среда, 10 мая 2017 г.

Что такое плоскостопие и как нам его делают


С самого детства я имел абсолютно плоские стопы и очень этого стеснялся. Каждый раз задавал себе один и тот же вопрос – Почему? И как это исправить? При этом всю жизнь очень серьёзно занимался спортом, надеясь исправить стопы. 
С фанатичной верой врачам я прошёл все стандартные  ортопедические методы коррекции. С невероятным упорством я носил эти «чудо стельки» — супинаторы, катал палочки, поднимал карандашики и делал ещё кучу бестолковых упражнений. Проблема только усугублялась. Неуклюжая походка и постоянные подвывихи стопы вылились к 35 годам в постоянные ноющие боли голеностопных суставов.


Ответ пришёл очень неожиданно. Моя маленькая дочка в 2.5 года упала с высокого турника и вывихнула стопу так, что её носок смотрел наружу (при почти ровной пятке) и долгое время не возвращался назад. Тогда я ещё не понимал, сколько и каких суставов вывернула моя малышка. 
Пока я бегал, искал машину для поездки в больницу, стопа каким-то невероятным образом вернулась на место. Видимых разрывов, отёков, ограничения в подвижности (и т.п. признаков сильной травмы) не было. Более того, к моему искреннему удивлению, через некоторое время ребёнок продолжил дальше играть на полу. 
Понаблюдав пару дней за ногой, на предмет отёка и болевых ощущений, я восхитился эластичностью детских связок и забыл об этом происшествии. Дела, работа и прочая бытовая рутина отвлекла на столько, что только через 5-6 месяцев обратил внимание на травмированную стопу, сравнив её с другой и ужаснулся. Небо и земля! 
У стопы практически отсутствовали все своды. Более того стопа прогибалась в обратную (по отношению к сводам) сторону. Вот тут-то я забегал по ортопедам и костоправам. Увы! Одни, невзирая на явное не соответствие одной стопы и другой, с фанатичным упрямством утверждали, что ничего страшного и до 7 лет у детей нет плоскостопия. 
Другие после рентгена и пальпации отказались вправлять суставы на место сославшись на то, что уже произошла «окостенелость»  суставов в деформированном положение и требуется либо ломать и в гипс на длительный срок, либо спицами фиксировать суставов в правильном положении. 
Такая перспектива, а самое главное её последствия меня не устроили, и я взялся за самостоятельное исследование и решение данной проблемы. 
Перерыл все медицинские библиотеки и книжные магазины города (в Инете, кроме стандартной ортодоксальной методики с супинаторами ничего не нашёл), вспомнил физику, механику и сопромат, спортивные и тренерские навыки и взялся за дело. 
В результате чего появилась собственная комплексная методика исправления дефектов опорно-двигательного аппарата, патент на изобретения,  и самое главное — исправленная без операции стопа моей дочери!  Свои стопы исправил тоже, но пока только, процентов на 90.
 Парадоксы, которые заставляют задуматься в объективности исследования проблем стопы.

 Вот некоторые из них, которые поразили больше всего.
1.   Принцип работы стопы пытаются объяснять абсолютно изолированно (оторвано) от всего тела, в том числе и от самой ноги!
2.   Однако, причины плоскостопия видят во всех! частях тела кроме самой стопы.
3. Медицина и даже сами обувщики говорят о неправильной обуви, о её не физиологичности, но нигде нет доказательств почему? и какая обувь считается физиологичной?
4. За последнюю сотню лет методы исправления плоскостопия не меняются, а статистика заболевания ухудшается.
5. Нет ни одной исправленной стопы (операции – это не исправление, это её видимость).
6. Люди, которые ставят диагнозы, связанные с биомеханикой опорно — двигательного аппарата, не имеют базовых знаний по теоретической механике, физике, сопромату, начертательной геометрии. Т.е. на самом начальном этапе медицинского института не закладывается база для глубокого и чёткого (в полном объёме) понимания главного «чертежа человека» — его скелета и того, как эта механика работает.

И так, что же такое плоскостопие? 
Плоскостопие – это искусственно созданный дефект – результат воздействия медицинских препаратов, обуви и бездарных спортивных тренировок.  Первые химическим, а вторые и третьи – механическим путём воздействуют на мышцы и суставы человека.
Мед. препараты и обувь подавляют мелкую моторику стопы, а бездарные тренировки, совместно всё с той же обувь, формируют неправильную последовательность работы мышц. В результате этого, дефективными становятся не только суставы, но и походка – главный источник проблем опорно-двигательного аппарата. Обращаю внимание, на то, что современная обувь работает отрицательно во всех этих направлениях. 
Теперь подробнее по каждому воздействию. 
Медицинские препараты.
 Вспомните, что прописывают нашим детям буквально с первых дней жизни? … .
Ответ — прививки и медикаменты, понижающие мышечный тонус!
Как утверждают иммунологи, главный побочный эффект от прививок – удар по центральной нервной системе, после чего очень часто появляется «беспричинный» непрекращающийся плачь ребёнка. 
Вспомните, своих малышей, особенно на первом году жизни. Они давно уже не спят, даже в первые недели после рождения, «по 20 часов в сутки», как это написано в старых правилах по уходу за младенцами. В большинстве своём, с первого дня  вся семья не спускает их с рук, не в силах понять причину капризов и плача. 
Это отдельная и достаточно долгая тема. Есть литература, видео, чужой и собственный горький опыт. С тех пор я не ставлю детям даже р.Манту и не даю таблетки. Если интересно, задайте в поисковике — Червонская, «Правда о прививках». 
Все здоровые дети, прежде чем начать ходить, тренируют свои стопы, готовят их к предстоящей нагрузке, в том числе и поджимая пальчики. В большинстве своём это – прекрасная реакция здорового организма. Мы, же обозвали её  дефектом и делаем всё, чтобы не дать ребёнку вовремя и правильно сформировать стопы.
На стопе находятся самые мелкие мышцы ноги. Именно они отвечают за координацию движений, правильность формирования  суставов стопы и поддержание её сводов. Прививки же разрушают иммунную систему и перераспределяют  тонус  мышц, нашего с вами опорно-двигательного аппарата, в сторону дефекта. 
Если вы будите внимательно наблюдать за развитием двигательных навыков своего ребёнка,  то сами в этом убедитесь. 
Вот часть комментария №322 из гостевой книге моего сайтаksanka   (02.04.2012 13:04)  «Моей дочке 1,5 года, в 5 месяцев ей сделали прививку АКДС и полиомиелит, я заметила, что после не она потеряла интерес к ножкам, хотя раньше очень любила с ними играть, тянула пальчики в рот и по долгу их рассматривала.
 А еще она очень смешно растопыривала пальчики на ножках, веером, у меня так не получается. После вакцинации, пальчики будто повисли, педиатр сказала, что это незрелость, ничего страшного. После повторной прививки, которую нам сделали не в ягодицу, а в ляшку, ребенок перестал сидеть, но через неделю все нормализовалось, однако дней десять она, когда поднималась в кроватке, стояла на одной ноге, а ту в которую кололи, поджимала. Пальчики на ногах зажались в кулачек и вся стопа будто повисла. К неврологу попали только через месяц, отпуска, лето. Делала массаж, не профессиональный, легкие поглаживания. 
Назначали нам пантогам, но мы от него покрылись сыпью, потом еще что-то, не помню название, но после недели бессонницы, я все бросила. К врачам больше не ходила, так как от них кроме календаря прививок добиться ничего невозможно. В область зимой ехать не решились, были сильные снегопады и трассу закрывали. Делала 6 курсов массажа, улучшения на лицо. Пальчики разогнулись, стопа выпрямилась, но ножки слабенькие, часто падает и немного ставит их на внутреннюю часть стопы …».
 В место того, чтобы решать проблему с помощью увеличения количества движения (причём правильного  движения), нам настоятельно рекомендуют препараты, понижающие мышечный тонус. Как Вы думаете, успокаивающие препараты действуют избирательно на конкретную мышцу, уменьшая только её тонус, или уменьшают тонус всех мышц? Если Вы выпили валериану (или спиртное), расслабилась конкретная мышца или все?….
Теперь давайте логически рассуждать — что же происходит с тонусом мышц после приёма лекарств. А происходит следующее — тонус сильных, чуть уменьшится, а слабые, вообще, могут его потерять и атрофироваться! В любом случае, соотношение сил (в лучшую сторону) не изменится. Слабые, останутся слабее сильных. Тогда зачем понижать тонус и отравлять ребёнка химией?… А, если вспомнить, что, эффективность действия препарата зависит ещё и от дозы, а полученная доза  конкретной мышцы зависит от массы самой мышцы, то получим следующее. Самые маленькие мышцы ноги, а они у нас на стопе, получат ударную дозу расслабления (потеряют тонус). Напомню, что мелкие мышцы стопы, отвечающие за координацию движения и поддержания сводов. Как вы думаете, что произойдёт со стопой, когда ребёнок начнёт ходить?.. 
Не потому ли, около 80% детей сегодня имеют явно выраженные дефекты стопы!
Не стоит пренебрегать и ещё одним фактом — практически регулярными приёмами будущими мамочками препаратов,  успокаивающих тонус матки под лозунгом – «угроза выкидыша». Как вы думаете, какие мышцы «успокоятся» сильнее всего у развивающегося плода? … . 
Обувь.
Вопреки всем законам биомеханики и физиологии имеет уродливые формы, возведённые в ранг «моды». И снова мы искусно убиваем мелкую моторику, в частности, пальцев ног, зажав их узкими и тонкими носками ботинок. С помощью неестественных форм подошвы создаём отрицательные моменты, направленные на разрушение суставов и нарушения координации движения всего тела.
 Механизм возникновения этих моментов описан на моём сайте  в статье – «влияние современной обуви на наши ноги или моё обращение к обувщикам».
Посмотрите на фото и ответьте — Каким местом первоначально касается наша подошва подстилающей поверхности? А затем посмотрите на рис 2  (сечение стопы в точке касания подошвы о подстилающую  поверхность).  На нём показан результат такого касания – отрицательный момент ?м. направленный перпендикулярно движению. Далее на рис. 3 представлен график — реакция подстилающей поверхность (в эксперименте – качающаяся платформа) на такое воздействие нашей обутой стопы.
 
Рис.1
Рис.2
Рис.3 Боковая составляющая реакции опоры.

Данный  график был получен  достаточно давно профессором, доктором медицинских наук А. С. Витензоном, проводившим эксперимент по исследованию шага человека
Обратите внимание на сумасшедшие величины боковых сил, мгновенно изменяющих направление воздействия на противоположные. Ужас!!!  Всю стопу, а особенно пятку современная обувь  бросает то влево, то вправо.  Полный дисбаланс! И это при КАЖДОМ шаге, вместо того, чтобы иметь плавные небольшие колебания вдоль направления движения! 
Надеюсь, теперь понятно, как обувь разваливает суставы наших ног. 
В дополнении к этому безобразию, мы снабжаем её стельками-супинаторами, которые применяются для: (цитирую инструкцию — читайте выделенное) 
«… супинатор «SIESTA» применяют для ношения не более 4 часов в день, во избежание ослабления мышц стопы и прогрессирования плоскостопияКонструкция супинатора позволяет заместить утраченную функцию продольного и поперечного сводов.…»  . Заметьте, всё по-честному сказано!
 Да, да, именно так – лечить плоскостопие с помощью стелек – супинаторов, то же самое, что лечить пролежни удобным лежанием.
То же самое можно сказать и о «замечательных» свойствах ортопедической обуви. Конструктивно  такая обувь сделана ещё хуже, чем обычная и потому на порядок увеличивает отрицательные моменты ?м, описанные выше.

Спортивные тренировки.
Если отбросить рекламу спорта и трезвыми глазами взглянуть на методики тренировок с точки зрения физиологии, то легко можно заметить, что обещанным здоровьем, там и не пахнет. Кто-нибудь знает спортсменов – долгожителей? Вряд ли. А спортсменов ставших инвалидами (физическими и душевными)? Сколько угодно!!! 
По существу, каждая секция готовит своих «уродцев», т.к. главная задача любого тренера — выдать результат в кротчайшие сроки!!! Поэтому, тренировки строятся таким образом, чтобы как можно быстрее выработать одни двигательные навыки, культивируемые в данном виде спорта, в ущерб другим. Однобокая нагрузка на мышцы, неправильно формирует суставы. Результат – сутулые боксёры, волейболисты, даже акробаты и пловцы, кривоногие борцы и гимнасты, сколиозные танцоры и штангисты и т.д. 
Это явление называется – дисгармония – НЕ гармония – НЕ здоровье – БОЛЕЗНЬ.
Спорт – это война за победу, медали, деньги, славу и т. д. А на войне, как на войне, победа – любой ценой, в ущерб здоровью.                                                                    
Подытожив выше сказанное, напрашивается вывод – над формированием дефектов стопы, и плоскостопия в частности, работает целая СИСТЕМА.
Современная ортопедия уже давно не лечит плоскостопие, она его делает!
Сегодня ни один ортопед не скажет вам, какая должна быть здоровая стопа и почему. 
В лучшем случае он будет вырывать отдельные здравые мысли без объяснения других «белых пятен» и без комплексного решению проблемы.

Задайте конкретные вопросы:
1. Какая форма стопы считается правильной (не зависящей от типа и индивидуальных особенностей человека)? Пусть покажут хотя бы несколько фотографий правильной стопы, с объяснениями, почему именно так, а не иначе.
2. По каким критериям (конкретно в цифрах) можно оценить правильно сформированную стопу? На каких научных данных (исследованиях) основываются данные цифры? 
3. Как должна быть расположена главная ось стопы и почему? 
4. Как располагаются оси суставов стопы относительно друг друга (в частности ось подтаранного сустава – ось Хэнки) и какое их взаиморасположение относительно других суставов ноги? 
 5. По какому принципу работает стопа и с помощью, каких научных знаний это можно проверить? Сразу оговорюсь, что «принцип рессоры» — не проходит. Хотя бы потому, что не бывает рессоры с шарнирами.
 6. Где можно прочитать о результатах научных исследований в этой области? Кто авторы этих исследований?

Может быть, вам повезет, и вы найдёте человека, который сможет вам дать ответы на подобные вопросы. Лично я, не встретил ни одного. За то, ежедневно сталкивался с людьми, которые с лёгкостью ставят диагнозы: плоскостопие, косолапость, приведение, Х-образность, варус голени и т.д.
И, что удивительно, не зная принципа работы стопы, «успешно» лечат, увеличивая с каждым годом процент людей с подобными дефектами. Парадокс!!!
Для подтверждения выше изложенного, приведу цитату из моей переписки с одним из московских ортопедов, кандидатом медицинских наук (фамилию называть не буду чисто из этических соображений): «…Вы меня совсем запутали …понятие нормы в медицине весьма расплывчато и не стоит требовать от меня точных несуществующих формулировок». 
Замечательный ответ «профессионала»!!! Лично меня учили другому — невозможно запутать человека, который владеет твёрдыми знаниями.
Обратите внимание, это — ответ человека с научной медицинской степенью. Что тогда говорить о рядовых?!
Кто-нибудь может мне ответить, как люди с «весьма расплывчатым» представлением о нормах (нормальной форме) стопы могут резать, пилить, сверлить, сшивать ЖИВЫЕ НОГИ??? …. 
На моём сайте в гостевой книге под №100 есть запись человека, которому, делали операции в Москве и Швейцарии. Ему пилили кости, сращивали суставы, резали связки, сухожилия, загоняли 7-ми сантиметровые шурупы в пятку. Он слепо верил и надеялся на подобных «профессионалов». Когда резать стало нечего, а ходить совсем невозможно – «включил голову» и нашёл другой выход – мою методику.
Вот ещё один пример моего общения с врачом – травматологом заведующим детским отделением, работающим  над приобретением очередной научной степенью.
После того как, я вкратце изложил суть своего изобретения и дал ей возможность ознакомиться с моими доводами  и рисунками, объясняющими биомеханику возникновения отрицательных моментов от обуви (часть из них я привёл в начале статьи, фото и рис.), травмирующих ноги, услышал следующее: «Я врач, и в вашей биомеханике ничего не понимаю». 
Из одного только этикета, я не задал ей вопрос: «А кто тогда должен понимать в «МОЕЙ» биомеханике, «изученной» вами в высшем медицинском заведении? Может быть сантехник?».
Грустно, но этот список «крылатых» изречений можно продолжить.
Откройте любой ортопедический сайт (например -Главы из книги американского ортопеда Др. Саймон Виклер, «Снимите ваши ботинки и идите»). Ситуация ДО БОЛИ комическая – он утверждает, что — обувь калечит ноги, сжимает пальцы и т.д., но вместо того чтобы настаивать на изготовлении  физиологической  обуви  он предлагает —  ходить босиком.  И много вы так проходите? А кто будет создавать правильную обувь? Тишина!
Маразм! Хоть фельетон пиши. Жаль, что пока ещё наши ГОСТы и мода не предусматривают, чтобы на стульях гвозди торчали из сидушки остриём вверх. Всё время ходить не будешь, приходится садиться. Больно! Вся задница в шрамах! А куда деваться?! 
– Так сделайте другую форму или хотя бы загните гвозди!
— Нет. Не положено. ГОСТы и мода  не позволяют, оборудование нужно перестраивать. И вообще, кто вам сказал, что это от гвоздей? Как говорят «НАШИ» ортопеды – «Причины вашего «плоскопопия» — аномалии развития костей, проблемы с мышцами, неврологические проблемы + генетические, хромосомные синдромы. А причём тут гвозди вы же не всё время на них сидите, как только встали, задница приняла снова те же формы». 
— И что же нам с вами (пользователям) предлагает доблестная медицина?
— А вот, что:
1. Давайте лучше чаще вставать со стула и ходить с «босой» задницей (без стула).
2. Для вашей проблемы нет консервативных методов лечения. Когда будет невмоготу, приходите на операцию.

Если кто-то скажет, читая эти сроки, что этого не может быть, что это фантазии автора, оторванные от реальности – СПУСТИТЕСЬ НА ЗЕМЛЮ и  посмотрите вокруг или загляните в гостевую книгу моего сайта — комментарии № (158 – 293) – моя дискуссия с Питерским ортопедом. Выше описанный фельетон — это краткая суть нашего разговора.
Действительно, очень грустно!!! Но, только до тех пор, пока вы надеетесь на кого-то. Как только вы, самостоятельно (а лучше вместе с единомышленникам) начинаете решать собственные проблемы, всё становится на свои места. В жизни нет проблем! Есть решаемые задачи! Их просто нужно перед собой ставить и решать. 
Чем я сейчас и занимаюсь.
 Мир очень прост! Именно поэтому он — гениален!
 Из отзывов:
        Сыну три года. Хирург поставила диагноз — плоскостопие. Знакомая ситуация? Что же делать? С огромным удивлением обнаружила диаметрально противоположные подходы и рекомендации. Честно сказать, все с ног на голову или с головы на ноги? Попробуем разобраться.
        Как и во многих подобных ситуациях, толчком для Александра стала проблема — плоскостопие в результате травмы у двухлетней дочери и собственное плоскостопие. После длительных исследований была разработана методика. В чем же ее принципиальное отличие?
       
Что говорит официальная медицина о плоскостопии у детей:
         — у ребенка повышен тонус мышц — применяем препараты, снижающие тонус;
         — как только ребенок начинает ходить — надеваем обувь, дома ходим только в обуви на небольшом каблуке;
         — у детей до 5-7 лет настоящего плоскостопия практически не бывает;
         — обнаружено плоскостопие — носим ортопедическую обувь.
       
Что говорит Александр:
         — прием препаратов, снижающих тонус, расслабляет все мышцы, в том числе слабые. И, как следствие, приводит к плоскостопию. Вместо этого нужно укреплять слабые мышцы;
         — именно обувь уродует наши стопы. Взрослые и детские. Даже тесные носочки могут привести к патологии. Дома нужно ходить босиком или в свободных шерстяных носочках. Полезны носочки с пальчиками, как на перчатках, они позволяют пальчикам свободно двигаться;  
         —  ортопедическая обувь вредна — она лишь усиливает имеющиеся недостатки;
         — физиологичной обуви в продаже нет. Обувь можно и нужно исправлять. Как это сделать? Смотрим здесь и здесь;
         — большинство тренажеров и спортивных комплексов для профилактики и исправления плоскостопия — абсолютно неэффективны. Лучшая гимнастика — правильная походка! В качестве тренажера можно использовать галечную дорожку и некоторые спортивные комплексы;
         — после 5-7 лет устранить плоскостопие гораздо труднее!
      
 Честно сказать, подход Александра показался мне гораздо более логичным и взвешенным. Ну что ж, устраиваем галечную дорожку, покупаем носочки с пальчиками и, самое главное, очень внимательно относимся к выбору обуви и исправляем ее!
Факты:
Подавляющее большинство обуви физиологически не соответсвует ноге:




Согласно данным ремонтных мастерских, 96,8% износа набоек и нижней части каблуков приходится именно на внешне-заднюю часть пятки.Это ещё одно подтверждение наличия угла ?, описанного в статье. Обратите внимание на свою обувь.


Как исправить косолапие
 
Не путать «косолапие» (приведение) и косолапость. У них много общего, но разные степени запущенности.
 
Желательно это сделать до 6 летнего возраста «играючи», т.е. без участия сознания ребёнка. Позже придётся найти убедительные доводы для объяснения необходимости делать те или иные упражнения, ходить в ту, а не иную секцию, носить такую, а не другую обувь.
 
Главная задача – выработать у ребёнка привычку правильно двигаться. Для этого необходимо стимулировать работу тех мышц, которые позволят выправить травмированные (не правильно формирующиеся) суставы.
 
Вот некоторые из упражнений, которые помогут вашему ребёнку решить эту задачу:
 
1. Приседание с тяжёлым (набивным) мячом в опущенных руках спереди. Чтобы его выполнить, ребёнок вынужден будет развести колени и стопы. Спина прямая с прогибом в пояснице. Очень скучное упражнение для детей. Лучше.

2. Поднятие мяча с пола и бросок товарищу, папе, маме, в кольцо, в ящик и т.п.

3. «Боулинг», только шары бросать как в упр. 2.

4. Прыжки на мячике с «ушами» (между ног).

5. Езда верхом на лошади. Акцент на пяточки. Они должны упираться в бока лошади так, чтобы было удобно её «пришпоривать».

5а. Верхом на стуле. Это, когда стул задом на перёд. Для спины тоже — очень хорошо.

6. Кувырки через голову вперёд/назад. Колени расставлены так, чтобы между ними помещалась голова ребёнка, а не колени ударяли бы по зубам. Предупреждаю, очень трудное упражнение для приведённой стопы и X-образных коленок. Это, скорее всего, будет ваш тест о наличии положительных тенденций при исправлении. Стимулировать развитие этого навыка обязательно.

7. Прыжки на автомобильной покрышке. Размер её зависит от возраста.  См. гостевую книгу комментарий № 425, от 09.03.14 г.

8. Хождение «ёлочкой» по доске, брусу, как это делают гимнастки на бревне.

9. Спуститься «ёлочкой» по эскалатору, движущемуся вверх. Очень эмоциональное и эффективное упражнение!

10. Крутиться на «стуле пианиста». Отталкиваемся одной ногой и выбрасываем другую в сторону с отведённой стопой и коленом. Похоже на приставной шаг, только сидя на вращающемся стуле. Крутимся в разные стороны. Очень полезно и для вестибулярного аппарата.

11. «Пройти за шкафом». Главное, чтобы пространство между двумя преградами было узким в месте постановки стоп. Его ширина должна быть меньше длины стопы, чтобы стимулировать её отведение.

12. Ползание по-пластунски под шкафом, скамейкой и т.п. Низ живота и таз не должны отрываться от пола. По началу будет трудновато.

13. Катание с горы на санках лёжа на животе, стопы разведены и не касаются снега.

14. Стояние на внешней стороне стопы с перекатыванием. Одна стопа при этом находится на внешней стороне, другая стоит как обычно. Переносим веса тела с одной ноги на другую, меняем положение стоп. Разрабатываем голеностопный сустав, формируем внешний свод, тренируем последовательность взаимодействия мышц.

15. Футбол. Одно условие – удары по мячу только «щёчкой».

16. Скалолазание.

17. Хореография.

18. Плавание «брасом» — лягушонком.
 
Это, конечно же, далеко не все упражнения, а базовые, которые я проверил на себе, своих и чужих детях.
 
Надеюсь, Вы обратили внимание, что большая часть упражнений стремится привести ребёнка в позу «лягушонка». Вспомните своего новорожденного малыша впервые дни жизни. Всякий раз, как только его освобождали от пелёнок, его ножки подтягивались и разлетались в стороны. Причём, коленки касались простыни, особенно, когда он засыпал. Такое же положение ноги имели, когда малыш, лежа на животе, поднимал голову и прогибал спинку.
 
Наше с вами пеленание, укутывание и т.п. детренировали суставы и заднее-наружные мышцы. Результат – косолапие, плоскостопие и т.п. Теперь предстоит сделать обратное.

Только, большая просьба, не надевайте левый ботинок на правую ногу, а правый на левую, как это советуют некоторые врачи. Кроме отрицательного, другого эффекта не будет. Кто не верит, попробуйте поменять свои туфли местами. ……И какого? Гениальность этого совета только в том, что необходимо делать с точностью до наоборот, официально принятой методике лечения приведения. Вот этим я и предлагаю Вам воспользоваться.
 
«Самый лучший воспитатель – стенка. Сколько на неё не наскакивай, всё равно ударишься». Если сумеете оборудовать свою квартиру, игровую площадку, сад, дачу и т.д. нужными шкафами, стенками и пробудите интерес у детей играть в «Ваши игры», то года через 2 — 3 забудете о приведённой стопе и плохой осанке, а заодно и о плоскостопии. Останется только следить, чтобы привычки правильно двигаться не подменились модными «выкидонами» переходных периодов.
 
 
Как исправить плоскостопие
Упражнения для исправления плоскостопия, практически те же. Единственное, в некоторые необходимо вносить коррективы в плане ограничения максимальных амплитуд при наличии большого «люфта» в суставах ладьевидной кости (реже в основании первой плюсневой). 

Визуально, внутренняя поверхность стопы будет иметь угол, направленный на противоположную стопу (› ‹). Другими словами, не стремитесь поставить ребёнка в крайние (классические) позиции хореографии, пока эти суставы не окрепнут. В начале «приучите» пятку быть вертикальной, а стопу, «чувствовать» комфортно на внешней стороне. Изначально необходимо правильно сформировать наружный свод стопы. Он как раз и является гарантом правильного формирования остальных.
 
Плоскостопие и косолапие сегодня одни из самых распространённых дефектов, тесно взаимосвязанных между собой. Плоскостопие без приведения встретить можно, приведение без плоскостопия – скорее исключение, чем правило. Само приведение, способствует завалу пятки. А это уже — показатель плоскостопия.
 
И ещё, одна очень, очень существенная деталь. Необходимо правильно подбирать обувь, а затем её самим дорабатывать. Упражнения это конечно, огромный стимулятор правильного формирования стопы, но, сколько бы вы их не делали, по количеству повторений это – капля в море в сравнении с тем количеством шагов в «неправильной» обуви которое наши малыши делают за день.
 
Судите сами. Нормативный объём движений по шагомеру за дневное пребывание в дошкольном учреждении (обязательно в сандаликах!):
 
3 года – 9000 — 9500 движений
4 года – 10000 — 10500 ……….
5 лет — 11000 – 12000 ……….
6 лет — 13000 — 13500 ……….
7 лет — 14000 – 15000 ……….
 
Какого? … Для сравнения, мы с вами делаем порядка 5000 при норме 10000 движений в день.
 
Выход один:
1. Организовать полезные игры
2. Обуться в «правильную» обувь.
 
Как доработать обувь
Старайтесь найти обувь со сплошной подошвой или на низком каблуке. Проблема не столько в наличии каблука (даже «шпильки» можно сделать полезными), сколько в его форме и размещении, а самое главное в отсутствии опоры под основанием 5-ой плюсны, которая играет главенствующую роль в формировании сводов стопы. (Это косточка с внешней стороны стопы, приблизительно по середине). Подошва не должна быть широкой. Чем меньше она выступает за границы верха, особенно пятка, тем лучше.
Приведу пример для наиболее часто встречающейся форме подошвы.
 
(см. рисунок и фото, ботинок — правый)
 
1. Срезаем каблук под углом 5-10?. Убираем конструктивный завал обуви.
2. Определяем угол среза (?ср) и делаем срез от основания до верхнего или почти верхнего края подошвы (в зависимости от её конструкции). Помогает мышцам отводить стопу.
3. Скруглить внешнюю сторону передней части подошвы и оставшейся части каблука. Для плавного переката и формирования наружного свода стопы.
4. Приклеить вставку под пяткой (от середины, под углом 25-30?). Для формирования внутреннего и поперечного сводов путём скручивания переднего отдела стопы относительно заднего.
5. Приклеить вставку под головками 2-4 плюсны (под основаниями 2-4 пальцев ног). Для формирования поперечного свода и тренировки большого пальца. Обратите внимание: для приведённой стопы верх горизонтальный, для плоской и отведённой – выпуклый. Толщена вставки 3-5мм, в зависимости от возраста и степени уплощения стопы.
 
 
 
 
 
Ширина вставки №5 на рис. не идеальна, но достаточна для формирования поперечного свода при ручной доработке.
 
 

 


 
 
На фотографиях: реальная пяточная кость сзади и одна из первых моих доработок для профилактики и лечения плоскостопия. Приведённый ранее способ доработке более эффективный. Но этот тоже хорошо работает. 

Обратите внимание на пятку. Срез сделан с середины. Пятка сзади очень похожа на пяточную кость стопы (см. фото). Примерно те же углы. С боку заметно, что пятка скруглена и достаточно существенно. Доработка выполнялась обычным сапожным ножом. Видны зазубрины на боковой части подошвы. 

На пятке они были примерно такими же. Сейчас, практически идеально отшлифованная поверхность. Это говорит о том, на сколько загружен, в плане работы, данный элемент стопы. А значит, от того, как мы его грузим (под какими углами и т.п.) зависит формирование самой стопы.
 
Я специально показываю эти фото, для того чтобы вы не расстраивались из-за эстетического вида. Никто не обратит на это внимание. Принципиально важны ФОРМЫ. Мы так загружены мифическими проблемами вечного стремления за «морковкой» (как тот ослик, перед носом которого она висит), что не видим собственных детей.
 
Вспомните, пожалуйста. Как стоптана обувь у ребёнка, жены, мужа, отца, матери? Когда вы последний раз смотрели на свою подошву? …….
 
А теперь, что вы можете сказать о верхней части обуви подруги, товарища по работе? …… Уверен, в этом случае мы будем более многословны.
 
Поверьте, дети, которые ещё не интересуются (по крайней мере, до 6 лет) модой оденут то, что вы им хорошо преподнесёте. Сложнее другое. Очень тяжело психологически «портить» новую вещь, купленную за собственные деньги! Особенно, когда кто-то, а такой обязательно найдётся, из близких регулярно отпускает в ваш адрес фразы: «Ерундой занимаешься, лучше бы сделал …», «Все ходят и ничего», «Всё равно ничего не получится» и т.п.
 
Лично я приобрёл «иммунитет» на подобного рода реплики, только года через три. Вам придётся выбирать. Либо вы «портите» обувь, либо она калечит ваши и детские ноги! Есть, правда, и другой путь – организовать производство физиологической обуви (не путать с ортопедической). На мой взгляд – самое разумное решение. Но не всем под силу.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих! Дорабатывайте обувь, осваивайте физиологические движения, и вы увидите прекрасные результаты. Многие модели обуви, конечно же не позволят выполнить все мои рекомендации. Обувь просто развалится. Делайте хотя бы часть. Всё равно будет работать!
 
Углы на чертеже в основном максимальные. В зависимости от обуви и дефекта их можно уменьшить, но не больше чем на половину.
 
Более упрощенно (на своём примере, с фотографиями) процесс подрезания обуви изложил пользователь сайта, см. ссылку Как я подрезаю обувь (или — личный опыт пользователя сайтом).
 
Немного о носке обуви
Не буду расписывать физиологические проблемы, возникающие из-за ограничения подвижности наших с вами пальцев ног. Скажу одно. Связанные и замурованные узким пространством обуви, они способствуют формированию дефектов стопы, вместо своего прямого предназначения – стимулировать её правильное развитие. Решение этой проблемы очень просто и наглядно изложено на сайте forsole.com. Вот некоторые его рисунки:
 
      

Великолепно! Почти идеальная форма верха обуви. Обратите внимание на детские чешки. Просто прелесть! Осталось только убрать шов с внешней стороны и чуть изменить пяточку. Но даже в таком виде они на много полезнее современных сандалий и чешек. И вполне возможно, помогут исправить косолапие и плоскостопие у детей. Теоретически это возможно. 

Главное выявить первопричину дефекта. Тогда будет проще подобрать комплекс мер для исправления. Пробуйте! Это интересно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий