четверг, 15 октября 2015 г.

Сегодня День Рождения М.Ю.Лермонтова


Сегодня, 15 октября, исполняется 201 год со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. 

Молитва 

В минуту жизни трудную 
Теснится ль в сердце грусть, 
Одну молитву чудную 
Твержу я наизусть. 

Есть сила благодатная 
В созвучьи слов живых, 
И дышит непонятная, 
Святая прелесть в них. 

С души как бремя скатится, 
Сомненье далеко — 
И верится, и плачется, 
И так легко, легко... 

Даже странно, что это - Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит? 

Но прежде чем говорить о смысле этого стихотворения, нам нужно ещё раз вспомнить, что слово – не просто словарная единица, не просто обозначение какого-то понятия. В слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не сможем правильно воспринять то, о чём рассказывает поэт. 


Домик на Кавказе, в котором жил Михаил Юрьевич Лермонтов

Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? То же ли это самое, что "Земля там благодатная"? Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство"? В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. 

Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". 

Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету. 

Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчёркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не всё. Тайна остаётся. Как тайной для самого поэта остаётся сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них". 

Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты - они несут на себе основную смысловую нагрузку. Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения. Всё это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. 

Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. 

В его стихе всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. Вы, конечно, заметили антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится. От первой к последней строфе меняется и "одежда" слов - звуки. Звуковой фон первой строфы создаётся повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). 

Как бы вы ни воспринимали этот звук (для некоторых он - тёмный, ночной),- существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырёх рифмах - ударный "у"). 

Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый "тяжёлый": в четырёх строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений. Но как всё преображается под действием "слов живых"! 

В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы. Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. 


Тарха́ны — государственный музей-заповедник, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово.

Барский дом, т.е. сама усадьба, где жил Михаил Лермонтов с бабушкой

Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - всё остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. 

Две последние итоговые строчки - предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и - как дважды повторённый заключительный аккорд - так легко, легко (в научной грамматике слова типа легко так и называются - категория состояния). Чуточку внимания к синтаксису - и нам передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей - человеческого и высшего, божественного. 

Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле лирической традиции 19 века и бесчисленными нитями связано с поэзией предыдущих и последующих лет. И это тоже нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермонтова. Как интересно, например, сопоставить "Мне грустно и легко" в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское "легко, легко", которое приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. 

И как не вспомнить афористичные строки Тютчева: 

"Нам не дано предугадать, 
Как слово наше отзовётся, 
И нам сочувствие даётся, 
Как нам даётся благодать…» 

nashaplaneta.su

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями