четверг, 7 января 2016 г.

Александр Суворов не любил зеркал…


Выдающийся русский полководец, генералиссимус, граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799) Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1929 года (или 1730).

Вспоминаем  о его изображениях…

Своей наружности Суворов не любил. Его облик не соответствовал оссиановским представлениям о герое. 

Современники знали, что Суворов требовал, чтобы в помещениях, где он останавливался, не было зеркал… 

Не любил Суворов и позировать художникам: эту повинность отбывал с неохотой, будучи на вершине славы. К суворовской героике обращались не только портретисты. 

Об образе Суворова в изобразительном искусстве написано несколько капитальных и дельных работ – стоит упомянуть только книгу М.Б. Стремоухова и П.Н. Симанского «Жизнь Суворова в художественных изображениях» и труд А.В. Помарнацкого «Портреты Суворова. 


Очерки иконографии». А ведь были ещё и монографии С.В. Козлова «Суворов в его изображениях», Н.М. Коробкова «Суворов. Жизнь и деятельность полководца в изображениях»… Мы расскажем лишь о наиболее ярких полотнах, рисунках и монументах, посвящённых герою.
Впрочем, и в самом массовом искусстве XVIII – XIX вв – наивном лубке – Суворов был представлен, в придачу – в окружении учеников – Кутузова и Багратиона. 

Раёшники на ярмарках показывали сюжеты из картинок, перемещавшихся на деревянном валике – подвиги генералиссимуса графа Суворова, переход через Альпы… 

По лубочным картинкам сотни тысяч русских людей узнавали облик Суворова, по бесхитростным подписям – постигали величие деяний полководца. Недурную стилизацию лубка – «Беспримерный переход Суворова через Альпы» – выполнил в наше время художник Виталий Ермолаев.
Достойных прижизненных портретов Суворова немного: впервые художник запечатлел Суворова в 1780-м, на пятидесятом году жизни, в Астрахани. Художник сработал робко и сухо. Более эмоционален портрет 1786-го, который принадлежит кисти великого Дмитрия Левицкого (1735 – 1822) – говорят, что писал он Суворова по памяти и слухам, у генерала не нашлось времени для сеансов. Немало подражаний вызвал этот скромный портрет. Но нашлись и новые ракурсы.
Несколько небольших портретов и зарисовок Суворова создано в Польше, после падения Варшавы. Жан Пьер Норблен де ла Гурден, (Norblin de la Gourdaine) (1745-1830) – французский художник бельгийского происхождения, сочувствовавший Тадеушу Костюшко и другим польским мечтателям. 

Тридцать лет он работал в Варшаве и стал летописцем Польской кампании 1794 года. Его отношение к Суворову было далеко не восторженным. Но запечатлел он победителя Польши талантливо! Норблен видел Суворова, рисовал с натуры. Иногда его зарисовки называют шаржами – и напрасно. Суворовские рисунки Норблена «открыли» в Винницком музее только в 1950-е годы!
В 1799 – 1800-м годах было создано два портрета, имеющих прямое отношение к герою и немало фантастических вариаций на тему вошедшего в великую моду полководца. У Йозефа Крейцингера Суворов вышел вылитым немцем, больше того – австрийцем. Чопорный, носатый потомок рыцарей, да и только Иоганн Шмидт в Праге изобразил усталого полководца в рубашке…
Денис Давыдов любил поворчать на художников – и ему почему-то понравился портрет Крейцингера: «не нравится мне ни один из его бюстов, ни один из портретов его, кроме портрета, писанного в Вене во время проезда в Италию, с которого вернейшая копия находится у меня, да бюста Гишара, изваянного по слепку с лица после его смерти: портрет, искусно выгравированный Уткиным, не похож: он без оригинального выражения его физиономии, спящ и безжизнен». 

Знаменитых гравюр было две – А. Флорова и Н. Уткина. Добавим к этому списку несколько прижизненных и первых посмертных миниатюр – и получим канон, на основании которого творили художники в позднейшие времена.

 Портрет кисти Иосифа Крейцингера многим казался холодноватым. А Денис Давыдов его любил!
Портрет кисти Иосифа Крейцингера многим казался холодноватым. А Денис Давыдов его любил!

На памятной медали 1791 года в шкуре немейского льва Суворова изобразил художник-медальер К. Леберехт, донесший до нас черты лица полководца.
Получив фельдмаршальский жезл, в Варшаве, Суворов, предположительно, встречался с художником К. Бэконом, который в 1795-м году создал несколько миниатюрных портретов полководца.
Миниатюры Бэкона и портреты «типа Левицкого» стали основой рисунков английского художника Д. Аткинсона. В свою очередь, портреты Аткинсона были использованы авторами многочисленных гравюр (например, Д. Уокером). В 1799 году, перед отъездом Суворова в европейский поход Ксавье де Местр написал миниатюрный портрет фельдмаршала. 

Портрет утрачен, но ему мы обязаны изображениями Суворова на гравюрах А.Осипова. В Вене – повторим! – парадный портрет полководца написал известный придворный художник Крейцингер, впоследствии дважды повторивший суворовский портрет с некоторыми вариациями. 

Современники считали, что Крейцингер «онемечил» Суворова, привёл его облик к европейским стандартам. Но Денис Давыдов высоко ценил крейцингеровский портрет, а строгую настороженность Суворова, облачённого в австрийский мундир, можно объяснить тем, что при дворе полководец и впрямь ощущал скованность. 

В Италии небольшой портрет Суворова написал неизвестный художник, уловивший одухотворённый суворовский взгляд. Простая белая рубаха, аннинский крест на груди… Идею этого портрета через много лет подхватит художник Николай Авенирович Шабунин (1866-1907), много работавший для музеев Суворова. У Шабунина суворовский взгляд вышел молитвенным. Мне по душе шабунинский портрет Суворова. Но вернёмся к прижизненным портретам полководца.
Н.Шабунин. Портрет А. В. Суворова. 1900_г.

Н.Шабунин. Портрет А. В. Суворова. 1900г.

В Праге, в 1800-м году, усталый Суворов позировал художнику И. Шмидту, чей портрет стал основой многочисленных подражаний и двух популярных гравюр – Н.И. Уткина и А. А. Флорова. 

Работы Бэкона, Аткинсона, Крейцингера и Шмидта стали каноническими для авторов посмертных парадных портретов Суворова – Фросте, Штейбена и др.

Художник Иоганн Генрих Шмидт запечатлел Суворова в Праге, когда генералиссимус возвращался из последнего похода... По мотивам этого портрета создано несколько популярных гравюр

Художник Иоганн Генрих Шмидт запечатлел Суворова в Праге, когда генералиссимус возвращался из последнего похода… По мотивам этого портрета создано несколько популярных гравюр

Это Шмидту перед сеансом Суворов сказал: “Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны; но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего; во всю жизнь мою никого не сделал несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписывал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик (тут вскочил на стул); при приливе и отливе счастия уповал на Бога и был непоколебим (сел на стул) как и теперь”.
В Англии, Германии, Франции, Австрии, появлялись и суворовские портреты, не имеющие ничего общего с реальным обликом Суворова. 

Суворов на них напоминает «злого разбойника» Бармалея из иллюстраций Конашевича… Из портретов советского времени самостоятельным взглядом на Суворова поражает работа Н.М. Аввакумова (1908 – 1945), оконченная в 1941-м году. 

Грозный старец всматривается в альпийские туманы, придерживает рукоять сабли… У Авакумова получился несгибаемый и суровый «Суворов в Альпах» – аскет, старец. Этот запоминающийся рисунок растиражирован на почтовых марках СССР. 

Нельзя не подчеркнуть: в сороковые годы Суворов был современен как никогда. Аввакумов воспевал советскую героику – и Суворов у него вышел олицетворением мужественности и силы. Святогор-богатырь!

 Юрий Аввакумов. Суворов в Альпах.

Николай Аввакумов. Суворов в Альпах.

Иностранцы нередко восхищались Суворовым. Но идеологи Запада предпочитали видеть в русском полководце угрозу. Для них он слыл варваром, вешателем, душегубом. 

Тома клеветы на русского полководца фабриковали в Париже и в Лондоне. Зарубежные портреты, лишённые сходства, передают тамошние представления о Суворове. Спрос на изображения Суворова в 1799 году значительно превышал возможности художников, хотя бы однажды видавших русского льва.

Таким зарисовал Суворова, покорителя Варшавы, французский художник Жан-Пьер Норблен

Таким зарисовал Суворова, покорителя Варшавы, французский художник Жан-Пьер Норблен

Предприимчивые англичане даже выдавали за портрет Суворова гравюру, изображавшую генерала Вашингтона. 

Более популярной была гравюра, изображавшая дюжего устрашающего усача с такой подписью: «Этот замечательный человек находится сейчас в расцвете жизненных сил. Он ростом 6 футов 9 дюймов (около двух метров – прим.), он не пьет ни вина, ни водки, ест лишь раз в день и каждое утро погружается в ледяную ванну. Он ничего не носит на голове ни днём, ни ночью. Когда испытывает усталость – заворачивается в простыню и спит на открытом воздухе». А Суворов так любил за обедом выпить рюмку тминной! Да и ростом был невелик…

Замечательный портрет Суворова создал в конце XIX века художник Валентин Серов
Замечательный портрет Суворова создал в конце XIX века художник Валентин Серов
Отметим, что злые карикатуры на Суворова при жизни полководца публиковали не только французы, с которыми Россия воевала, но и союзники – англичане.
Самую известную из «суворовских» картин, несомненно, создал Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) – «Переход Суворова через Альпы». 


Работая над своим эпическим полотном, Суриков создал несколько рисунков – портретов полководца. Фольклорный характер, когда между шуткой и подвигом пуля не пролетит – вот что такое Суворов Сурикова. 

«Переход Суворова через Альпы» – одно из основополагающих полотен русской живописи. Из тех, что выражают народную душу. 

Приступив к работе над суворовской темой, Суриков отправился в Швейцарию, в Альпы. Не только ради этюдов с натуры. 

Суриков хотел прочувствовать Альпы, уловить ощущения своих героев. Художник скатывался с крутых склонов, испытывая практикой сюжет задуманной картины. Спуск, полёт, в исполнении Сурикова захватывают дух. Суворов с восторгом глядит на своих богатырей, а солдаты учатся у «отца - Суворова», который летит на рискованно скользящем рысаке. 

Солдаты-суворовцы на суриковской картине – не однородная масса: разные типажи, пёстрые костюмы. Это – народ, состоящий из самобытных характеров. 

Упрямый, непобедимый вдохновенный народ. Тот же сюжет в 1904 году использовал А.Н. Попов. Полемизируя с Суриковым, Попов показал мучительные трудности медленного перехода. Всадник Суворов, укутавшись в отцовский плащ, с тревогой глядит вдаль.
Такой портрет Суворова создал Суриков во время работы над полотном "Переход Суворова через Альпы"
Такой портрет Суворова создал Суриков во время работы над полотном “Переход Суворова через Альпы”

В длинном списке художников-баталистов, обращавшихся к суворовской теме, есть истинные энтузиасты Суворова, посвятившие полководцу лучшие годы творческой биографии. Это – А.И. Шарлемань, А.Е. Коцебу, А.Н. Попов, Н.А. Шабунин, Н.С. Самокиш, Н.М. Авакумов, В.М. Бескаравайный, О.Г. Верейский… 

И эстетика русского XVIII века, и военная героика, и эксцентрический характер Суворова – всё пленяло живописцев. 

Всплески интереса художников к Суворову наблюдались на рубеже веков, в пору суворовских юбилеев и в 1940-е-50-е годы, когда тема ратного подвига была особенно актуальной. Активными заказчиками «суворовской» живописи были военные институты и музеи. Замечательную стилизацию парадного портрета выполнил в 1946-м году П.П. Соколов-Скаля.

Памятник суворовским солдатам у Чёртова моста, в Швейцарии. Крест, высеченный в скале.

Памятник суворовским солдатам у Чёртова моста, в
Швейцарии. Крест, высеченный в скале.

Интерес иностранных баталистов вызывали европейские кампании Суворова – польский, итальянский и швейцарский походы. 

Итальянцы, французы, австрийцы, англичане – художники стран, вовлечённых в наполеоновские войны – обращались к фактуре суворовских сражений. 

Разумеется, очень немногим удавалось создать полноценный образ Суворова. К. Жослин, Дж. Вендрамини, Строетти, Дюплесси-Берто, Гренье, Скотти, Кобель, Синглтон, Портер, Стейнлейн, Л. Гесс – далеко не полный интернациональный список баталистов, работавших над «суворовскими» гравюрами и картинами, впечатляет. 

Этот список скорее говорит о внимании Европы к Суворову, о важном политическом значении европейских походов русской армии, чем о творческих взлётах академичных баталистов. 

Русским художникам был гораздо лучше известен суворовский феномен – и потому отечественные интерпретации суворовского образа заслуживают более пристального внимания.
Штурм Измаила 11 декабря 1790 года. М.Иванов создавал картину прямо во время сражения
Штурм Измаила 11 декабря 1790 года. М.Иванов создавал картину прямо во время сражения

Штурм Измаила ещё при жизни Суворова был воспет акварелью М.М. Иванова и маслом Франческо Казановы. 

Заказчиком французского баталиста Казановы была сама императрица, желавшая обессмертить военные свершения своих генералов. 

Любопытна картина А. Зауервейда «Переход через Чёртов мост» (1803), на которой Суворов изображён в широкополой шляпе и свободной белой рубахе. В 1820-е годы к суворовской теме обратился художник Александр Осипович Орловский – польский дворянин, ставший патриотом Российской империи. 

К величайшему сожалению, художник, столкнувшись с несправедливости, уничтожил своё произведение… Дело в том, что начальник Главного штаба П.М. Волконский отказал Орловскому в праве преподнести картину государю, ибо на мундирах художник изобразил на одну пуговицу больше, чем это предписывалось Павловским уставом… 

От таких службистов-буквоедов всю жизнь изнывал Суворов, пострадал от них и художник Орловский. По давнему наброску Орловского «Суворов в походе» мы можем лишь угадывать, что художник восхищался стремительностью Суворова, лихого всадника. Акварельный эскиз Орловского по настроению напоминает работу А. Лормана «Суворов на маневрах».
В 1843 году вышла в свет книга Н.А. Полевого «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск». Иллюстрации к этой книге быстро стали классикой жанра. 

Три художника – Т. Шевченко, А. Коцебу и Р. Жуковский – графически воссоздали множество сюжетов из жизни полководца, эти рисунки стали украшением многих книг о Суворове, в том числе – и современных. 

Для Коцебу книга Полевого стала первым, но далеко не последним опыт прикосновения к суворовской теме. А вольнолюбивый Тарас Григорьевич Шевченко, вероятно, испытывал сложные чувства, прославляя подвиги великого охранителя – польские победы, поимку Пугачёва… Со своей работой Шевченко справился превосходно!
Академик А.И. Шарлемань – образцовый придворный баталист – с особой торжественностью преподносит сюжет «Встреча в Милане 18 апреля 1799 года» (1858). Среди католической и парадно-армейской пышности Суворов в поклоне поднимается по ступенькам.
Из многочисленных и разножанровых работ Коцебу, посвящённых деяниям Суворова, к наиболее удачным можно отнести «Сражение при Нови» и «Переход русских войск через хребет Паникс в 1799 году». Влиянием лубка выделяется более ранняя работа художника – «Бой на Чёртовом мосту». На этой картине Суворов дирижирует шпагой, стоя на камне. Коцебу быстро отказался от этой манеры – и усилил драматизм военной героики.
Человечность и простоту Суворова, его народный юмор, удавалось отобразить Н.А. Шабунину. Кроме замечательного портрета Суворова, упомянем шабунинскую картину 1901 года «Суворов беседует с крестьянами в селе Кончанском». 

Шабунин не считается с этикетом исторической живописи, его всерьёз интересует феномен Суворова. Глядя на картины Шабунина, мы понимаем, что художник – современник Толстого и Чехова. Суворовский цикл он создал к столетию смерти полководца, в 1899 – 1900 годах. 

Да, это глаза Суворова, каким мы его знаем по сохранившимся письмам и приказам, по легендам и песням. Суворов одухотворённый, кроткий, смиренный. Глядя на этот портрет, представляется Суворов холодной весной 1800 года, составляющий Канон Господу.

В середине ХХ века художник Андрысек вспомнило пребывании Суворова в Богемии, в городе Колин...
В середине ХХ века художник Андрысек вспомнило пребывании Суворова в Богемии, в городе Колин…

Благородным, иронически настроенным старцем увидел Суворова замечательный русский советский художник, ленинградец Константин Иванович Рудаков (1891 — 1949). 

В годы войны Суворов был для нашего народа насущной необходимостью. Рудаков – маэстро книжной графики и виртуозный портретист – увидел в Суворове не монумент, а человека. 

Рудаков был величайшим художником книги, своим героям дарил тепло собственной души. Вот и Суворов с рисунка Рудакова шагает нам навстречу.

Один из лучших портретов Суворова написал замечательный художник Константин Иванович Рудаков

Один из лучших портретов Суворова написал замечательный
художник Константин Иванович Рудаков

Николай Семёнович Самокиш (1860 – 1944) успел поработать и в имперской, и в советской военной героике. Плодовитый баталист, Самокиш написал 40 рисунков для книги А.И. Красницкого «Русский чудо-вождь. А. В. Суворов- Рымникский, князь италийский. Жизнь и подвиги».
Не раз обращался к суворовской теме художник Орест Георгиевич Верейский (1915 – 1993), прославленный иллюстратор «Василия Тёркина». 

Настоящий литературный художник, Верейский был виртуозом характерности. Поклонники картин «Суворов среди солдат на привале», «Суворов в Праге», «Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила», «Суворов и Багратион во время Швейцарского похода» оценили талант Верейского. 

А чего стоит противостояние характеров в рисунке «Суворов и Павел I»! Увлечённость темой, умение уйти от шаблона, выразив глубоко личное отношение к герою – всё это позволило художнику создать, пожалуй, лучшую сувориаду ХХ века. Наиболее интересна, на наш взгляд, картину «Суворовские чудо-богатыри на марше» – очень точная метафора «солдатского генерала».

И.А.Раздрогин. Портрет суворовского чудо-богатыря Ильи Осиповича Попадичева. 1966 г.

И.А.Раздрогин. Портрет суворовского чудо-богатыря Ильи Осиповича Попадичева. 1966 год.

Заслуженно вошла в «суворовский канон» картина советского художника Владимира Митрофановича Бескаравайного «Приезд Суворова в Петербург 20 апреля 1800 года» (1969). 

Трудно представить себе лучший рассказ о последних, трагических днях жизни Суворова. Опытный иллюстратор, Бескаравайный, как и Верейский, тонко чувствует драматургию сюжета, знает и любит своего героя.
Из работ современных художников отметим полотно Татьяны Назаренко «Пугачёв» (1980), получившее шумную известность в 1980-е годы. Это – серьёзное осмысление солдатского долга, многомерной сложности исторических коллизий. 

Т.Назаренко вспоминает: «Это самая скандальная моя работа. О ней очень много написано. Её несколько раз снимали с выставок. Она провисела у меня в мастерской 13 лет. Суворов везёт Пугачева на казнь… Естественно, такая трактовка вызвала недоумение властей… В основу было положено мое восхищение людьми действия. Сегодня он — герой, а завтра — палач. В следующую эпоху он будет снова героем. Все мои исторические картины даны с таким подтекстом. В том же “Пугачеве”, в углу, где рукописи, у меня мелкими буквами, но так, что можно разобрать, надписи: какими полками командовал Суворов в этом походе и другие документальные сведения». Суворов у Назаренко получился иконописный – он беззлобно смотрит на бунтаря в красной рубахе.

Артист Николай Черкасов-Сергеев в роли Суворова

…В противоположность драматичной сувориаде прошлого, совсем недавно, в 1998-м году, О.В. Калашникова написала цикл очень мирных картин «Дорогами А.В. Суворова» – имеются в виду альпийские маршруты полководца.
Зарубежные портреты, лишённые сходства, передают тамошние представления о Суворове. Отметим, что злые карикатуры на Суворова при жизни полководца публиковали не только французы, с которыми Россия воевала, но и союзники – англичане.
Суворов смотрит на нас и с полотен современных живописцев, в каждой воинской части есть портрет Суворова. А как иначе?

Артист Николай Черкасов-Сергеев в роли Суворова

Блокадный Ленинград, 1942 г. Клятва бойцов у могилы Суворова.
Блокадный Ленинград, 1942 год. Клятва бойцов у могилы Генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий