воскресенье, 1 июля 2018 г.

Что мы теряем, не занимаясь письмом от руки



Взяв в руки шариковую ручку, мы часто ловим себя на мысли, что наш почерк становится все хуже и хуже. 

Безусловно, с появлением компьютеров многие люди и вовсе забыли о ручном письме, перейдя на более быстрое и удобное печатание на клавиатуре, однако многих из нас тревожит мысль, не лишаемся ли мы чего-то крайне важного, отказавшись от письма?

Изначально скажем, что на сегодняшний день в школах, колледжах и ВУЗах нашей страны ведение конспектов остается одной из важнейших составляющих учебного процесса. Правда это вызывает недоумение у продвинутых школьников и студентов, которые просто не понимают, зачем тратить время на записывание информации, которую можно легко найти в готовом виде на электронных носителях?

А вот в США сложилась обратная ситуация. По обновленным образовательным стандартам, которые начали действовать с 2011 года, ручному письму обучаются лишь детишки в дошкольных учреждениях, а также ученики первого класса. Начиная же со второго класса, школьникам прививают навыки печати на клавиатуре. 

Справедливости ради отметим, что на региональном уровне администрациям не запрещено самим принимать решение о том, каким образом обучать детей письму. К примеру, в некоторых штатах Америки, таких как Огайо или Массачусетс, уроки чистописания проводятся в качестве факультативных предметов. Вот только согласно федеральному стандарту образования США все аттестационные экзамены должны сдаваться с использованием современных технологий, а значит, исключительно на компьютерах. Данный стандарт внутри страны и за рубежом вызывает немало вопросов.

Все больше людей задается вопросом, насколько уместно отказываться от письма, которое веками было для человека верным посредником между мыслями и их вербальным оформлением. Не потеряет ли человечество что-то важное, отказавшись от самостоятельного выведения букв в пользу печатного текста?

Важно не то, что мы пишем, а каким образом

Данной проблемой озадачились известные во всем мире врачи-нейробиологи, специализирующиеся на проблемах когнитивного развития: доктора психологических наук Станислас Дэйен и Карин Джеймс.

Доктор Станислас Дэйен замечает: «Текст, написанный от руки – это нечто большее, чем просто информация. Недаром же, выводя буквы на бумаге и постепенно превращая их в слова, мы интуитивно ощущаем связь между мелкой моторикой руки и нашим интеллектуальным развитием»

По словам ученого, происходит это потому, что в процессе письма активизируются особые нервные связи, которые помогают нам распознавать слова через жесты. Есть большая уверенность в том, что эти нервные связи способны влиять на весь учебный процесс, ведь многочисленные опросы подтверждают, что ведение конспектов на лекциях способствует запоминанию больших объемов информации и существенно облегчает процесс обучения.

Чтобы подтвердить данные предположения, доктор Карин Джеймс занялась исследованиями. Для этого детишкам, еще не умеющим читать и писать, показывали карточки с изображениями букв и фигур, а затем просили малышей написать их различными способами на выбор: нарисовать изображение на чистом листе, соединить имеющиеся на бумаге точки или же напечатать цифры и буквы на компьютере. После этого мозг юных участников эксперимента сканировали при помощи МРТ и анализировали зарегистрированную активность.

По результатам проведенного эксперимента ученые выяснили, что для распознавания ребенком конкретных образов огромное значение имеет способ закрепления этого самого образа. У детишек, которые повторяли изображение, ранее воспроизведенное от руки, мозг в эти моменты активизировался в зонах, отвечающих за письмо и чтение, то есть в задней теменной коре и лобной извилине. Напротив, в мозге малышей, которые набирали увиденные символы на компьютере, подобных вспышек активности не наблюдалось.


Анализируя результаты эксперимента, доктор Джеймс видит лишь одну причину данных различий, а именно, нешаблонность письма от руки. Судите сами, чтобы написать на бумаге даже простейший символ, человеку прежде необходимо спланировать свое действие, а затем выполнить его без какого-либо шаблона перед глазами. Поэтому и результат таких усилий получается уникальным и совершенно непредсказуемым.

Данная вариативность, по словам доктора наук, сама по себе является обучающим инструментом. Воспроизводя буквы неидеальной формы, ребенок пишет их снова и снова, пытаясь совершенствоваться и производя на свет множество новых вариаций, где результат никогда не похож на предыдущий. 

Однако умом человек понимает, что при всей непохожести одной буквы «А» на другую (разной толщине линий или глубине нажима), она все равно остается буквой «А». То есть, при ручном письме у человека формируется умение выделять ключевые признаки объекта. И чем больше он занимается письмом, тем быстрее и лучше формируется данная способность.

Карин Джеймс провела еще одно исследование. Она сравнила группу школьников, которые записывали слова под диктовку, с группой учеников, которые только наблюдали за процессом записи. В итоге выяснилось, что область коры головного мозга, отвечающая за чтение и письмо, активизировалась только у тех детишек, которые прилагали усилия к написанию текста. Это означает, что прослушивание лекций или чтение экранного текста не создает полноценную обучающую нагрузку.

Больше пишешь – лучше думаешь

По словам ученых, ведение лекционных конспектов, да и вообще, письмо от руки, помогает не только распознавать буквы, но и стимулирует мозговую активность, помогая лучше думать. Подтверждением этой теории занялась доктор наук, психолог Вирджиния Бернигер. Она провела собственное исследование, в котором изучала письменные задания, выполненные учениками 2–5 классов, созданные различными способами. В итоге оказалось, что задания тех учеников, которые были написаны вручную, оказались более эмоционально насыщенными. 

Подтвердилось это и при сканировании мозга детишек, писавших текст от руки, которое выявило повышенную активность в областях, отвечающих за короткую память, а также в областях, ответственных за способность человека читать и писать.

Более того, Вирджиния Бернигер обнаружила различие между людьми, склонными к написанию текста печатными буквами и прописью. К примеру, такое расстройство процесса письма, как дисграфия, у разных людей принимает различные формы – у одних людей остается способность писать буквы прописью, а у других – способность к печатным буквам. 

При другом расстройстве – алексии (нарушении способности читать), тоже наблюдаются различия между людьми. Одни способны воспринимать лишь текст, написанный печатными буквами, тогда как другие воспринимают исключительно пропись. Все это подтверждает версию о том, что различные формы письма активируют различные области мозга. На основании исследований доктор Бернигер делает вывод, что при помощи ручного письма человек может успешно бороться с имеющимися расстройствами.


Однако, по большому счету, в условиях обучения нюансы между печатными буквами и прописным текстом не столь важны. Основная цель, это все-таки самостоятельное воспроизведение символов на бумаге и формирование связей между элементами текста. Причем с годами, данный навык не теряет своей актуальности.

Исследование доктора Даниэля Оппенхеймера из калифорнийского университета показало, что студенты ВУЗов лучше запоминают информацию и лучше учатся, если конспектируют темы на лекциях, а не получают их на электронных носителях. В случае записи текста вручную подаваемый материал тут же обрабатывается и структурируется, благодаря чему закладывается фундамент для более глубокого понимания и запоминания информации.

Безусловно, проводимые исследования вовсе не означают, что без написанного от руки текста человечеству сегодня не обойтись. К тому же, в случае с конспектами на лекциях, у учеников всегда есть возможность фиксировать информацию, как с помощью ручки, так и при помощи клавиатуры. 

Однако факт остается фактом, ручка и блокнот дают ощутимые преимущества в усваивании информации, а значит, дарят ученикам возможность добиваться больших результатов в учебе. 

Помните, знания – сила!


Комментариев нет:

Отправить комментарий