Ночь с 21 на 22 декабря является самой длинной, а дни 21 и 22 декабря соответственно самые короткие. 22 декабря — день зимнего солнцестояния, в это время солнце максимально опускается в южное полушарие неба, и наступает астрономическая зима. На Руси , как и в некоторых других славянских землях, 22 декабря отмечали удивительный праздник Корочун (Карачун) - второе имя Чернобога, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год.
Считалось, что суровое божество смерти, повелевающее морозами и зимой, берёт в этот день власть над миром. Согласно поверьям, Карачуну прислуживают медведи-шатуны, в которых превращаются бураны и метели-волки.
Люди верили , что зима студёная длится по медвежьему хотению: повернётся медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме до весны пройти осталось ровно половину пути.
Так и поговорка гласит: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
Одним из главных атрибутов праздника был костёр, одновременно олицетворяющий и призывающий свет солнца. В этот день люди повсеместно разводили огонь, кострами помогая возродиться Солнцу. Человек осознавал себя частью Природы и принимал посильное участие в процессах, происходящих в ней, также пекли ритуальные караваи, по форме напоминающие солнце.
Когда наступила Зима, дни стали укорачиваться, а ночи становились всё длиннее и длиннее. Злой дух Карачун послал на землю своих помощников, разузнать: когда Зима войдёт в полную силу, чтоб он мог выбраться на волю из подземного царства да разгуляться вдоволь.
Первым пошёл Медведь-шатун, обернулся он бураном и давай бродить по лесам, снег поднимать да ломать деревья. Ну, а вернувшись, сообщил, что рановато ещё. Солнце пока что слишком ярко светит и всё же греет, а ночи слишком коротки. Подождал-подождал Карачун и во вторую очередь отправил Волка. Обернулся Волк Метелью, носился с воем по полям да лесам, а когда вернулся - рассказал, что изменилось всё не сильно. Что дни ещё слишком длинны, а Солнце слишком тёплое. Надо ждать.
И терпел Карачун до самой длинной ночи. Дождался, вылетел из своего убежища, дохнул суровым морозом и отправился дела творить. Всю ночь он метался в рьяном угаре по лесам и полям, валил вековые ели, сугробами заметал дороги, морил всё живое, что попадалось на пути, но вот до людей добраться не смог…
Они в своих избушках, как в крепости: с тёплой печкой-то! На утро, с первыми лучами Солнца, поспешил Карачун восвояси. И сидит он в своём подземелье, ждёт следующей, самой длинной и тёмной ночи.
А поутру проснусь люди, видят: Солнышко на них выглядывает, Мороз искрится за окном, снега за ночь до крыш намело!
“Вот и пришёл Карачун Зиме! Солнце на Лето, а Зима на Мороз повернулись”, - говорят в народе.
До сих пор понятие «карачун» используется в смысле погибели, смерти. Говорят, например: «пришёл ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун», но слово «карачить» имеет и другие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело.
Карачун (Корочун) он, именно, потому, что заставляет дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком. На этот день существуют специальные приметы.
Так, если 22 декабря на деревьях появляется иней, это обозначает богатый урожай зерна; с какой стороны на этот день подует ветер, с той стороны будет дуть он до Весеннего равноденствия.
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, погружая её в почти смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун.
Мороз — просто повелитель зимних холодов. В наши дни Мороз – герой народных сказок, превратившись в Морозко, Мороза Ивановича, Мороза Красный Нос, а затем и любимого Деда-Мороза, из года в год замещая Карачуна-Чернобога, стал более известен и почетаем, хотя Карачун, если принимать во внимание древние поверия, - это суровое божество смерти, повелевающее морозами и зимой и по значимости превосходящееи.
Ничто не вечно под луной и после возрождения солнца на третий день, когда прибыль солнечных минут становится наиболее заметной (“Cолнце наберёт силы”), народ начинает праздновать Коляду – день рождения нового Солнца.
Для чего сегодня говорить о старинных праздниках и преданиях? Да, чтобы задумываться о своих корнях и не быть «иванами, родства не помнящими». Не забывать , что понятие "народ" не тождественно понятию "население"?
Народ — это те, кто живёт Родами на своей Родине. Население же — все, кто проживает в данной местности, включая чужестранцев-чужеземцев, иноверцев, когда таких "включений" становится большинство или даже они верховодят, то преобладают традиции не родные-народные , а чуждые-чужеземные.
Духовная опора, простирающаяйся по шкале времени на века и больше – это не только религия и всё ей сопутствующее, но и память, связывающая современников с древними поколениями, та сила, которая не ограничивает свободу вероисповедания, не претендует на первосвятость, но позволяет потомкам увидеть, почувствовать, осознать нескончаемое продолжение жизни.
Да здравствует Солнце! Да скроется Тьма!
Комментариев нет:
Отправить комментарий