суббота, 16 января 2016 г.

Хабаровск в 2015 году вошёл в тройку лидеров рейтинга «Город России - 2015»


Первое письменное упоминание Даурских земель относится к середине XVII века.
В 1858 году на месте будущего города заложен военный пост, названный Хабаровской в честь первооткрывателя этих мест. В 1893 году поселок становится городом и получает имя Хабаровск. В это время Хабаровск крупнейший торговый центр на Амуре. В 1897 году открыта железная дорога между Хабаровском и Владивостоком.
Более 350 лет назад русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е.П. Хабаровым «Чертёж реке Амуру» и отчёт в Москву, в котором он писал: «…Даурская земля будет прибыльнее Лены… и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно…» С тех пор интерес российских правителей к Дальнему Востоку не утихал.

В честь замечательного землепроходца военный пост был назван Хабаровкой. Тридцатого мая 1858 года его заложили солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я.В. Дьяченко.

Хабаровску основали в очень удобном месте, на слиянии рек Амура и Уссури. Благодаря этому Хабаровка начала быстро развиваться. Пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами оказались весьма прибыльным делом и привлекали множество людей со всей России. Уже через шесть лет с момента основания Хабаровки военный топограф Михаил Любенский разработал план застройки нового поселения.
Спустя ещё четыре года Хабаровку с Владивостоком связала телеграфная линия. Через несколько лет был построен речной порт. Население поселка возросло почти в три раза. Понадобились школы и училища. В 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.

К 1880 году Хабаровка выросла до довольно крупного посёлка. Он стоял на перекрёстке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. Очень скоро Хабаровке решили присвоить статус города и в 1884 году перенести сюда из Николаевска-на-Амуре столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. 

В это время Хабаровка получает свой первый герб, который делается гербом генерал-губернаторства. 

Вот как он выглядел: "В серебряном щите, лазуревый столб, между двух чёрных сопок, с червлёными пламенами. Щит увенчан древнею, царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровской лентою". 



Чёрные сопки символизировали камчатские вулканы. Герб Хабаровки относится к разряду гербов почётной геральдики, о чём свидетельствует вертикальный столб в середине.
В 1893 году город переименовывают в Хабаровск. К этому времени он становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь организуют свои производства купцы, они же занимаются доставкой и продажей товаров. 



Развивается строительство, ведь торговым людям требуется множество построек. Это доки, склады, лавки и магазины, личные дома. Часть возведённых в те годы строений сохранилась до наших дней и теперь реконструируется.
В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. Одиннадцатого февраля 1894 года здесь состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества. 

В том же году начинает выходить первая хабаровская газета "Приамурские ведомости". Осенью в городе открывается свой театр. Развивается система образования: в 1895 году начинает приём учеников техническое железнодорожное училище.
На Дальнем Востоке очень быстрыми темпами идёт строительство железных дорог. В 1897 году началось железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком.
Население города быстро росло. Уже к концу XIX века оно составило более 15 000 человек. В 1900 году вводится в строй телефонная станция. В этом же году открывается Хабаровское реальное училище. 

На месте старой Иннокентьевской церкви начинают строить новый храм. Он возводился на стромные взносы прихожан и средства, пожертвованные известными городскими купцами. В дальнейшем судьба этого храма сложилась нелегко, но теперь он восстановлен и реставрируется.

В городе быстрыми темпами развивалась промышленность. появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. 



В 1902 году состоялась торжественная церемония приёма в строй окружных артиллерийских мастерских "Арсенал". К концу столетия в Хабаровске уже существовали маслобойный, 4 пивоваренных, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы.
В те годы в России усиливается политическое движение всевозможных форм и направлений. Это не могло не затронуть теперь уже очень крупный город Хабаровск. В декабре 1905 года здесь прошла забастовка почтово-телеграфных работников города, бывшая продолжением Всероссийской политической стачки. 



На несколько дней была прервана связь Хабаровска с центральными частями страны. Она обошлась без тех страшных последствий, что произошли в крупнейших городах России. В 1906 году возникает Хабаровская социал-демократическая группа. В январе она организовала массовую демонстрацию, посвящённую годовщине событий "Кровавого воскресенья".

После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией в городе обосновалось военное руководство Приамурского военного округа - командующий и штаб. Хабаровск становится ещё и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году создаётся база Амурской флотилии.
В 1913 году в Хабаровске проходит грандиозная "Выставка Приамурского края в ознаменовании 300-летия Дома Романовых", приуроченная ещё и к 55-летию города.

К этому времени полным ходом идёт строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна соединить Дальний Восток и Восточную Сибирь с европейской частью России. 

Уже были построены Уссурийская (Хабаровск-Владивосток) и Забайкальская железные дороги, началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через реку Амур в Хабаровске. 



Спроектировал это грандиозное по тому времени сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Его проект, как и башня Эйфеля, получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. 

В 1916 завершилось строительство трёхкилометрового моста-гиганта, который стал завершающим звеном Транссибирской магистрали. Великолепный мост через Амур до сих пор является визитной карточкой Хабаровска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий