Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.
Альберт Эйнштейн
Глупость – неспособность систематически контролировать свои мысли и учитывать негативные последствия их импульсивного воплощения в словах и поступках; склонность недопонимать абсурдность ситуации, слов, действий в определенный момент времени.
Женское общежитие. Одна девушка собирается на свидание. Две другие ей помогают… Одна говорит: – Давай 50 грамм для храбрости! Другая с сомненьем: – Может быть 100 для глупости?
Глупец – пленник «болтовни» ума. Он не умеет им пользоваться.
Глупость – это произвол ума.
Народ мудро заметил:
«Глупость – это не отсутствие ума, это такой ум”.
Ум нужен людям еще и для совершения глупостей. В голове за сутки пролетает около шестидесяти тысяч мыслей и, если бы все они реализовались, мир погряз бы в непроходимой глупости.
Чем больше молчишь, тем меньше шансов услышать глупость. Глупость становится проявленным качеством личности, когда ум систематически бесконтрольно выпускает на волю свои безалаберные разгулявшиеся мысли.
Глупость действует изнутри в пределах ума, а оценивается извне, что свидетельствует о глубокой субъективности этого качества личности.
Универсальных критериев глупости не существует.
Когда слова, действия или поступки человека не соответствуют ожиданиям или представлениям окружающих в данный конкретный момент времени о том, что он должен говорить и делать, внешний мир нарекает это глупостью. «Да он просто дурак!» – выносит вердикт окружение о человеке, который постоянно не делает (не говорит) того, что от него ждут.
Вместе с тем, толпа может заблуждаться. Столкнувшись с гениальной идеей, неординарным видением мира, она легко окрестит гениальность – глупостью, а неординарность – маразмом, вздором или чушью.
Глупость – в ущерб своему Я оправдывать ожидания других.
Разумность человека начинается с понимания и принятия собственной глупости.
“Дурак, осознавший, что он дурак, уже наполовину гений», – писал Г. Гейне.
Глупость думает, что ей не нужны чужие знания, что все законы мирозданья она постигла и теперь может всех учить, наставлять и поучать.
Открытый разум знает:
«Век живи – век учись»,
«Я знаю, что ничего не знаю».
Галилео Галилей говорил:
«Я никогда не встречал человека настолько глупого, что я не мог у него чему-то научиться».
Разум – это вечный ученик у великого учителя – жизни.
Чем отличается глупость от своей противоположности – мудрости?
Мудрость состоит в том, если человек не знает чего-то, он не должен лишать себя возможности удостовериться, есть это или нет, разумно это или нет, интересно это для него или не интересно.
Глупость состоит в том, что человек, не зная чего-то, заявляет, что это ерунда, этого нет, это не разумно и не интересно.
Раз я не знаю, значит, этого не существует.
Это глупость, потому что при таком подходе человек приговорен пожизненно к деградации своего разума.
Основное свойство глупости – неумение адекватно использовать накопленный жизненный опыт в незнакомой обстановке.
Разумность легко переносит опыт из одной жизненной ситуации в другую, легко увязывает знания, полученные в одной области, с принципиально незнакомой для нее сферой.
Глупость не воспринимает аналогий жизни и переноса опыта. Недаром говорят, что дурак повторяет одни и те же ошибки, а умный человек совершает каждый раз новые.
Как будто, следуя В. О. Ключевскому: “Русский ум всего ярче сказывается в глупостях”.
Глупость всегда была и будет в фаворе у бюрократического аппарата, где высоко в цене беспрекословное послушание, готовность исполнять не рассуждая. Чиновники не только не видят в глупости угрозы для себя, но и пытаются использовать ее преимущества каждый на свой лад.
В итоге глупцы, пользуясь невероятным спросом, добираются до высоких чинов.
У глупости два чина: дурак и дурачина.
Тем не менее, как писал Гельвеций:
«Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением».
Глупости достаточно что-то вдолбить в голову, и она, нисколько не задумываясь о последствиях своих деяний, ринется исполнять приказ.
Чиновничья иерархия снисходительна к глупости, посредством ее покровительства она тешит свое самолюбие, амбиции и чванливость. Человек, искренне заинтересованный в развитии своего дела, будет ярым противником глупости на службе.
Глупость, совершив и повторив свои неисчислимые ошибки, называет их судьбой, неотвратимостью, кармой, фатальной неизбежностью, предначертанной свыше. «То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей», – писал С. Д. Довлатов. Позиция «безнадеги» оправдывает, легализует и узаконивает глупость. Неспособность или нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь – отличительная ее особенность.
Над глупостью во все времена охотно смеялись или относились с легкой иронической насмешливостью.
Актеры, клоуны и шуты, желая заинтересовать публику, чтобы вызвать комический эффект, нарочно выбирали глупость как наиболее приемлемый объект осмеяния.
Почему люди смеются над глупостью?
На этот вопрос ответил Н. Г. Чернышевский: “…смеясь над глупцом, я чувствую, что понимаю его глупость, понимаю, почему он глуп, и понимаю, каким он должен быть, чтобы не быть глупцом, — следовательно, я в это время кажусь себе намного выше его”. Иными словами, смеясь над глупостью, люди ласкают свое Эго, тешат гордыню, самоутверждаясь на фоне абсурдного, несуразного поведения другого человека.
На этот вопрос ответил Н. Г. Чернышевский: “…смеясь над глупцом, я чувствую, что понимаю его глупость, понимаю, почему он глуп, и понимаю, каким он должен быть, чтобы не быть глупцом, — следовательно, я в это время кажусь себе намного выше его”. Иными словами, смеясь над глупостью, люди ласкают свое Эго, тешат гордыню, самоутверждаясь на фоне абсурдного, несуразного поведения другого человека.
«Глупость и гордыня растут на одном дереве»,- гласит немецкая пословица. Человек растет, осмеивая глупость и восхищаясь разумом, но если происходит только первое, он растет лишь в собственном мнении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий