воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Сделано в России: дореволюционные и послереволюционные изобретения



Владимир Шухов, выдающийся русский инженер, изобретатель, учёный; почётный член Академии наук СССР (1929). Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов (1878) и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931). Внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.



В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий.


Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции. Позднее гиперболоидные конструкции использовали в своём творчестве такие знаменитые архитекторы, как Гауди, Ле Корбюзье и Оскар Нимейер.

В.Г. Шухов родился в 1853 г. в городе Грайворон Белгородской губернии.

В 1871 году поступил в Московское техническое училище, которое окончил с отличием в 1876, получив диплом инженера-механика. После окончания училища Шухов принял участие в поездке по США с целью сбора информации о последних технических достижениях этой страны. 

По возвращении из поездки работает проектировщиком паровозных депо железнодорожного общества Варшава - Вена, с 1878 - 1880 гг. - в Азербайджане сотрудником конструкторского бюро А.Бари. С 1880 года Шухов - главный инженер конструкторского бюро А.Бари.


После революции 1917 года фирма А.Бари была национализирована и преобразована в организацию "Стальмост" (в настоящее время ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова"), а главный инженер В.Г. Шухов был избран её руководителем.

С 1918 году член Государственного комитета нефтяной промышленности, с 1927 г. член Советского правительства. В 1927 году избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. В 1928 г. - заслуженный деятель науки и техники. В 1929 г. - почетный членом Академии наук СССР и лауреат Ленинской премии.

В.Г.Шухов один из замечательных конструкторов конца XIX - начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Наряду с Г.Эйфелем, Р. Мелартом, Э.Фрейсине является основоположником современных строительных конструкций. 


Шухов разработал конструкции покрытий самого различного назначения. Известны арочные покрытия московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиница "Метрополь", дебаркадер Киевского вокзала в Москве и др.


В 1895 г. Шухов подает заявку на сетчатые покрытия (сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками). На Всероссийской Промышленной выставке фирма А. Бари по проектам Шухова построила 4 павильона с висячими покрытиями.


По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачт военных кораблей. Наибольшую высоту среди гиперболоидных башен имела башня маяка в г. Херсоне (68 м.). 

Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке (г. Москва), построенной Шуховым в 1919 - 1922 гг. 

Первоначальный проект высотой 350 м из-за дефицита металла был заменен на 150 метровый вариант, который эксплуатируется и поныне.

Последней работой Шухова в области строительной техники стало сохранение архитектурного памятника - минарета знаменитого медресе в г. Самарканде (XV век). По проекту Шухова и под его руководством накренившийся после землетрясения минарет был с помощью своеобразного коромысла выправлен.

Шуховым опубликовано 25 работ и получено 11 патентов.

В.Г. Шухов умер в 1939 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.




  




Шуховская башня в Москве в настоящее время недоступна для туристов


Долгие годы изображение башни Шухова на Шаболовке являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый "Голубой огонек".





 

1. Памятнику федерального значения, первой в мире конструкции-гиперболоиду, установленной В. Г. Шуховым в 1896 году в Полибине необходим срочный антиаварийный ремонт

2. Гиперболоидная шуховская 610-метровая Телебашня в Гуанчжоу, Китай, 2010

3. Гиперболоидная шуховская башня порта Кобе выдержала землетрясение в 7 баллов по шкале Рихтера, Япония, 2005




Главный универсальный магазин - ГУМ (до 1953 года Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы и один из крупнейших в Европе, занимает целый квартал и выходит главным фасадом на Красную площадь, является памятником архитектуры федерального значения.



Здание Верхних торговых рядов построено в 1890—1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова. Здание выдержано в псевдорусском стиле.


ГУМ. 2005

Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным проездом по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, составляла 116 сажен, а выходящего на Ветошный проезд 122 сажени.



Торжественное открытие Верхних торговых рядов с участием генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Фёдоровны состоялось 2 (14) декабря 1893 года.

В гигантском трёхэтажном сооружении, состоящем из трёх продольных пассажей с глубокими подвалами, разместилось более тысячи магазинов. Конструкция перекрытий пассажей — арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов. Кроме пассажей в здании устроены три больших зала. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.


ГУМ. 2010

ГУМ. 2010

Виден Алевизов ров (ещё не засыпанный) и новые здания Верхних торговых рядов О.Бове. 1816



Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа


Фотографии выполнены в 1886 году, незадолго до решения о предстоящем сносе рядов, построенных в 1810-х годах по проекту Осипа Бове. В 1888 ряды были снесены и заменены новыми Верхними торговыми рядами (нынешний ГУМ).



Фото 1: общий вид, снятый с задней стороны.
Фотографии 1886 года, опубликованы в 1890.









Рынок на Красной площади и Верхние торговые ряды
Строительство Верхних торговых рядов

Среди торговых заведений России конца XIX века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского — проход, переход) — тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы, размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники — всё свидетельствует о том, что уже в XVII веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему, издавна было бойким торговым центром города.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колон, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на рой мелких деревянных лавок, которые вечно горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой — из-за печурок, которыми обогревались не стойкие к морозу приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. 

Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове — хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. 

Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требования времени, масштабам и современным формам торговли.

Послереволюционная история

В 1934—1936 годах здание готовилось к сносу. На его место хотели поставить огромное здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

В 1952—1953 годах здание реставрировали и сделали Государственным универсальным магазином (сокращённое название — ГУМ). В настоящее время торговый комплекс не является государственным, но название ГУМ используется и сейчас наряду со старым названием «Верхние торговые ряды».





ГУМ. 1960

Парад Победы. 9 мая 2005

Парад Победы. 9 мая 2005

Салют Победы. 9 мая 2005

Кремль, Красная площадь и ГУМ с высоты птичьего полёта

ГУМ. 2007


2008 ~ 2006

ГУМ. 2006

ГУМ. 2010

ГУМ. 2006

ГУМ. 2008











Петровский пассаж с улицы Неглинная. 2007

Петровский пассаж - торговый комплекс в виде пассажа, расположенный на улице Петровка в центре Москвы, имеет сквозной проход на улицу Неглинную, является памятником архитектуры регионального значения.




Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23-х домов в Москве, усадьбы Середниково и Сандуновских бань на Неглинной улице.



Улица Петровка. 1900-1906 гг.

Для строительства Пассажа В. И. Фирсанова продаёт два солидных участка земли в столице с принадлежащими ей домами и получает крупную сумму, на которую и началось строительство нового магазина-пассажа. 



Строительство Пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С. М. Калугину и Б. В. Фрейденбергу, которые до этого проектировали для В. И. Фирсановой комплекс Сандуновских бань. 

Пассаж был спланирован таким образом, чтобы торговые залы не изолировались друг от друга, а внутреннее пространство было единым. 

Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды

Общие затраты на строительство Пассажа составили более 1,5 миллиона рублей.


Торговый дом братьев Альшванг. Снимок сделан между 1905-1910 годами
На Петровке, рядом с Пассажем

Строительство Пассажа длилось три года, и его открытие состоялось 20 февраля (7 февраля по ст. стилю) 1906 года. Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», О. Зуббертъ и Ко, «Луи Крейцеръ — белье и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие.



В 1907 году в Пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль».

В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях)


Петровский пассаж со стороны Петровки. 2007

В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован, и в скором времени из здания были выселены все магазины, многие помещения перегорожены фанерой, а на бывших торговых площадях была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр, а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. 



Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский (по названию улицы, на которой он расположен). В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия.

Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж. На второй линии пассажа расположился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли, и в котором С 1931 по 1936 годы работал по контракту знаменитый итальянский конструктор Умберто Нобиле. В Петровском пассаже размещался также аукционный зал, описанный в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»:

«В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы.»

В те же годы в здании разместились учреждения новой пролетарской культуры — «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции.


Петровка. 1936 год

В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка.



В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа и в магазине снова закипела торговля. В 1963 году в Петровском пассаже разместилось вновь образованное торговое училище № 3, готовившее кадры для ЦУМа.


Петровский пассаж. Снимок сделан между 1957-1963 годами



Улица Петровка. 1985-1990 гг.

Петровский пассаж сегодня

Петровский пассаж стал одним из первых московских универмагов, реконструированных по мировым стандартам. Реконструкцию здания в 1988—1990 годах провела известная турецкая строительная компания Enka. 


Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Впоследствии арендаторы во многом нарушили планировочную структуру и отделку Пассажа, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиями.

После приватизации Пассажа, его акционерами стали несколько иностранных и российских компаний (Brunswick UBS Warburg, Reiter Investments Limited, ABN AMRO Bank, ЗАО «Трейдинвест»), а также топ-менеджеры предприятия.








Дом Архангельский, 13 прост и гармоничен. По фасаду не видно, что его "фундаментом" является двухэтажный ампирный особняк, который надстроили тремя этажами с эркерами и балконами.

Особняк был построен в 1836 г. статской советницей П.А. Крюковой.

В 1884 г. дом приобрела С.М. Фролова, жена купца, торговавшего изделиями из золота и серебра. На следующий год к особняку добавили пристройку со стороны Архангельского переулка по проекту Ф.Ф. Воскресенского.

В 1902 г. владельцем особняка стал известный предприниматель Александр Вениаминович Бари, ранее арендовавший его у Фроловых. Семейство Бари владело им до 1918 г.

Три этажа надстроили уже в конце 1940-х гг. в интересах лубянского ведомства. Кстати, совсем рядом, в доме 8 по Архангельскому переулку, была квартира министра госбезопасности страны В.С. Абакумова.


  

"Художественная" ценность дома



* Перефразируя начало надписи на мемориальной доске, можно сказать, что культурная история здания, определившая его "художественную" ценность, началась в 1888 г. Той осенью в особняке поселился художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Многим он запомнился чудесным пейзажем "Московский дворик". Правда, писался пейзаж не здесь. На нем изображен вид церкви Спаса на Песках из окна мастерской в Трубниковском переулке, 7.

"Рисовальные вечера" Поленова посещали В.И. Суриков (1848-1916), И.И. Левитан (1860-1900), братья Виктор Михайлович (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович (1856-1933) Васнецовы, В.А. Серов (1865-1911). Многие из них окончили или преподавали в Училище живописи, ваяния и зодчества, находившемся неподалеку, в доме Юшкова на Мясницкой, 21.

* Среди людей, часто посещавших Поленова был его ученик художник Леонид Осипович Пастернак (1862-1945). Сейчас его имя вспоминают, в основном, в связи с его сыном, поэтом Борисом Леонидовичем Пастернаком (1890-1960). А свое время он был известным и успешным художником, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Жил он в казенной квартире Училища в доме 21 на Мясницкой улице. В 1893 г. семья Поленова из этого дома уехала.

* Так получилось, что Леонид Осипович стал близким знакомым и следующего арендатора особняка А.В. Бари. И это тоже имело отношение к "художественной" ценности особняка. Дело в том, что дочь Бари Ольга Александровна (1879-1964) после поездки весной 1902 г. в Италию решила заняться живописью. Ее учителем стал Леонид Осипович Пастернак. Семьи настолько сдружились, что вместе отдыхали, а в конце октября 1905 г. вся семья Пастернаков на несколько дней из казенной квартиры Училища переселилась в дом Бари. На Мясницкой было очень неспокойно: Училищу живописи угрожал штурм. Увлечение живописью оказалось не прихотью дочки богатых родителей. Каждый год, весной Ольга уезжала в Италию заниматься живописью. В дополнение к английскому, немецкому и французскому языкам Ольга еще выучила итальянский. Так обучение шло быстрее. С 1907 г. ее работы регулярно появлялись на выставках "Мира искусства" и Союза русских художников. Ольга Александровна стала профессиональным художником. Последняя выставка художницы была в 1996 г. Кстати, в сентябре 1913 г. Ольга венчалась в церкви Архангела Гавриила, находящейся по соседству с домом.


На доске, помещённой на боковом фасаде дома, упоминаются две фамилии: Бари и Шухова. Бари упоминается как владелец дома, Шухов – как житель дома в 1918-1934 гг. На первый взгляд, люди никак друг с другом не связаны: один – владел домом до 1917 г., другой – жил в нем после 1917 г.

На самом деле, их жизни переплелись самым причудливым образом.

Александр Бари и Владимир Шухов познакомились в Филадельфии на Всемирной выставке 1876 года. Бари тогда жил в Америке, и его фирма получила подряд на строительство выставочных павильонов. Шухов был в командировке после успешного окончания Императорского технического училища. Бари встретил гостей выставки "с радушием человека, не забывающего родину, указал, как действовать и поступать, чтобы поездка в Америку при краткости времени не оказалась бесполезною, снабдил наставлениями и рекомендательными письмами". Ему было тогда 27 лет, а Шухову – 23 года. Второй раз жизнь их свела в конце 1870-х на нефтяных промыслах Баку.

Когда в 1880 г. Бари организовал в Москве "Строительную контору", он предложил Шухову стать её главным инженером. Шухов согласился, и проработал с Бари более 30 лет. Их разлучила в 1913 г. внезапная смерть Александра Вениаминовича. После этого фирмой руководил сын Бари Виктор Александрович. В 1918 году фирму национализировали, но Шухов продолжал в ней работать.

Некоторые называли фирму Бари "конторой по эксплуатации изобретений Шухова". На самом деле, для каждого это была прекрасная возможность самореализации. Бари получил инженерное образование, но хотел быть предпринимателем. Шухов мог сделать блестящую карьеру ученого, но хотел не только творить, но и воплощать идеи в жизнь. Конечно, сотрудничество не было всегда безоблачным, но они умели понимать друг друга:

* однажды, во время велосипедных гонок, Бари наблюдал, как публика подбадривала гонщика криками: "Рыжий, наддай!" Рыжий наддал и выиграл. Бари был неприятно удивлен, когда в победителе узнал своего главного инженера. Среди зрителей было много знакомых Бари, и это могло повредить репутации фирмы. Предпринятая на следующий день попытка объяснить Шухову "неприличность" его поведения потерпела провал. Шухов, вообще, отличался чрезвычайной широтой интересов и неоднократно называл себя "человеком жизни". Именно разносторонность позволяла ему находить решения там, где другие терпели неудачу. Бари это понимал;

* изобретения Шухова отличались глубиной, оригинальностью и технологичностью. Было много охотников их не только использовать, но и присвоить. Александр Вениаминович довольно сдержанно относился к публикации Шуховым результатов исследований. Иногда их даже запрещал. Шухов это понимал.

Вообще, оба понимали, что быть предпринимателем, отвечающим за бизнес, и творцом, обеспечивающим его успешность, вещи разные и ценили друг в друге эту "разность".

"Строительная контора" находилась в доме Мясницкая, 20. Семья Бари жила рядом, в особняке на углу Кривоколенного и Архангельского переулков. Бари был радушным, гостеприимным хозяином, и Шухов часто бывал в этом доме.

На мемориальной доске написано: "Здесь в 1918-1934 гг. жил и работал инженер Владимир Григорьевич Шухов".

За этой короткой фразой скрывается много событий.

В 1918 г. не только национализировали контору Бари. У семьи отобрали и дом. Братья Бари были вынуждены уехать за границу, часть семьи рассеялась по Москве.


В 1930-е годы снесён (ныне на его месте – многоэтажный жилой дом)

В том же году из собственного дома на Смоленском бульваре выгнали семью Шухова. Бесценная библиотека, которую он собирал десятилетия, сгорела. Шухов переехал в дом, принадлежавший его другу. В конце концов, Шухов занял квартиру на втором этаже. По тем временам и это было большой удачей.



Правильнее было бы поместить мемориальную доску со стороны Архангельского переулка: вход в особняк находился как раз под балконами. Но при надстраивании этот вход ликвидировали, и доску повесили рядом с сохранившимся входом во флигель.

О многом можно подумать, стоя у этого дома. Например, вспомнить выдающегося предпринимателя Александра Вениаминовича Бари и "первого инженера Российской империи" Владимира Григорьевича Шухова. Или представить себе, что напротив дома разбит сквер, и в нем стоит памятник не революционеру и не очередному изобличителю пороков, а людям-созидателям, так много сделавшим для России и Москвы. (2005 год)


 





Это явилось знаковым событием в жизни Москвы и России, так как это первый и пока единственный монумент, увековечивающий память об инженере, который появился в нашей стране. Авторы памятника: Заслуженный художник России С. А. Щербаков, С. С. Щербаков и В. Ф. Шухов (правнук великого инженера). Открытие состоялось на Сретенском бульваре. Выбор места для монумента не случаен. Владимир Шухов долгие годы жил и работал в районе пересечения Бульварного кольца и Мясницкой улицы и любил гулять по Сретенскому и Чистопрудному бульварам. Этот памятник – дар нефтяной компании «Лукойл» городу Москве.

Основой постамента стала конструкция знаменитой башни Шухова на Шаболовке, ставшей символом отечественного телевидения. На рельефных вставках изображены объекты, которые построил гениальный архитектор, в частности, ГУМ и Киевский вокзал. 

Шухов изображен в бронзе, в полный рост, с рулоном чертежей и в накинутом на плечи плаще. Вокруг памятника установлены бронзовые скамейки, две из них - в форме расколотого бревна с лежащими на них тисками, молотками и другими инструментами. Еще одна скамейка - конструкция из колес и зубчатых передач. Высота памятника вместе с постаментом составляет около десяти метров.


allerleiten.livejournal.com

Дореволюционные изобретения в России

«Кулибину никак не удавалось всерьёз заняться чем-нибудь иным, кроме иллюминаций, бутафории для празднеств, различных курьёзных автоматов и тому подобного. Даже Академия рассматривала Кулибина как универсального механика, которого можно использовать для любого дела.»

Николай Кочин «Кулибин»


1 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
В сети регулярно появляются красивые списки русских изобретений. 

Примерно треть фактов из этих списков обычно ошибочна, а в остальных двух третях есть небольшой конфликт. 

Например, Фёдор Пироцкий действительно изобрёл и построил первый трамвай. Только вот он умер в нищете, а первую трамвайную линию запустил в Берлине фон Сименс. 

Считать ли это русским изобретением, если в мир трамвай пошёл из Германии? Мы решили сделать небольшой обзор дореволюционных изобретений, которые не только были созданы в России, но и были переняты другими государствами.
2 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Великий русский механик Андрей Константинович Нартов (1693-1756)
Большинство знаменитых российских изобретателей и инженеров свои основные работы опубликовали за границей и вообще жили в эмиграции (кто понемногу, а кто и большую часть жизни) — Зворыкин, Лодыгин, Термен, Сикорский, Старевич. 

Иные изобретали разные вещицы, но их работы просто застревали в дебрях российской бюрократии. 

Например, Андрей Нартов ещё в 1721 году построил первый в мире токарно-винторезный станок, а в 1755-м завершил свой монументальный труд «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин», в котором описал 36 различных видов станков. 

Но после смерти о Нартове забыли, всё это было отправлено в архивы и по музеям, мастера продолжали по старинке работать в артелях, а токарный станок совершенно независимо от Нартова запатентовал британец Генри Модели в 1800 году, то есть спустя почти 80 лет! 

Мы, конечно, можем гордиться нашим гениальным соотечественником, но при этом из-за чиновничьей бездарности его труд ничего не дал миру. Таких случаев можно перечислит!» примерно сотню — от самолёта Сикорского (на доработку которого у конструктора просто не было денег, а государство отказалось ему помочь) до трамвая Пироцкого.
3 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Токарно-копировальный станок Андрея Нартова, один из сохранившихся до наших дней экземпляров
В Британии, Франции и США с этим было несоизмеримо проще. В то время как в России авторские права на изобретения хоть как-то стали охранять лишь при Александре I в 1810-х годах, за рубежом уже давно существовали патентные институты, позволявшие талантливым инженерам защищать свои права и зарабатывать деньги на открытиях.

Тем не менее и в России был целый ряд самородков, которые обладали не только техническим или научным складом ума, но и организационно-финансовыми способностями, благодаря которым сумели реализовать себя на родине — и отпустить свою работу в большой мир с маркой «сделано в России». Вот о них и пойдёт речь.

Да, хочется заметить, что это, конечно, далеко не полный список. Полный — значительно больше. Мы просто пройдёмся по наиболее интересным и заслуживающим внимания случаям, причём ограничимся периодом до 1917 года. Советское время — это совершенно другая история.

ЛЕДЯНАЯ ПУСТЫНЯ

4 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Михаил Бритнев, изобретатель ледокола
Есть такое понятие — стихийные открытия. Человек сталкивается с проблемой и решает её нетривиальным, никогда ранее не применявшимся методом. Именно к этому классу относится изобретение ледокольного судна. Его придумал крошнтадтский промышленник и судовладелец Михаил Бритнев, причём исключительно из меркантильных соображений.
5 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Внешний вид первого в мире парового ледокола «Пайлот»
Он был очень богатым человеком, этаким Элоном Маском своего времени. У него было несколько заводов, кораблестроительное производство, торговое дело. В 1862 году сорокалетний Бритнев в очередной раз решил расширить свой бизнес и запустил первую паромную линию Кронштадт — Ораниенбаум. 

По ней курсировал небольшой, 26-метровый паровой катер «Пайлот», перевозивший в первую очередь грузы. Бритнев не был единственным судовладельцем Кронштадта — конкуренции хватало.
6 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Схема ледокола «Пайлот». Основное изменение по сравнению с базовым катером — срезанный под углом нос
Но была загвоздка: как только Финский залив покрывался льдом, судоходство вставало. Пока лёд был тонким, использовались специальные гиревые ледоколы для прокладки каналов. 

По сути, это были обычные корабли, оснащённые системой гирь, которые сбрасывались на лёд перед судном и пробивали канал. Такой ледокол продвигался в час едва ли на несколько метров и мог пробиться только сквозь осенний лёд. Зима же окончательно замораживала паромную линию.
7 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
City Ice Boat No. I — американский пароход 1837 года, первый в мире гиревой ледокол. К 1860-м эта система уже безнадёжно устарела
Для решения этой проблемы изобретательный Бритнев извлёк из глубин исторической памяти такую штуку, как коч. Кочи были древнерусскими северными судами с плоским дном и скошенным носом, благодаря которому их при необходимости можно было вытащить на лёд и протащить по нему вручную. Тяжёлый паровой катер, подумал Бритнев, мог бы не просто забираться на кромку льда, но и обламывать её своей тяжестью. Так был придуман ледокол.

В 1864 году «Пайлот» был переоборудован — его форштевень скосили на 20°, чтобы он заползал на лёд при касании кромки. Бритнев не ошибся в расчётах — судно показало себя прекрасно. 

Оснащённое слабеньким 60-сильным двигателем, оно легко ломало лёд и на удивление быстро передвигалось, оставляя за собой аккуратный канал. Более того, навигацию удалось продлить практически на всю зиму 1864-65 годов, что вызвало лютую зависть у конкурентов и определённый правительственный интерес: Бритнев, хотя денег у него хватало, планировал выбить в Петербурге грант на постройку ещё нескольких ледоколов.

В 1866 году царская комиссия присутствовала при «живом» сравнении революционного «Пайлота» и традиционного гиревого ледокола «Опыт» на базе канонерской лодки. Огромный, с двигателем в три раза мощнее, «Опыт» банально застрял во льдах. Никакие чугунные чушки не помогли. Тем не менее комиссия вынесла «Пайлоту» традиционный для России вотум недоверия и объявила «Опыт» более перспективной конструкцией.

Обычная история на этом бы и закончилась — такое случалось неоднократно. Но Бритнев был очень богатым человеком и мог позволить себе развиваться самостоятельно. Более того, в 1868 году он был избран городским головой Кронштадта. 

Затем в Германии случилась очень холодная зима 1870-71 годов, и немцы из Гамбурга, заинтересовавшись русской конструкцией, купили у Бритнева чертежи и полученный им в Европе патент. 

И в 1871-м в Гамбурге появился второй пароход по системе Бритнева, Eisbrecher 1. Впоследствии Бритнев продал чертежи представителям разных стран — Дании, Нидерландов, Швеции, США, Канады. 

Он и сам построил ещё два ледокола: в 1875 году — «Буй», а в 1889-м — «Бой», расширяя паромную линию. Параллельно он занимался благотворительностью и, что интересно, открыл первую в России водолазную школу.

Ледокольные судна системы Бритнева распространились по всему миру. В России достижение Бритнева первым признал знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров, инициировавший в 1897 году — уже после смерти изобретателя — строительство первого в мире большого ледокольного судна арктического класса «Ермак».

ПОДДАТЬ ЖАРУ

8 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Франц Карлович Сан-Галли, изобретатель отопительной батареи
Другое известное русское изобретение тоже появилось стихийно, и тоже из-за холода. Это отопительная батарея — да-да, та самая чугунная или металлическая ребристая штука, которая сейчас есть практически в каждом доме в России, Северной Европе и Канаде. 

Причём здесь произошла история, «обратная» обычной: не русский изобретатель эмигрировал, чтобы работать над своим устройством за рубежом, а немец по имени Франц Фридрих Вильгельм Сан-Галли приехал в Россию и придумал, как себя обогреть.
12 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
13 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Клеймо фирмы Сан-Галли и по сей день можно встретить в Петербурге. На нижнем фото — клеймо на воротах между зданием ратуши и флигелем Фабрики ассигнационных бумаг
Сан-Галли прибыл в Санкт-Петербург 19-летним юнцом в 1843 году. В Германии он работал на фирме, торгующей русскими товарами, а в Петербурге устроился в её же российский филиал. Он менял места работы, набирался опыта, женился на дочери богатого купца, получил российское подданство и начал своё дело. 

Сан-Галли открыл на Литовском канале мастерскую, делал печи, канализационные трубы, приводы и шкивы, а в 1855 году получил первый крупный заказ на ремонт отопительной системы в императорских оранжереях Царского Села. Вот тут-то в Сан-Галли и проснулся изобретатель. 

В вечно холодном Петербурге обогревать оранжереи печурками было бы очень странно, система же водяного отопления была крайне несовершенна — в ней применялись длинные трубы, обогревавшие лишь небольшой участок. 

Тогда-то Сан-Галли и спроектировал систему вертикальных труб особого сечения; проходя через неё, вода отдавала окружающему воздуху значительно больше тепла, чем проходя по обычной трубе. Сан-Галли придумал и немецкое название устройства («heizkorper»), и российское («батарея»). 

За несколько лет он сделал на своём изобретении огромное состояние — заказы сыпались на мастерскую практически ежедневно. Сан-Галли запатентовал батарею, но патент не продавал, а распространял на определённых условиях бесплатно. Первыми странами, получившими право на производство батарей, стали Германия и США.
9 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
В бывшем особняке Сан-Галли до сих пор функционируют батареи его работы. Почти как современные
Позже Сан-Галли работал в Думе, консультировал правительство по вопросам финансов и промышленности, получил за свои заслуги дворянский титул, а его завод стал крупнейшим в Петербурге производством изделий из чугуна — как отопительного оборудования, так и оград дверей, каркасов для зданий.
10 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Надпись над въездом на территорию бывших заводов Сан-Галли
А ещё он дал деньги на первые в Санкт-Петербурге (и в России) общественные туалеты. Батареи производства Сан-Галли до сих пор работают в некоторых исторических зданиях Петербурга — например, на бывшей даче великого князя Бориса Владимировича.
11 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Памятник, посвященный 150-летию изобретения отопительной батареи в Самаре

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Николай Коротков, первооткрыватель звукового метода измерения артериального давления
Всем известен простейший способ измерения артериального давления, когда руку передавливают жгутом и постепенно отпускают, фиксируя начальное и конечное значения давления при ярко выраженном сердцебиении. 

Этот метод в 1905 году изобрёл молодой (на тот момент ему был 31 год) русский врач Николай Сергеевич Коротков. Сделал он это случайно, работая над докторской диссертацией. 

Проводя исследование пациента, он заметил закономерность в возникновении звуков при снижении давления, после чего сравнил результаты «звукового замера» с результатами бытовавшего на тот момент инвазивного метода измерения давления посредством введения катетера. Результаты совпали, и Коротков написал статью для специального петербургского журнала «Известия Императорской Военно-медицинской академии». 

Это статья в 281 слово принесла Короткову всероссийскую славу и уважение — его метод начал широко применяться и постепенно «перебрался» и в Европу. Схожие исследования вёл знаменитый итальянский патолог Шипионе Рива Роччи (он изобрёл, в частности, надувной рукав, которым пользовался Коротков и пользуемся сегодня мы), но до самой методики итальянец всё-таки не добрался. А звуки, которые врач слышит, измеряя давление, называются в медицине «тонами Короткова».

ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ШУХОВА

15 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Владимир Григорьевич Шухов, 1891 год
Одним из тех, кто внёс заметный вклад в инженерную отрасль и при этом оказался востребован на родине, стал великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Более того, он был одним из немногих, кто успешно работал и при царской власти, и при пришедших ей на смену большевиках.
16 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Строительство первых в мире сетчатых оболочек перекрытий двоякой кривизны на Выксунском металлургическом заводе. 1897 год

Количество разработок и патентов Шухова огромно. Труды в области нефтяной гидравлики (именно Шухов, например, построил первый русский нефтепровод), оригинальные изобретения в области переработки нефти и крекинга в частности, различные тепловые машины и в особенности паровые котлы. 

Шухов умел не просто изобретать, но «продавать» свои работы — он получал патенты в разных странах и грамотно распоряжался своей интеллектуальной собственностью.
Шуховская башня в Москве — наиболее известная работа Шухова
18 Сделано в России: русские дореволюционные изобретенияНо более всего он известен, конечно, как создатель инженерных сооружений — мостов, перекрытий и башен. Сетчатые оболочки-перекрытия системы Шухова опередили все аналогичные мировые разработки; в России они широко применялись на вокзалах (если будете на Киевском вокзале в Москве, не забудьте посмотреть вверх), в заводских цехах, выставочных павильонах и так далее. 



Первым в истории сооружением с тонкостенным металлическим перекрытием-оболочкой стала так называемая «ротонда Шухова», возведённая специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки 18% года в Нижнем Новгороде. Эта конструкция привлекла внимание европейских и американских инженеров; сегодня перекрытия с ромбовидными ячейками широко используются в мировой архитектуре.
Шуховская башня в Полибино, первая в мире гиперболоидная конструкция  (1896 год)
17 Сделано в России: русские дореволюционные изобретенияВообще, выставка 1896 года стала звёздным часом Шухова. Он представил на ней другое своё важнейшее изобретение в области строительной инженерии — применение гиперболических конструкций для высотных сооружений, получивших название «шуховских башен». 



Первая такая башня, построенная специально для выставки, ныне перевезена в Липецкую область и известна как «Шуховская башня в Полибино». При крайне низкой массе гиперболоидные башни абсолютно устойчивы к различным метеоусловиям, легки в ремонте, обладают отличной сейсмостойкостью. 



Вопреки обману зрения, шуховские башни целиком собираются из абсолютно прямых металлических (деревянных, бетонных — неважно) стоек, которые легко изготовить даже на примитивном оборудовании. 


Сегодня гиперболоидные башни широко используются в качестве маяков, телевышек, смотровых площадок. Сам Шухов построил порядка 200 подобных систем, после его смерти их количество достигло нескольких тысяч.

19 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
600-метровая телебашня Гуанчжоу, построенная в 2005-2010 годах, также гиперболоидная конструкция
Почему же талант Шухова оказался востребованным — в отличие, например, от таланта Ивана Орлова, который изобрёл метод цветной печати денег и вынужден был уехать за границу, чтобы его изобретение получило мировое распространение? Всё просто. 



Дело в том, что работы Шухова экономили деньги и даже приносили прибыль крупным промышленникам. На Всемирной выставке 1876 года в США Шухов познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, крупным бизнесменом и меценатом, который на всю жизнь стал другом инженера и его спонсором. 



В течение тридцати лет Шухов возглавлял «Строительную контору инженера А. В. Бари» и в рамках этой работы имел возможность развивать свои исследования, не волнуясь о финансировании.


В начале XX века Шухов имел такое признание в России и за рубежом, что к нему начали обращаться и правительственные организации — поступали заказы на перекрытия для вокзалов, для Пушкинского музея. Разработки сделали Шухова абсолютной фигурой, главным инженером страны, и эта слава «работала» и после революции. Впрочем, в 1930-е годы его, уже пожилого, не миновали обвинения в антисоветской деятельности и угрозы репрессий, но это уже совсем другая история.

РУБЛИ И КОПЕЙКИ

20 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Петровский серебряный рубль
Интересно, что именно Россия стала первым государством, которое ввело десятичный принцип денежного счёта, то есть крупную единицу (рубль), разделённую на 100 мелких (копеек). В европейских странах испокон веков бытовали сложные системы, порой обременённые десятками различных названий и значений (особенно этим отличалась Франция). 

Пётр I провёл в 1698-1704 годах денежную реформу, в ходе которой утвердил основной денежной единицей серебряный рубль, делящийся на 100 копеек. Заодно он отменил «деньги», «алтыны» и прочие несистемные единицы. 
К сожалению, в Европе это событие не заметили. Переход европейских стран на десятичные системы произошёл уже в XIX веке по примеру вовсе не России, а США где система «доллар — 10 даймов — 100 центов» была введена в 1792 году.

НЕМНОГО О МЕТАЛЛАХ

22 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Практически весь современный булат делается по методике, разработанной в 1840 х годах Петром Петровичем Аносовым

Одной из отраслей, в которых Россия всегда и беспрекословно первенствовала, была металлургия. Связано это было в первую очередь с востребованностью металлов в военной области — тут и артиллерия, и различные машины, и личное оружие. 



Известным металлургом был, например, Пётр Петрович Аносов, который с 1817 по 1847 год работал на оружейной фабрике в Златоустовском горном округе, а после стал Томским гражданским губернатором. В частности, именно Аносов в начале 1840-х получил булатный узор; русский булат прославился во всём мире, а технология Аносова до сих пор используется на различных кузнечных производствах.



Но куда более весомым вкладом в мировую науку стало изобретение… сварки. Да, именно так — классическая дуговая сварка, которая повсеместно используется практически во всех технических отраслях, — исключительно русское изобретение, причём, что интересно, «двухступенчатое». 

Известно, что в самом начале XIX века двое учёных, Гэмфри Дэви и Василий Петров, параллельно представили электрическую дугу перед своими Академиями наук. Работы Петрова многократно цитировались и использовались русскими учёными XIX века, и вообще, в исследовании свойств электрической дуги мы продвинулись — наряду с англичанами — достаточно далеко.
21 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Николай Николаевич Бенардос, изобретатель электросварки
И в 1881 году, когда эффект, открытый Дэви и Петровым. уже вовсю использовался в лампочках накаливания, инженер Николай Николаевич Бенардос нашёл ему другое применение. Бенардос был «классическим изобретателем»: получив медицинское образование, он в большей мере тяготел к исследованиям и экспериментам, нежели к монотонной работе. 



Он, подобно Лодыгину и Яблочкову, работал над усовершенствованием электрического освещения (будучи как раз сотрудником фирмы Яблочкова) — и случайно открыл, что дугой можно не только светить, но и нагревать до такой степени, что металлы свариваются. В 1882-1887 годах Бенардос запатентовал свой «Электрогефест», как он назвал итоговый прибор, в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и ряде других стран, причём соавтором изобретения числился купец Ольшевский, который дал Бенардосу денег на патентование.


26 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Электросварка — чисто русское изобретение
Бенардос получил ещё множество патентов. Впрочем, он до конца жизни оставался безденежным, поскольку все средства тратил на исследования. А мир помнит его именно благодаря изобретению дуговой сварки.
23 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Сконструированный Николаем Славяновым стационарный электрический генератор для сварки
Но на этом история не закончилась. В 1888 году другой русский изобретатель, Николай Гаврилович Славянов, усовершенствовал метод Бенардоса, придумав сварку под слоем флюса — это позволило сваривать металлы, считавшиеся несвариваемыми. 

На Всемирной выставке в Чикаго 1896 года Славянов произвёл фурор, сварив в единое целое куски бронзы, томпака, никеля, стали, чугуна, меди, нейзильбера и бронзы — совершенно несочетаемых материалов. За эту разработку он получил золотую медаль. Славянов провёл ещё один знаменитый опыт — сварил разорванный вал паровой машины, после чего машина снова заработала.
24 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Сварка металлов под слоем флюса — технология, придуманная Николаем Гавриловичем Славяновым в 1888 году

СНЕЖНЫЙ ПРОПЕЛЛЕР

27 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Одни из самых красивых аэросаней в истории — «Север-2» с кузовом от «Победы»

Многие жители нашей страны знают, что такое аэросани. Трудно поверить, но за границей о существовании аэросаней не знает практически никто. Встретить этот вид транспорта можно разве что в Канаде и в Скандинавии. Более того, по-английски они называются тоже aerosani, то есть термин напрямую калькирован с русского. 

Да, аэросани — это сугубо русское изобретение, причём давно и широко распространённое. Первые аэросани разработал и построил российский инженер Сергей Сергеевич Неждановский в 1903 году (он же в 1916-м разработал и первые российские «моторные сани», то есть снегоход).
Интересно, что строил он их вовсе не как транспортное средство, а как установку для зимних наземных испытаний авиационных винтов — Неждановский работал вместе с Василием Жуковским, пионером авиации.
Но пока авиация находилась в зачаточном состоянии, аэросани оказались отличной идеей в отрыве от первоначального назначения. Жуковский, имея серьёзное влияние и научный авторитет, смог продвинуть изобретение. в том числе в армейской отрасли. В России аэросани выпускают до сих пор.
25 Сделано в России: русские дореволюционные изобретения
Многоцветные узоры слева от памятника — это ирисовая печать. Изобретена в России, но впервые применена в Великобритании
Вообще, перечислять изобретения, сделанные в России до революции, можно достаточно долго. Если сфокусироваться на тех, что получили продолжение и распространились по всему миру, можно вспомнить минный транспорт — тип корабля, предложенный и разработанный адмиралом Константином Макаровым, электромагнитный сейсмограф князя Голицына, ранцевый парашют Глеба Котельникова и так далее. 

Правда, значительно больше русских изобретателей всё-таки реализовали себя в эмиграции. Упомянутый выше Иван Иванович Орлов, работая в Экспедиции заготовления государственных бумаг, многие годы пытался внедрить ирисовую (однопрокатную многокрасочную) печать в производство денег, запатентовал её в ряде стран, но в итоге разочаровался, уехал в Англию, продал свой патент и со скорбью написал управляющему Экспедиции Борису Борисовичу Голицыну: «Мне не достало бы сил и жизни добиться в России и сотой доли тех результатов, какие, при моём участии, возможны на Западе».


В советское время ситуация поменялась. Изобретений стало намного больше, авторские права стали соблюдаться значительно лучше, а государство действительно стало обращать внимание на талантливых инженеров, хотя премии за разработки, перевернувшие мир, были копеечными. 

Тем не менее это был шаг вперёд. Россия во все времена порождала множество блестящих умов, способных на великие дела, но крайне редко пользовалась этой своей способностью. Аршином общим не измерить, как писал классик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями