пятница, 28 июля 2017 г.

Глупость – это не отсутствие ума, это такой ум

Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет     Вселенной я не вполне уверен.

Альберт Эйнштейн


Глупость – неспособность систематически контролировать свои  мысли   и учитывать негативные последствия их импульсивного воплощения в словах и поступках; склонность недопонимать абсурдность ситуации, слов, действий в определенный момент времени. 

Женское общежитие. Одна девушка собирается на свидание. Две другие ей помогают… Одна говорит: – Давай 50 грамм для храбрости! Другая с сомненьем: – Может быть 100 для глупости?
Глупец – пленник «болтовни» ума. Он не умеет им пользоваться.
Глупость – это произвол ума.

Народ мудро заметил:
«Глупость – это не отсутствие ума, это такой ум”.
Ум нужен людям еще и для совершения глупостей. В голове за сутки пролетает около шестидесяти тысяч мыслей и, если бы все они реализовались, мир погряз бы в непроходимой глупости.
Чем больше молчишь, тем меньше шансов услышать глупость. Глупость становится проявленным качеством личности, когда ум систематически бесконтрольно выпускает на волю свои безалаберные разгулявшиеся мысли.
Глупость действует изнутри в пределах ума, а оценивается извне, что свидетельствует о глубокой субъективности этого качества личности.
Универсальных критериев глупости не существует.
Когда слова, действия или поступки человека не соответствуют ожиданиям или представлениям окружающих в данный конкретный момент времени о том, что он должен говорить и делать, внешний мир нарекает это глупостью. «Да он просто дурак!» – выносит вердикт окружение о  человеке, который постоянно не делает (не говорит) того, что от него ждут.
Вместе с тем, толпа может заблуждаться.  Столкнувшись с гениальной идеей, неординарным видением мира, она легко окрестит гениальность – глупостью, а неординарность – маразмом, вздором или чушью.  
Глупость – в ущерб своему Я оправдывать ожидания других.
Разумность человека начинается с понимания и принятия собственной глупости.

“Дурак, осознавший, что он дурак, уже наполовину гений», – писал Г. Гейне.
Глупость думает, что ей не нужны чужие знания, что все законы мирозданья она постигла и теперь может всех учить, наставлять и поучать.
Открытый разум знает:
«Век живи – век учись»,
«Я знаю, что ничего не знаю».

Галилео Галилей говорил:
«Я никогда не встречал человека настолько глупого, что я не мог у него чему-то научиться».
Разум – это вечный ученик у великого учителя – жизни.
Чем отличается глупость от своей противоположности – мудрости?
Мудрость состоит в том, если человек не знает чего-то, он не должен лишать себя возможности удостовериться, есть это или нет, разумно это или нет, интересно это для него или не интересно.
Глупость состоит в том, что человек, не зная чего-то, заявляет, что это ерунда, этого нет, это не разумно и не интересно.
Раз я не знаю, значит, этого не существует.
Это глупость, потому что при таком подходе человек приговорен пожизненно к деградации своего разума.
Основное свойство глупости – неумение адекватно использовать накопленный жизненный опыт в незнакомой обстановке.
Разумность легко переносит опыт из одной жизненной ситуации в другую, легко увязывает знания, полученные в одной области, с принципиально незнакомой для нее сферой.
Глупость не воспринимает аналогий жизни и переноса опыта. Недаром говорят, что дурак повторяет одни и те же ошибки, а умный человек совершает каждый раз новые.

Как будто, следуя В. О. Ключевскому: “Русский ум всего ярче сказывается в глупостях”.
Глупость всегда была и будет в фаворе у бюрократического аппарата, где высоко в цене беспрекословное послушание, готовность исполнять не рассуждая. Чиновники не только не видят в глупости угрозы для себя, но и пытаются использовать ее преимущества каждый на  свой лад.
В итоге глупцы, пользуясь невероятным спросом, добираются до высоких чинов.
У глупости два чина: дурак и дурачина.

Тем не менее, как писал Гельвеций:
«Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением».
Глупости достаточно что-то вдолбить в голову, и она, нисколько не задумываясь о последствиях своих деяний, ринется исполнять приказ.
Чиновничья иерархия снисходительна к глупости, посредством ее покровительства она тешит свое самолюбие, амбиции и чванливость. Человек, искренне заинтересованный в развитии своего дела, будет ярым противником глупости на службе.
Глупость, совершив и повторив свои неисчислимые ошибки, называет их судьбой, неотвратимостью, кармой, фатальной неизбежностью, предначертанной свыше. «То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей», – писал С. Д. Довлатов. Позиция «безнадеги» оправдывает, легализует и узаконивает глупость. Неспособность или нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь – отличительная ее особенность.
Над глупостью во все времена охотно смеялись или относились с легкой иронической насмешливостью.  
Актеры, клоуны и  шуты, желая заинтересовать публику, чтобы вызвать комический эффект, нарочно выбирали глупость как наиболее приемлемый объект осмеяния.
Почему люди смеются над глупостью? 

На этот вопрос ответил Н. Г. Чернышевский: “…смеясь над глупцом, я чувствую, что понимаю его глупость, понимаю, почему он глуп, и понимаю, каким он должен быть, чтобы не быть глупцом, — следовательно, я в это время кажусь себе намного выше его”. Иными словами, смеясь над глупостью, люди ласкают свое Эго, тешат гордыню, самоутверждаясь на фоне абсурдного, несуразного поведения другого человека.
«Глупость и гордыня растут на одном дереве»,- гласит немецкая пословица. Человек растет, осмеивая глупость и восхищаясь разумом, но если происходит только первое, он растет лишь в собственном мнении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий