Михаил Васильевич Ломоносов - величайший русский учёный родился осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море.
Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От неё он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.
Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел.
Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех.
Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».
Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку.
Ломоносов впоследствии писал:
«Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою.
Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».
Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было монголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.
Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)
Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:
Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.
Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:
- стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
- трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
- чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
- осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
- терпимость к неразумному поведению окружающих,
- беспричинные вспышки ярости,
- смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
- преобладание гордыни над разумом,
- гибкость в принятии решений,
- неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,
- упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
- работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
- готовность принять ответственность за многие решения,
- глубина мышления и в то же время поверхностность,
- гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
- неумение вести хозяйство и планирование производства,
- неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
- страстное желание к познанию нового.
На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчётливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям всё дозволено! Гений всё стерпит!
М.В.Ломоносов
Михаил Ломоносов в 1731 г оду он поступает учиться в
Славяно-греко-латинскую академию в Москве, выдав себя за дворянского сына,
поскольку крепостных в академию не принимали.
В 1735 году он был
послан в Петербург в академический университет, а в 1736 году – в
Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под
руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге
в Школе горного дела (1739-1741) у горного советника Иоганна-Фридриха Генкеля,
ученика Георга
Шталя.
После возвращения в Россию в 1741 г . Ломоносов стал адъюнктом
Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 г . –
академиком и профессором химии Петербургской АН.
С 1748 г . Ломоносов
работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии;
химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории и на
основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе. В 1760 г . был избран
почётным членом Шведской Академии наук, в 1864 г . – членом
Болонской Академии наук (Италия).
Творческая деятельность Ломоносова
отличалась исключительной широтой интересов. До 1748 г . Ломоносов
занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период
1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и
экспериментальных вопросов химии.
Его труды, относящиеся к математике, физике,
химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки,
отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания.
Ломоносов
изложил основы атомно-корпускулярного учения (1741-1750), разрабатывал
кинетическую теорию теплоты (1744-1748), обосновал необходимость привлечения
физики для для объяснения явлений химии (1747-1752) и предложил для
теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части
– «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение
закона сохранения вещества в химических реакциях.
В руководимой Ломоносовым Химической
лаборатории Петербургской АН выполнялась широкая программа экспериментальных
исследований. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы
количественного анализа.
Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах,
Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Роберта
Бойля о присоединении к
металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при
различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении
солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым
растворителем.
Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных
пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля,
нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в
работе «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763) он
последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.
Ломоносов создал в России многие
химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора.
Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления
цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин.
Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и
монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные
работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей
его в 1763 г .
своим членом.
Первым из русских академиков Ломоносов
приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической
химии» (1754) и «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763). Ему
принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная
программа которого составлены им лично.
Ломоносов создал основы русского
химического языка, Он написал также ряд трудов по истории, экономике,
филологии; наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным
творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.
На протяжении всей жизни
учёный был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных
мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших
первостепенное государственное значение.
Именем Ломоносова названы Московский
университет, Московский институт тонкой химической технологии, город в
Ленинградской области (бывший Ораниенбаум), течение в Атлантическом океане,
горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане,
возвышенность на острове Западный Шпицберген.
Академия наук СССР учредила в 1956 г . Золотую медаль имени
М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других
естественных наук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий