди считают хорошим
то, что любят. Люди любят богатство и
потому, хотя, казалось бы, очевидно зло богатства, стараются уверить себя, что
оно хорошо.
6
Как человеку, пойманному среди бела дня в
грабеже, никак нельзя уверять всех, что он не знал того, что грабимый им
человек не желал отдать ему свой кошелек,
так и богатым людям нашего мира, казалось бы,
нельзя уже уверять себя и других, что они не знали того,
что те люди рабочего народа, которые вынуждены работать под землей, в
воде, пекле по 10-14 часов в сутки
и по ночам на разных фабриках
и заводах, работают
такую мучительную работу потому, что только при
такой работе богатые
люди дают им
возможность существования. Казалось бы, невозможно отрицать того,
что так
очевидно. А между тем богатые
люди не видят этого и так же, как дети, зажмуриваются для того, чтобы не видеть того, что им
страшно.
7
Разве Бог дал что-нибудь одному, не дав
того же другому? Разве всеобщий Отец исключил кого-нибудь из Своих детей?
Вы, требующие исключительного права
пользоваться Его дарами, покажите то завещание, по которому Он лишил Своего наследства
других братьев?
Ламенэ
Правда, что богатство - скопление труда;
но обыкновенно один
человек производит труд, а другой - скопление. И это-то учеными
людьми называется "разделением
труда".
С английского
Для язычников богатство - и
добро и слава,
для истинных христиан богатство - и зло и срам.
Сказать: "богатый христианин" -
все равно что сказать: "жидкий лед".
Казалось бы, зная всю мучительную бедность
рабочего люда, умирающего от недостатков и сверхсильной работы (а
не знать этого
невозможно), людям богатым,
пользующимся этим, стоящим человеческих жизней,
трудом, если эти богатые люди не звери, невозможно ни
одной минуты оставаться спокойными. А между тем такие богатые, либеральные,
гуманные люди, очень чувствительные к страданиям
не только людей, но и животных, не
переставая пользуются таким трудом, стараются все больше и больше
богатеть, то есть
пользоваться все больше и
больше таким трудом,
и, пользуясь им,
остаются совершенно спокойными.
Происходит это оттого, что, когда люди
поступают дурно, они
всегда придумывают себе такие рассуждения, по которым выходит, что
дурные поступки уже не дурные поступки,
а последствия неизменных и
находящихся вне власти людей законов. В старину рассуждения
эти состояли в том, что неисповедимая и неизменная воля Бога предназначила
одним людям низкое положение и труд, а
другим - высокое и пользование благами жизни.
Сначала, когда были рабы,
доказывалось, что Бог
определил положения людей - рабов
и господ, и те и другие должны быть довольны своим положением, так как рабам
будет лучше на том свете; господа же должны быть милостивы
к рабам; потом же, когда рабы были освобождены, доказывалось,
что богатство вверено Богом одним
людям для того, чтобы они
употребляли часть его на
благие дела.
Объяснения эти удовлетворяли и бедных и
богатых, в особенности богатых, очень долго. Но пришло время, когда объяснения
эти стали недостаточными. И тогда явилось новое объяснение в виде науки
политической экономии, открывшей законы, по которым выходит, что распределение
труда и пользование им зависит от спроса и предложения, от капитала, ренты,
заработной платы, ценности, прибыли и т.д.
На тему эту в короткое время было написано
не менее книг и
брошюр и прочитано не
менее лекций, чем
было написано трактатов
и прочитано проповедей
богословских на прежнюю тему, и теперь не переставая пишутся горы брошюр и книг
и читаются лекции.
Вывод
из этой науки
тот, что если
в обществе развелось
много разбойников и воров, отнимающих у трудящихся людей произведения их
труда, то это происходит не потому, что разбойники и воры дурно поступают, а
потому, что таковы неизменные экономические законы, которые могут
измениться только медленной,
определенной наукой, эволюцией, и потому, по учению науки, люди, принадлежащие к разбойникам, ворам или
укрывателям, пользующиеся грабежом и воровством, могут
спокойно продолжать пользоваться наворованным и награбленным.
Большинство людей нашего мира,
хотя и не
знают подробностей этих успокоительных объяснений науки, так же,
как и многие прежние люди не знали в
подробности теологических объяснений, оправдывающих их положение,
- все все-таки знают, что
объяснение это есть, что ученые, умные
люди продолжают доказывать, что
теперешний порядок вещей таков, каким он и
должен быть, и что поэтому можно спокойно жить в этом
порядке вещей, не стараясь изменить его.
Этим
только можно объяснить
то удивительное затмение,
в котором находятся добрые люди
нашего общества, искренно желающие блага животным, но с спокойной совестью поедающие жизни своих
братьев.
ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СВОЕГО БЛАГА НУЖНО ЗАБОТИТЬСЯ
не об увеличении своего имущества, а об увеличении в себе любви
1
"Не припасайте себе припасов на земле.
На земле и червь точит,
и ржавчина ест, и воры крадут, а припасайте себе богатство небесное. Небесное богатство ни червь не точит, ни ржавчина не ест, ни
воры не крадут.
Где будет богатство ваше, там будет и сердце ваше".
Припасать богатство небесное значит увеличивать
в себе любовь. А любовь не только не согласна с богатством, но прямо противна
ему. Человек, живущий любовью, не может
ни наживать богатства, ни
удерживать, если оно
есть у него.
2
Наживи себе такое богатство, чтобы никто
не мог отнять его
от тебя, чтобы оно и по смерти
осталось за тобою и никогда бы не
убавлялось и не тлело. Богатство это - твоя душа.
Индийская поговорка
3
Люди
в тысячу раз
больше хлопочут о
том, чтобы прибавить
себе богатства, нежели о том, чтобы прибавить себе
разума. А кажется,
всякий может понимать, что для счастья человека гораздо важнее то, что
есть в нем, чем то, что есть у него.
По
Шопенгауэру
И сказал им притчу: у одного богатого
человека был хороший
урожай в поле; и он рассуждал сам
с собой: что мне делать? некуда мне собрать
плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои
и построю большие,
и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей:
душа! Много добра лежит у тебя на
многие годы: покойся, ешь,
пей, веселись. Но Бог
сказал ему: безумный! в сию
ночь душу твою
возьмут у тебя;
кому же достанется то, что ты
заготовил?
Лука XII, 16-20
5
Отчего человеку хочется быть богатым?
Отчего ему нужны дорогие лошади, хорошие
одежды, прекрасные комнаты,
право на вход
в публичные места, увеселения? Только от недостатка
духовной жизни.
Дайте этому человеку внутреннюю, духовную
жизнь, и ему ничего этого не будет
нужно.
Эмерсон
6
Как тяжелая одежда мешает
движениям тела, так и богатство
мешает движению души.
Демофил
1
Если хочешь милости Божией, то покажи
дела. Но, может быть, и
теперь кто-нибудь, как богатый юноша, скажет: "Я все исполнил: не
крал, не убивал не любодействовал".
Но Христос сказал, что нужно не это только, а еще что-то другое. Что же это
такое? "Продай, - говорит, - имение твое и
дай нищим и иди за Мной" (Мф. XIX, 21). Идти за
ним значит подражать ему
в делах. В каких делах? В любви к ближнему; а если
юноша, живя в таком изобилии, мог не раздать свое имение бедным, то как же он
мог сказать, что возлюбил ближнего? Если любовь сильна, и не на одних словах,
то надо показать ее на
деле. А богатому показать на деле
любовь значит отказаться от богатства.
По Иоанну Златоусту
Кто имеет меньше, чем желает, тот должен
знать, что он имеет
больше, чем заслуживает.
3
Двумя средствами можно избавиться от
бедности: одно - увеличивать свое богатство, другое
- приучать себя
довольствоваться малым. Увеличивать богатство не всегда можно и почти
всегда нечестно; уменьшать же свои прихоти всегда в нашей власти и всегда
хорошо для души.
Худший вор не тот, кто взял себе то, что
ему нужно, а тот, кто держит, не отдавая
другим, то, что ему не нужно, а необходимо другим. А
это самое делают богачи.
5
"Кто имеет достаток в мире, но, видя
брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том
любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом
и истиной".
Иоан.
Ill, 17-18
А для того, чтобы богатому любить не словом
или языком, а делом и истиной, надо давать просящему, как сказал
Христос. А если давать просящему, то как бы много имения ни было у человека, он
скоро перестанет быть богат. А как только перестанет быть богат, так и случится
с ним то самое, что Христос сказал богатому юноше, то есть не будет уже того,
что мешало богатому юноше идти за Ним.
Китайские мудрецы говорят: "Хоть и
нехорошо, но простительно
бедному завидовать богатому, но непростительно богатому величаться
своим богатство и не делиться с
бедными".
8
Милосердие только тогда истинное, когда
то, что ты даешь, ты оторвал от себя. Только тогда получающий вещественный дар
получает и духовный дар. Если же это не жертва, а излишек, то это только
раздражает получающего.
Богатые благотворители не видят того, что
то, чем они благодетельствуют бедного, они вырвали из рук часто еще более
бедных.
"Нельзя служить вместе двум хозяевам.
Одному угодишь, другого обидишь. Нельзя
служить Богу и плоти. Либо земной жизни будешь работать, либо
Богу.
Поэтому не заботьтесь о том, что будете
есть и пить и чем одеваться.
Ведь жизнь мудренее пищи и одежды, а Бог дал вам ее".
11
"Посмотрите на тварь Божию, на птиц.
Они не сеют, не жнут, не собирают, а Бог питает их. Человек не хуже птицы. Если Бог
дал жизнь человеку,
то сумеет и пропитать его. А ведь вы сами знаете, что, как вы ни
хлопочите, вы ничего не можете для себя сделать. Не можете ни
на час увеличить
своего века. И об одежде зачем вам заботиться.
Цветы полевые не
работают, не прядут, а разукрашены так, что и Соломон во всей
роскоши своей никогда так не разукрасил себя. Что же, если Бог траву ту, что нынче растет,
а завтра скосят, так разукрасил, то что же. Он вас не
оденет?"
"Не заботьтесь и не хлопочите, не
говорите, что надо подумать о том, что будем есть и чем оденемся. Это всем людям нужно, и
Бог знает эту нужду вашу. Так и не заботьтесь о будущем. Живите
настоящим днем. Заботьтесь
о том, чтобы быть в воле Отца. Желайте того, что одно важно, а остальное
все само прийдет. Старайтесь только быть в воле Отца. Так
и не заботьтесь
о будущем. Когда прийдет будущее, тогда будет и забота".
12
С какими усилиями и грехами наживается и
бережется богатство! А между тем только одну радость можем мы
получить от нажитого богатства. Радость эта в том, чтоб, поняв все зло
богатства, отказаться от него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий