среда, 30 марта 2016 г.

Джанк фуд - мусорная еда. Что это такое?


Большинство из нас знает, что нездоровая пища – это плохо, но вкусно… . Мы знаем, что плохое питание связано с проблемами сердца, высоким давлением, и множеством других проблем. Возможно, вы даже знаете, что оно связано с увеличением депрессии. Но если это так плохо, почему мы продолжаем делать это?


Существует ответ. И наука удивит вас.

Термин Junk Food (мусорная пища) широко употребляется в англоязычных странах и значит буквально на американском английском: Суррогат; Высококалорийный, но малоценный с точки зрения питательности продукт, например, американский сыр, хот-дог, пицца, кока-кола и т.п.

Обычно так называют продукты с большим содержанием искусственных пищевых добавок, красителей и наполнителей, благодаря которым они приобретают привлекательный внешний вид.

Стивен Уитерли – исследователь в области нутрициологии - провел последние 20 лет, изучая то, что делает определенные продукты способными вызывать более сильную зависимость, чем другие. Результаты своих исследований он изложил в книге "Почему люди любят мусорную пищу."

По Стивену Уитерли, когда вы едите вкусную еду, действуют два механизма, которые делают опыт приятным.


  
Во-первых, это ощущение употребления пищи. Это целый комплекс ощущений: вкус (соленый, сладкий, и т.д.); запах; и ощущения во рту. Это последнее ощущение - известное как "orosensation" - может быть особенно важно. 

Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы обнаружить наиболее удовлетворяющий уровень хруста в картофельных чипсах. Их ученые проводят исследования идеального количества пузырьков в газировке. Все эти факторы в совокупности создают приятные чувства в мозгу с приемом определенного продукта или напитка.



Вторым фактором является фактический состав макроэлементов пищи - смесь белков, жиров и углеводов. В случае «мусорной» пищи, производители продуктов питания ищут идеальное сочетание соли, сахара и жира, которое возбуждает ваш мозг и заставляет вас есть их снова и снова.

Вот как они это делают ...

















Как наука создает тягу к еде

Есть целый ряд факторов, которые учёные и производители продуктов питания используют, делая продукты более притягательными.

Динамическая контрастность. Динамическая контрастность - это комбинация различных ощущений в одном продукте.

По словам Стивена Уитерли, продукты с динамической контрастностью – это, например, сочетание хрустящей оболочки, внутри которой заключено что-то мягкое и сливочное, и полное активного вкуса.



Это правило относится к самым разным готовым продуктам – жареные куриные крылышки в панировке, конфеты Рафаэлло, мороженое в глазури, сладкие батончики, печенье с начинкой.

Мозг воспринимает еду с динамической контрастностью всякий раз как что-то очень новое и захватывающее. 

Слюноотделение. Это важный аспект пищеварения, и чем больше слюнного ответа вызывает продукт, тем больше вкусовые рецепторы направляют информации в мозг. Например, эмульгированные продукты (сливочное масло, шоколад, заправки для салата, мороженое, и майонез) способствуют слюноотделению и приятным ощущениям в мозгу. Это одна из причин, почему большинство любит продукты с соусами. 

Быстрое растворение во рту. Продукт, который "тает во рту", даёт сигнал в мозг, что вы не съели столько, сколько на самом деле. Другими словами, эти продукты буквально говорят вашему мозгу, что вы не наелись, несмотря на то, что уже проглотили достаточно.
Результат: Вы склонны переедать. 
Сенсорный специфический ответ. Мозг любит разнообразие. Если вы чувствуете одинаковый вкус снова и снова, то вы начнете получать всё меньше удовольствия. Это может произойти в считанные минуты. 

Но вот картофельные чипсы, например, сделаны так, чтобы не наскучить мозгу – сначала твёрдые, хрустящие, они растворяются во рту с ощущением маслянистости. Сенсорный ответ притупляется. Да ещё усилители, «вкус укропа», «бекона», «сметаны» - ощущения для мозга новые и интересные каждый раз.

Плотность калорий. Нежелательные продукты убеждают мозг, что организм получает питание, но не переполняет. Рецепторы во рту и желудке отправляют в мозг информацию о питании (это вызывает приятное чувство), но не о сытости. Остановиться вовремя трудно.


Воспоминания о прошлом приятном опыте. Вот здесь психобиология нездоровой пищи действительно работает против вас. Когда вы едите что-то вкусное (скажем, пакетик картофельных чипсов), ваш мозг регистрирует это приятное чувство. 

В следующий раз , когда вы увидите этот продукт, почувствуете запах, или даже читаете о нём, ваш мозг начинает вызывать воспоминания и приятный ответ. Эти воспоминания могут фактически вызвать физические реакции - слюноотделение и "аппетит".

Всё это подводит нас к самому важному вопросу. Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы разработать продукты, вызывающие приятные ощущения. 
Что мы можем с этим поделать? Есть ли способ, чтобы противодействовать деньгам пищевой промышленности, науке и рекламе? Как противостоять привычке к нездоровой пище?


Есть и хорошая новость. Исследования показывают, что чем меньше нездоровой пищи мы едим, тем меньше мы желаем её. Этот переходный период будет настоящим "генетическим перепрограммированием".

Комментариев нет:

Отправить комментарий