понедельник, 26 октября 2015 г.

Развитие восприятия ребёнка в период новорождённости и раннего младенчества

Новорожденный ребёнок порой кажется нам таким беспомощным, ничего не понимающим. 
Однако, потенциал малыша с первых минут жизни велик. Как специалист с большим опытом работы с детьми, как с нормой, так и с нарушениями развития, я однозначно стою на стороне раннего развития.

Но о нём сейчас так много говорят, между тем, родители и, к сожалению, зачастую педагоги не верно понимают посыл раннего развития. Раннее развитие означает - своевременное развитие ребёнка, начиная с рождения, не подменяйте им термин "опережающее развитие", когда родители стремятся научить своих детей что-то делать раньше, чем нужно. О том, чему учить детей сразу после рождения, я и расскажу в этой статье. 

Все последние нейропсихологические и другие междисциплинарные исследования доказывают, что ребёнку необходимо проходить все стадии развития, к которым его нервная система предрасположена генетически. Например, если ребёнок не ползает, а сразу начинает ходить, у него потом могут наблюдаться проблемы в освоении навыков чтения и письма. 

Многие родители радуются, что их дети самостоятельно сели в 4-5 месяцев (положенный срок: 7-8 месяцев), а потом обращаются к логопеду с проблемами звукопроизношения. Целью этой статьи не является запугивание родителей, однако её суть - привлечение внимания. Дети до 7 лет имеют иное строение нервной системы, чем взрослые. 

И эти факты стали известны сравнительно недавно, поэтому вся современная психология и педагогика твердит, что до 7 лет у ребёнка необходимо развивать:

- тактильно-кинестетическое восприятие;
- обонятельное восприятие;
- вкусовое восприятие;
- восприятие пространства и вибрации.


Зрение и слух также развивать нужно, но осторожно, в основном охватывая положенные для возраста компоненты. 

Вернёмся же к новорожденным. 
Дети до трёх месяцев не воспринимают цветов и уж тем более оттенков, как воспринимаем их мы. Их зрение ещё не научилось фокусироваться, анализировать детали предметов. 

Поэтому, говоря о раннем (своевременном) развитии зрения детей от рождения, мы имеем в виду: 
демонстрацию ребёнку человеческих лиц и чёрно-белых (красно-белых) контрастных изображений. 

Бесполезно, вешать цветных, а уж тем более бледно-розовых мишек над кроваткой - они попросту не будут замечены. Подробнее не буду останавливаться, об этом  здесь

Как только малыш оказался дома после роддома или мама отдохнула после домашних родов, можно начинать заниматься развитием слухового восприятия. Как? 

Проще простого: читать детям стихи, потешки, петь песенки, словом - воспроизводить любой ритмически организованный текст.

Также полезно устраивать малышу "слуховые минутки", например, звучать вокруг него колокольчиками из разных материалов: железа, дерева, фарфора и пр. 

Тактильное восприятие развивать также не сложно: заготовить несколько видов пледов: вязаных (разной вязки), меховых и пр. и укладывать на них малыша. Также использовать слингобусы во время кормления ребёнка грудью. 


Кстати, тесный контакт с ребёнком сразу после рождения, организация таких нехитрых занятий позволяют предотвратить или снизить проявления послеродовой депрессии у женщин. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий