В 1914 году по заказу кондитерской фабрики "Эйнем" была выпущена серия открыток «Москва через 200 лет».
Чаще всего эту серию открыток называют просто "Эйнем" — именно по заказу этой кондитерской фабрики (нынешний "Красный Октябрь") и были выпущены эти открытки. Лично мне очень понравилось, что серия носит такой нейтрально-технологический характер — в отличие от советского диафильма, напичканного идеологическими штучками вроде "империалистов с далекого острова" и безумными терраформинговыми прожектами. А еще очень жаль, что в истории не сохранилось имя автора и художника серии открыток.
Итак, рассказ о том, какой видели Москву будущего в 1914 году.
Серию открыток представляет небольшое предисловие, которое лично мне очень понравилось. Автор говорит о том, что нечего оглядываться на прошлое — нужно думать и говорить о будущем. Хороший совет, весьма актуальный и в нынешних пост-советских странах, где толком говорить и думать о будущем не научились до сих пор.
«Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только трудная и неприятная. Как бы прекрасно не было прошлое, раз оно прошло, говорить о нем нечего.
Предоставляя мудрым историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители представляемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере наших сил и пестроты красочной фантазии, в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы.»
Центральный вокзал.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.»
Красивый рисунок, правда всё же заметны архитктурные технологии не XXII века, а 1914 года) Что интересно, Центральный вокзал, который должен был объединить функционал нескольких существующих московских вокзалов, действительно предполагалось построить в начале XX века, план не был реализован из-за начала Мировой войны и революции.
Москворецкий мост.
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги...»
Кремль в Москве действительно всё так же стоит, правда сейчас он имеет красный, а не белый цвет, традиция красить Кремль в белый прошла с началом советской власти. Воздушная дорога на открытке напоминает монорельс — который появился в Москве в начале XXI века и проходит в районе ВДНХ и Останкинского телецентра.
Лубянская площадь.
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.»
Очертания современной Лубянской площади в Москве очень похожи на те, что обозначены на открытке. Ещё очень интересно то, что здание "Детского мира", крторое было построено только в 1957 году, весьма напоминает то, что изображено на его месте на этой открытке. Угадали авторы и со станцией метро, которая появится на этом месте в 1935 году (правда, станция будет закрытого, а не открытого типа).
Река Москва.
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.»
В настоящее время по Москве-реке действительно можно совершить беспересадочное путешествие в Турцию, Финляндию, Швециюи и Эстонию, правда авиацией сейчас это сделать намного проще, да и крупные суда в акваторию Москва-реки всё-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище у Северного речного вокзала.
Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.»
Наверное, моя самая любимая картинка серии. Очень красивый вид, который вполне подошел бы и современному парку, правда лавочек хотелось бы побольше, да и автомобили здесь явно лишние) А еще обратите внимание на галантные манеры людей, прогуливающихся в парке. Глядя на эту картинку, не хочется думать о том, что всего через 4 года, в 1918 году в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел 80 заложников из представительства чиновников бывшей России...
Красная площадь.
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.»
Тут авторы не слишком угадали с транспортом — в настоящее время Красная площадь пешеходная. Зато нарисовали бетонный параллелепипед, на месте которого в 1964 году построят гостиницу "Россия" (в настоящий момент гостиница снесена).
Петербургское шоссе.
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.»
Очень классные аэросани) Первые справа — фирмы "Роллс-Ройс". Правда, ездить на таких было бы довольно опасно — тянущий винт не защищен никаким кожухом и опасен для пешеходов и других экипажей. Тенденция в целом угадана верно — в будущем не будет никаких лошадей, только техника.
Театральная площадь
«Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток.»
Мотивы с супер-современными способами тушения пожаров весьма часто встречаются в футурологических картинках XIX-начала XX веков — в те годы, когда было развито печное отопление, а электропроводка была крайне примитивной и ненадежной, это была весьма актуальная проблема. В наше же время пожар — это скорее экстраординарная редкость.
Кстати, пожарная авиация в Москве действительно появилась уже в 1930-е годы — сперва легкие самолеты, а позже и пожарные вертолёты.
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный...»
Всего через несколько месяцев после выхода открыток "Эйнем" начнется Мировая война, а через три года произойдёт Октябрьский переворот, но это уже совсем другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий