«…пока школы остаются в руках помещиков и капиталистов, поколение молодежи остается слепым и темным».
Немало сломано копий в обсуждении вопроса о современном российском образовании и воспитании.
Эксперты указывают на целый букет проблем российского образования:
• Кризис традиционной системы образования
• Низкая практическая направленность образования
• Низкий уровень финансирования
• Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования
• Слабое законодательство в сфере образования
• Массовый спрос на высшее образование
• Коррупция
• Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах
Да, действительно, все вышеперечисленные проблемы имеют место быть. Но на что эксперты ни коем образом не указывают, так это на корень проблемы – капитализм. Многие воскликнут, как так, причем тут капитализм? Давайте разбираться.
Итак, кризис традиционной системы образования. Здесь эксперты сетуют на то, что советская система разрушена, а на смену ей так и не пришло ничего нового и целостного. Хочу разочаровать горе-экспертов.
То, что мы с Вами видим на осколках советского образования и есть то «целостное», взлелеянное капитализмом «новое», что пришло на смену. Безусловно, государство, как инструмент правящего класса определяет политику в сфере образования, но не будем забывать о мировом разделении труда, в который попала наша страна после развала СССР. Интеграция началась гораздо раньше, здесь точкой отсчета можно считать хрущевский контрреволюционный переворот 1953 года. Ну, не об этом разговор.
Так вот, сегодня буржуазная РФ - это мировая бензоколонка, она стоит на низшей ступени «стоимостной цепочки», т.к. экономика перекошена в сторону сырьевой отрасли, а бензоколонке мозги не нужны.
Отсюда вытекает весь кризис системы образования в целом. Все, что необходимо для добычи ресурсов можно закупить за рубежом, остальное дело техники. Конечно, буржуазная РФ полна противоречий.
Например, как удержать в единых границах такую огромную страну без сильной, оснащенной передовым оружием армии. А это самое оружие желательно производить на собственной территории, дабы избежать разных случайностей при угрозе конфликта и во время его.
Но высокотехнологичное производство стоит дорого, развивается медленно, прибыль дает ничтожную по сравнению с валютными спекуляциями на бирже пенсионными накоплениями граждан, поэтому образование и наука в РФ еще теплятся, но дышат на ладан.
А если на развитие упомянутых сфер и вливаются средства из российского бюджета (например, Сколково), то они либо разворовываются, либо уже не находят применения, т.к. высококлассных специалистов нет. Одни уехали за границу в поисках лучшей жизни, другие трудятся на ТНК, третьи попросту умерли, кто от старости, кто от отношения буржуазной власти к той же российской науке и образованию.
Т.о. низкое финансирование образования и науки обусловлено погоней капиталистов и чиновников за сиюминутной прибылью. Ведь, они хотят обогатиться здесь и сейчас, а после нас хоть потоп. А потоп будет обязательно, критическая изношенность советских мощностей, нехватка специалистов, зависимость высокотехнологичных производств от иностранного оборудования, даже в военной сфере, тотальная коррупция не пройдут для буржуазной России даром.
И, я уверен, что первыми падения колоса на глиняных ногах ощутят трудящиеся и только потом, если у граждан хватит сознательности ( это работа коммунистической партии), сами виновники торжества – капиталисты. Колос уже падает, но буржуазия цепляется за жизнь всеми силами, а всевозрастающую дыру в бюджете государства российского перекладывает на наемных работников.
Но мы опять отвлеклись. Что там на очереди? «Низкая практическая направленность образования», думаю, что данный пункт нельзя рассматривать в отрыве от «падения престижности обучения в ПТУ и техникумах» и «слабой системы взаимосвязи между различными уровнями образования».
Как читатели могли убедиться выше, все в человеческом обществе взаимосвязано, и основано на экономическом базисе.
Банкротство, закрытие, разрушение и распродажа на металлолом советских предприятий «невидимой рукой рынка» повлекло за собой невостребованность инженерных профессий в стране, снижение приема на данные специальности в ВУЗах, отсутствие рабочих мест для специалистов среднего звена и соответственно снижение приема на данные специальности в техникумы и ПТУ.
Отсюда невостребованность преподавателей точных наук и спецпредметов, снижение их зарплат, падение престижа профессии.
Абитуриенты ринулись на юридические, административные и экономические специальности, создали переизбыток рабочей силы, пополнив армию безработных и опять же снизив заработную плату по профессии.
Цепочка «невостребованности» тянется дальше, но особо хочется отметить негативный фактор платности образования.
Потребность в высшем образовании у населения растет, но государственные ВУЗы и техникумы сокращаются. На их место приходят коммерческие структуры, которые и образовательными учреждениями назвать, язык не поворачивается.
Все, чем они занимаются, это, пользуясь спросом на высшее образование, выкачивают деньги из населения, а на выходе выпускник получает филькину грамоту. Такой специалист не нужен, как работодателю, так и буржуазному государству, поэтому его приходится заново переучивать на новой работе, если выпускнику посчастливится ее найти по своей специальности. Т.к. чаще всего этого не происходит и человек попадает на работу не по специальности, то престиж образования падает ниже плинтуса, люди платят деньги, чтобы просто поиметь корочку или отмазаться от армии. Отсюда конфликт, казалось бы родных друг другу людей: ученика и учителя, студента и преподавателя.
Деньги в образовательном процессе выходят на передний план, один готов платить за «ненужное» ему образование, второй готов брать взятки за нежелание учиться. Образуется порочный круг, разорвать который капитализм не в силах.
А как же капиталистический Китай, как же капиталистические США, Япония, Германия, ведь там очень ценятся высококлассные специалисты и наука бьет ключом. Не все так гладко и в этих странах. Если Китай - это мировая фабрика, то ему просто жизненно необходимо готовить инженеров и развивать образование, чтобы оставаться мировой фабрикой, чтобы задействовать свои и иностранные производственные мощности. Несмотря на это десятки миллионов китайцев являются безработными, а Китай находится лишь на 80 месте по уровню грамотности населения (Доклад ООН 2009 год). США, Япония, Германия стараются удержаться на пике стоимостной цепочки. Для этого они стягивают к себе специалистов со всего мира и торгуют патентами и идеями.
Несмотря на радужность описания, в этих странах капитализм делает свое грязное дело и средства, выделяемые на науку, сокращаются, в том числе и в США. Не будем забывать, что США сегодня мировой гегемон, несмотря на поползновения Китая, а Германия – гегемон европейский. И хотя сегодняшнее деление на национальные государства достаточно условно, т.к. бразды правления мировой экономики находятся в руках не лидеров государств, а собственников транснациональных компаний, то еще можно утверждать, что благодаря эксплуатации всего остального мира США и остальной Европы Германией, эти страны имеют неоспоримые преимущества в трате награбленного. Отсюда большие финансовые вливания в науку и образование. Еще раз повторюсь, сегодня ТНК самостоятельно занимаются развитием высокотехнологичных отраслей (Дженерал Электрик, Хьюлет Пакорт, Роллс-ройс), но не брезгуют и тем, чтобы залезть в карман к налогоплательщикам и попользоваться государственными грантами.
Стремление сбросить с себя всю социальную ответственность перед гражданами, буржуазное государство отдает на откуп капиталистам жизненно важные сферы медицину, страхование и образование. Рост коммерческих детских садов, яслей, школ, лицеев, колледжей (читай ПТУ), техникумов, институтов происходит по обоюдной договоренности государства и капиталиста, хотя это лишь формально, где Вы видели, как кузнец договаривается со своим молотом. Государство облегчает статьи дырявого бюджета, капиталист жаждет легкой наживы. Трудящимся некуда деваться ведь их чада должны получить путевку в буржуазную жизнь и капиталистический насос начинает выкачивать средства из Вас с самого рождения.
Простой пример. Давайте представим, что вам через месяц отправлять своего сына или дочь в первый класс. Вы открываете среднестатистический он-лайн магазин и видите: учебник по русскому стоит примерно 500 рублей, прописи к нему 100 рублей, математика 500, рабочая тетрадь к ней 150, «Окружающий мир» 2 части каждая 300, к ним тетрадь 200, сюда же две части литературы по 600, ну и информатика за 250.
Купить б/у учебники не всегда получиться, к сожалению, очень уж любит Министерство Образования менять программу. Итого 2900, а ведь мы даже не посчитали тетради, канцелярские принадлежности и школьную форму. В итоге выйдет что-то в районе 5 тысяч. А в будущем родителям предстоят разные поборы. То понадобится ремонт в кабинете, то в актовом зале, то нужно будет скинуться на новый спортивный зал или экскурсию.
«Не такие уж большие деньги» - скажет кто-то. Ну что же, предположим, что вы простой рабочий, вы зарабатываете где-то 15 тысяч (средние зарплаты по официальным сводкам брать не будем, так как считать средние зарплаты в стране, складывая деньги получаемые уборщиком и деньги получаемые директором Газпрома, а потом делить на их общее количество, было бы полным кощунством). Из своих, потом и кровью заработанных 15 тысяч вы платите налоги, выплачиваете по кредиту, и остаётся у вас тысяч 8, теперь на 5 из них вы покупаете то, что нужно вашему ребёнку в школе, а на протяжении всего учебного года с вас раз в месяц будут клянчить рублей по 500. Вот оно, «бесплатное» образование в действии.
Хотя, в статье 43 конституции РФ написано:
«Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Теперь в школах есть такой предмет как «обществознание», который рассказывает детям про то, как прекрасна рыночная экономика, как свята наша буржуазная конституция, как она стоит выше всех законов в обществе. На обществознании ученика научат, как открыть предприятие, как вести производство (как будто большинству эти знания пригодятся без оного капитала в кармане). Не удивительно, что вырастая «продукты» такого воспитания имеют следующее мнение: «Ты должен не работать, ты должен зарабатывать». Действительно, зачем же работать, пусть дураки работают на тебя, давайте все зарабатывать.
«У каждого гражданина в демократическом обществе должно быть не менее трех рабов».
- Платон
Особо рьяно ребёнку в школе, а может уже в детском саду, вдалбливается в голову антисоветская пропаганда. На каждом уроке при первой возможности упоминаются: «тоталитарный режим», «диктатура партии», «тирания», ну и, конечно же, бедный русский народ, который так сильно угнетался.
Рассмотрим пример из учебника обществознания, а конкретно часть параграфа о тоталитаризме:
«В (тоталитарном) обществе насаждались настроения взаимной слежки и доносительства. Под особое подозрение попадали так называемые «чуждые элементы»: представители «неарийских» наций, «паразитических» классов…».
- Обществознание. Учебник для 9 класса. Боголюбов Л.Н. и др.
Конкретно здесь следует отметить две вещи: во-первых, здесь мы видим приём, весьма характерный для современной России, как отождествление советской власти и фашизма. Во-вторых, особо радует то, что авторы выделяют слово «паразитические» в кавычки. С учётом того, что класс буржуазии носит откровенно паразитический характер, порой удивляет, с каким рвением буржуазные идеологи пытаются оправдать полезность буржуазии.
Вот и получается, что подрастающие поколения воспитываются кончеными эгоистами, антисоветчиками и, как следствие, русофобами, что явно не идет на пользу стране. А транснациональной буржуазии этого и не надо. Ведь сильная Россия, как государство, никому в капиталистическом мире не нужна, достаточно и разрозненных княжеств, чтобы выкачивать ресурсы, а население превратить в послушный скот. Это еще Гитлер предусматривал в своих захватнических планах, которые нашептывали ему немецкие и иностранные капиталисты. Да и Гитлер не был в числе первых, кто озвучивал подобные планы на счет России.
Т.о. «обновив» свой экономический базис, Россия получила и свою буржуазную надстройку, буржуазные институты, буржуазную культуру, буржуазное образование и буржуазные законы, закрепляющие собой сложившееся положение. Система начала воспроизводить саму себя, готовить тех специалистов, тех руководителей и тех учителей, которые ей нужны. Поэтому удивляться новой системе образования и воспитания не стоит. Нужно бороться с корнем проблемы – частной собственностью на средства производства, как это делали 100 лет назад большевики.
Несмотря на буржуазную пропаганду, всё больше людей оглядываются на советские времена, на ту же советскую образовательную систему, о которой Кеннеди говорил: «Советское образование – лучшее в мире. Мы должны многое из него взять…»
У советской власти было особое отношение к просвещению народа. И Владимир Ильич и Иосиф Виссарионович выделяли воспитание будущих поколений не просто как важное, а как главное направление советского развития.
Основных целей воспитания были две, их мы все знаем в виде знаменитых цитат: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством» Ленина, и «Кадры решают всё» Сталина.
В стране советов проходило обучение народа коммунистической нравственности и морали, разъяснение принципов классовой борьбы, классовых интересов и задач пролетариата. Шло воспитание нового человека, для которого общественные интересы стоят выше личных, для которого труд – это осознанная необходимость, а честный и самоотверженный труд – гордость и почет.
Обучение пролетариата теории марксизма-ленинизма, применение этой теории на практике должны были поднять сознательность масс, научить их управлять социалистическим государством, чтобы в итоге построить коммунизм. Советской власти нужны были умные и сознательные граждане.
"Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но мы... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством... в состоянии только богатые или взятые из богатых семей чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами... чтобы... к обучению этому начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту".
- В.И. Ленин, «Удержат ли большевики государственную власть?»
Обучение же кадров и специалистов было необычайно важным для социалистической экономики: экономический закон социализма – максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся, как материальных, так и духовных.
Индустриализация – лишь способ достижения коммунизма, где будет работать принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Для этого нужна материально-техническая база, которую невозможно построить без грамотных специалистов. Руководства коммунистической партии ставила цель – вырастить коммуниста-техника, коммуниста-инженера, коммуниста-учителя и построить их же силами новое общество.
«Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех - и у врагов и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью…
Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков - специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, - такова теперь задача…».
- И.В. Сталин «Речь на VIII съезде ВЛКСМ», ПСС, т.11
Но ни первое, ни второе не могло произойти без ликбеза. Ликвидация безграмотности подняла лапотную Россию на небывалую высоту. К 1940-му году грамотность в СССР поднялась до 90%, по сравнению с 20 % в 1913г. Не кривя душой, можно сказать, что развитие образования и науки в купе с другими достижениями Советской власти спасли нашу страну от порабощения фашистской Европы.
Пролетарское государство с сильной армией, с современной промышленностью, с лучшими в мире наукой и образованием, с реальными социальными гарантиями для трудящихся было лучшей рекламой коммунистической идеи и социалистической экономики для всего буржуазного мира.
Вот и получается, что в СССР воспитание и образование было важно и по экономическим, и по идеологическим причинам, в то время как буржуазному руководству по его идеологическим и экономическим причинам нужно совершенно другое. То, чтобы ваши дети росли необразованными баранами, аморфными и инфантильными, готовыми только потреблять.
Готовы ли Вы к такому будущему, хотя оно уже стучится в Ваши двери? Готовы ли Вы отдать своих детей в буржуазные школы, колледжи и институты, где воспитывают эксплуататоров и послушных рабов? А может пора уже осознать себя, как пролетариат, и начать классовую борьбу?
Иван Киселев, Кирилл Поляков
Комментариев нет:
Отправить комментарий