В этом информативном видео показаны все европейские правители, сменявшиеся с 400 года до нашей эры по наши дни, и географические границы их правлений: от царя Боспорского царства Сатира I и вождя галльского племени Бренна до Путина и Эрдогана.
Теории власти от Макиавелли и Гоббса до Локка и Джефферсона выносили свои уроки из возвышающейся фигуры суверена, главного действующего лица в драмах государственного управления старой Европы. Один философ рекомендует хитрость, другой – страх и трепет.
Когда мы приходим к идеям гражданского общества, основанного на правах собственности, то видим, как теоретики спорят со сторонниками абсолютной монархии или божественного права; борются конституционно либо военными силами с безумным королём. Пожалуй, такое обозрение покажется банальным, устаревшим, скучным, вздорным.
Постпостмодернизму может быть трудно в полной мере оценить некогда сокрушительный вес суверена. Возможно, изучая работы Жиля Делёза, Мишеля Фуко, Джорджа Оруэлла, Ханны Арендт, Теодора Адорно и других мыслителей, мы научились думать о власти – снизу или сверху – как о расплывчатой, взаимосвязанной, объединённой в сеть, распределённой по классам, обезличенной бюрократией институциональной практике.
Слово «деспот», например, звучит несколько экзотично, словно это устаревший термин из античности. Внимательный просмотр анимированной карты, которую составил и опубликовал на YouTube картограф Cottereau, может вновь вернуть его к жизни, если рассуждений вокруг текущих событий для этого не достаточно. Пронизывая две тысячи четыреста семнадцать лет истории, эта драматическая презентация называет имена каждого правителя в Европе с 400 года до нашей эры по 2017 год.
Западная история, несмотря на свой европоцентризм в отношении с Востоком (в стереотипном представлении «деспотичный Восток»), содержит сотни примеров деспотизма. Проще говоря, как сообщал Фуко в курсе лекций «Рождение биополитики»: «Деспотизм отсылает любое предписание государственных властей к воле суверена и только к ней».
Он утверждает, что деспотизм составляет контраст полицейскому государству, или единовластию администраторов и правоприменителей и верховенству закона, в котором правители и управляемые якобы связаны внешними уставами и правовыми кодексами.
Давайте отследим вереницу императоров, королей, узурпаторов, тиранов... Известны ли нам имена их чиновников? Должны ли мы их знать? Если Клавдий или Константин издал указ, какая разница, кто его исполнил? Когда и где условия изменились, когда имена стали своего рода синекдохами, за которыми стояли администрации, партии, хунты и так далее вместо единственной воли индивидуумов, благожелательных, просвещённых или иных?
Сколько имён таких правителей нам незнакомы? Почему мы о них не слышали? В какой период истории в Европе преобладают другие формы правления? Исчезал ли деспотизм? Возник ли он в 20-м веке (были ли деспотами Ленин, Франко или маршал Тито?) или нужно отдельно рассматривать диктаторов и автократов? (Имеет ли смысл называть таких современных фигурантов, как Елизавета II, «правителями Европы»?)
Выбирайте собственный способ анализа, исследуйте внешние границы и неясные недра империй, и европейская история может вызвать у вас большой интерес. Или полюбопытствуйте, как «деспотизм» разделённый, метаморфизированный и метастазированный в различные формы правления под именами «Меркель», «Макрон», «Путин», «Порошенко» или «Эрдоган», например, представляется сегодня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий