Часто мы слышим, что культура, достойная называться Культурой, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад, а до этого, мол, были лишь примитивные, варварские культы, связанные с человеческими жертвоприношениями. Одним словом – «мрак язычества».
Давайте-ка разберёмся, справедливо ли это?
Обычаи и верования наших предков, которые кто-то считает забытыми, до сегодняшнего дня продолжают своё существование в наших повседневных обычаях.
К примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кошку? Многие сейчас ответят: на счастье. А ведь перечисленные традиции сохранились с древних времен.
Мы так подробно изучаем египетских Богов, каждый ученик знает хоть один греческий миф, а своих корней не знаем, как будто их и вовсе нет – разве это справедливо? Нас спросят: а для чего нам это? На что нам Перун и Сварог, водяные и лешие? В ответ на это хочется спросить, а годится ли нам не помнить, откуда мы родом?
Итак, начнем. В наши дни религиозные верования славян принято называть язычеством – от слав. «языцы» – племя, народ. Язычник не уклоняется от решения проблем, которые ставит перед ним жизнь. Преодолевая трудности, он познает окружающий мир, природу, самого себя.
Язычник видит божественное во всём и рассматривает всё как проявление божественного. Истоки славянского язычества лежат за много тысячелетий до начала нашей эры.
Наши далёкие предки – древние славяне – находились в неразрывной связи с природой. Природа не делилась на живую и неживую – всё, что окружало человека, было наделено жизнью. Зверь, дерево, камень, облака, небесные светила были живыми существами, они могли помогать людям, а рассердившись, творили зло и приносили несчастья.
Как полузабытое воспоминание о таком отношении к природе, в нашем языке сохранились выражения: «солнце село (спряталось) за тучу», «дождь идёт», «земля дышит», «небо нахмурилось» и т.д.
Мир в представлении людей делился на три части: Небо, Землю и Подземное царство мертвых. Небо и Земля считались живыми существами, супругами, от которых родилось всё живое.
Бог Сварог – владыка Вселенной, он управляет движением Солнца, а Мать Сыра Земля заботится о том, чтобы поля давали хороший урожай.
Бог Велес является владыкой Подземного царства. Этот образ мира сохранился и в изображении Мирового Древа, высокого и могучего, связующего между собой Небо (Правь), Землю (Явь) и Царство мертвых (Навь).
Бог Велес является владыкой Подземного царства. Этот образ мира сохранился и в изображении Мирового Древа, высокого и могучего, связующего между собой Небо (Правь), Землю (Явь) и Царство мертвых (Навь).
Среди Богов, которые были известны нашим Предкам, выделяется Перун Бог грозы, плодородия и войны, покровитель воинов. Явление грозы, молнии есть самое поразительное из явлений природы; немудрено, что древние люди дали ему первое место между всеми другими явлениями; они не могли не заметить благотворного влияния грозы на жизнь природы.
Наконец, значение верховного Божества-правителя молния получала в глазах людей по причине своей страшной силы, действующей быстро и непосредственно. Как было отмечено ранее, также особенно чтили Бога Велеса – в Явном мире Бога живой Природы, торговли и богатства. Велес правит и подземным миром, в его власти находятся источники воды и души умерших, он заботится также и о том, чтобы плодился скот, а в лесах не переводилось зверьё. Его представляют в виде медведя или быка.
Между Велесом и Перуном постоянно происходит борьба. Воспоминание о «скотьем боге» долго сохранялось в народных обычаях и обрядах.
Мокошь (Макошь), супруга Велеса, ведет свое начало от Матери Сырой Земли. Она – Всеобщая Мать, Судеб пряха, Хозяйка жизни, Богиня плодородия, покровительница женских работ и женской судьбы. Есть у славян и другие Боги, о них мы поговорим в следующий раз.
Славяне исповедовали культ природы, и особо почитаемыми животными у них были медведи, лоси, олени, кабаны, волки, зайцы. Культ предков в образе животных часто изображает русская сказка – вспомним хотя бы превращение прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку. Волк в наших сказках встречается очень часто, он помогает людям.
Не меньше, чем животных, славяне почитали и растения, особенно деревья. Дуб считался деревом Перуна, скорее всего, из-за того, что в него часто ударяла молния. Не меньшим почетом пользовалась и берёза. Вокруг неё по весне водили хороводы, украшали её лентами и приносили угощение. В народных верованиях дуб символизирует мужское начало, а берёза – женское.
Об одних Божествах существует много мифов и преданий, о других очень мало. Поэтому многие мифы приходиться восстанавливать, опираясь на те знания, которые удалось по- черпнуть из разных источников.
Духовный мир славянина весьма колоритен, глубок и многообразен. А Древняя Вера была настолько распространена, что и после принятия христианства наши предки оставались верны заветам дедов своих очень долго. Большинство древних славянских верований и обычаев продолжают соблюдаться до сих пор, они живут и сегодня в обрядах Святок, Масленицы, Троицы и других народных праздников.
Жизнь славянина красна праздниками: к ним приурочено большое количество народных сказаний, поверий и обычаев. Коляду празднуют в конце декабря, в день зимнего солнцестояния, после самой долгой ночи года, когда, по поверью, умирает старый мир и рождается новый – вместе с рождением нового Солнца.
Масленицу (Комоедицу, Ярилин день) наши предки праздновали не в феврале, как сейчас, когда свирепствуют метели и весной даже не «пахнет», а в день весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи и под лучами набирающего силу весеннего солнца пробуждается природа. Весну «закликают» специальными песнями-закличками, музыкой гудков, жалеек, свирелей и сопелей, а также хороводами и весёлыми играми. Хозяйки пекут печенье в виде птиц-жаворонков, а дети раскладывают их на крышах амбаров и сараев, приглашая перелётных птиц вернуться.
В самый длинный день года, в день летнего солнцестояния, когда небесное светило делает первый поворот на зиму, празднуется Купало (Купала). В день перед Купалой женщины собирают лечебные и волшебные травы, по поверью, набирающие наибольшую силу к этому дню. С наступлением темноты по берегам рек и озёр зажигаются праздничные огни – высокие костры-«купальцы».
Славяне, разодетые во все яркое и пёстрое, с венками из цветов на головах, водят вокруг костров праздничные хороводы, а молодёжь играет в купальские игрища. Взявшись за руки, парень с девушкой перепрыгивают через пламя костра, а потом вместе купаются в ночи, таким образом, очищаясь Водой и Огнем. Другие же отправляются искать цвет папоротника «златоогненный цвет» русских сказок, который зацветает лишь раз в году в полночь на Купалу и с которым связаны поверья о кладах, зарытых в лесных дебрях.
С наступлением осеннего равноденствия, после сбора урожая, славяне празднуют Радогощь. Ещё немного, и солнце уйдет за тридевять земель, чтобы воз- родиться вновь на Коляду. Конечно же, кроме четырёх основных солнечных праздников, наши предки отмечали много других, связанных с явлениями природы и хозяйственной деятельностью.
И напоследок…. Как же родился наш удивительный мир?
Когда-то давным-давно, в древние времена, когда Время ещё было безвременьем, а весь наш белый свет умещался в крохотном зародыше, существовал в этом безначальном начале великий бог Род. Сначала Род находился внутри мирового яйца - дремал себе, подрёмывал под золотой скорлупой, а вокруг ничегошеньки не было. Всякая быль ещё была небылью, а любая небыль – былью. Не существовало ни света, ни тьмы, ни ночи, ни дня, ни воды, ни земли. Лишь пылинки, песчинки да семена будущей жизни носились себе в пустоте.
А будущий наш родоначальник, Причина всех Причин, бог Род всё спал и спал в волшебном яйце и видел сны – про мир чудесный, в котором всё обустроено. Мечтал Род о мире, где всему место есть: ветрам буйным и зорям ясным, светлому месяцу и ярким звёздочкам, лесам дремучим и высоким горам, быстрым рекам и болотам топким, птицам, рыбам, змеям, цветам и травам, и богам, и людям, Правде и Кривде, Белому свету и Чёрному мраку, Жизни и Смерти.
От того и звался этот бог Родом, что мог рождать всё сущее, оттого и живут до сих пор в нашем языке слова – соРОДичи, приРОДа, РОДина, РОДители. Долго росло волшебное яйцо в пустоте и набирало силу, пока однажды не решил Род, что пришло время: родилась Любовь в его душе, и он полюбил всё, что выдумал. Сила любви – великая сила, с ее помощью в назначенный
Судьбой день и час расколол Род золотое яйцо на части. Из скорлупы получились воды небесные и земные, твердь земная и небесная, возникли Свет и Тьма. Солнце выплыло из лица бога Рода в золотой ладье, а звезды и месяц – в ладье серебряной. Всему сущему стал Род и отцом и матерью. Так весь поднебесный мир вышел из бога Рода.
Радугой разрезав пуповину, отделил Род земные воды от вод небесных каменной твердью. Свет отделил от Мрака, а Правду от Кривды. Из дыхания Рода вышла Лада – богиня любви, обратилась в птицу Сва. Потому что небеса и вся поднебесная рождены были Родом для любви. И вот родил Род небесное царство Правь, потом подземное царство – Навь.
Из мирового пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб – Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должно было уходить оно в царство глубинное, призрачное, там, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил; ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка доберётся до Правильного царства, до страны, в которой скоро появятся боги и будут править миром.
Для того, чтобы следить за порядком, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато, кликнул Род птицу Сва и создал себе родича и помощника – Сварога могучего, вдохнул в него свой дух. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошел ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая, да доделывая. Ведь имя ему было Сварог. Проложил Сварог путь для солнца по небу, чтобы оно вставало и садилось, чтобы полдень сменялся полночью, и чтоб, не мешкая, белые кони-дни мчались друг за другом от рассвета и до заката. А с заката до рассвета, при свете звёзд и ясного месяца, чтобы скакали по миру чёрные кони-ночи. Так сотворил Сварог Синюю Сваргу – страну в небесах.
Только смотрит с неба Сварог и видит: не все ладно под ним в мире Яви. Только молочно-синие океанские воды кругом, нет Земли Сырой – кормилицы, чтоб кормила она всё рождённое в мире, чтобы развиваться Жизни помогала, чтобы росло и крепло Мировое
И пошел искать Землю Сварог. День ходил, и другой, и третий, только ничего подходящего не увидел. Вот еще три дня поисков минуло, а на седьмой день увидел Сварог высокие горы. На вершине лежал бел-горюч камешек. Имя ему было Алатырь. Взял он камешек да и бросил в синее море. Море вспенилось, закипело и появилась из океана суша-Земля. Маленькая-премаленькая. Появилась, да тут же и потонула. Опечалился Сварог и попросил он Рода-родителя: - Помоги мне, всесильный Род, достать со дна Землю-кормилицу!
И тогда по велению Рода из пены морской появились две чудесные птицы – птицы-уточки. Первая – белая с белым клювом, а вторая – черная с клювом красным. Поплыли уточки к Сварогу, и в том месте, где ушла Земля под воду, нырнули глубоко в морскую пучину. День проходит, спокойна морская гладь, ждёт Сварог, другой день минул, ждёт Сварог, и лишь на третий день возвратились усталые уточки.
Принесли те птицы в клювах по крупице суши-земли. Тогда взял эти крупицы в руки Сварог и стал просить Рода: - Помоги мне, Род, отец наш и мать, оживить Сыру Землю-кормилицу! И тогда стало греть Землю солнышко, остужать Землю принялся ясный месяц, потом ветры буйные сдули землю с ладони Свароговой и разнесли её во все стороны. Раздалась да разрослась Сыра Земля, стала кормить всё вокруг.
Тогда Дуб Мировой набрался силушки, ушёл корнями глубоко-глубоко в землю и вымахал от земли до небушка. А потом по веленью всесильного Рода появилась богиня Макошь многомудрая и многознающая.
Села Макошь за прялку небесную, самим Родом ей данную, и стала прясть из пряжи Свароговой нити жизни чудесные. Тянулись те нити, в узелки между собой завязывались. Нити те жизнями были, а узелки - встречи и расставания, печали и радости. Как сплетётся нить, так и сбудется, будь ты бессмертный бог или зверь лесной.
Рядом с Макошью сели рожаницы – Рода усердные помощницы. Главной среди них была богиня Лада – главная рожаница, скоро быть ей богиней-матерью, покровительницей браков, домашнего очага, могучей плодородной богиней.
Сварог же стал искать по морям-океанам брошенный им Алатырь-камень – тот самый, что помог сотворить Землю-матушку. Долго осматривал Сварог морские просторы, но только увидел однажды Сварог заветный камень в морской пучине. В тот же час поднял чудесный Алатырь-камень со дна океана-моря. И как только достал Сварог камешек, принялся расти Алатырь, белизной наливаться. Из-под Алатыря камня потекли плодородные реки, чтобы приносить урожай земле, здоровье и силу всему живущему.
А Сварог сотворил священный огонь и сделал себе чудесную кузницу. Разные вещи в ней стал ковать – вещи небывалые, вещи чудесные. Сделал чашу, чтобы пить из неё священный напиток, сделал плуг, чтобы землю вспахивать, боевую секиру выковал, чтобы защищать от сил черных дело правое. Так родился наш удивительный мир. Стоял он из века в век и ещё стоять ему долго, до скончания дней.
Олеся Беляева
Татьяна Котова
Журнал "Родноверие" Выпуск №3
Комментариев нет:
Отправить комментарий