Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях?
Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!
Дети учат нас способности жить
настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много
времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними
воспоминаниями. Многие — одними мечтами. И что интересно — ни среди
«мечтателей», ни среди «вспоминателей» счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы
лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу «есть только миг между
прошлым и будущим — именно он называется жизнь», и во многом это объясняет то,
почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни,
счастливы.
Они наши учителя в развитии способности
к необусловленной любви. Дети любят родителей не за
что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую
родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия
у своих детей.
Также мы можем, наблюдая за своими
детьми, учиться физической
и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не
хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.
Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему.
Большинство взрослых «запирают дверь» в свое сердце. В какой-то степени это
необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в
«открытое сердце» могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит
к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку,
который все время закрыт для него, соответствующее.
Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы
научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как
многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить.
Чем тут гордиться — непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого
человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец
удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу,
упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.
Вы наверняка обращали внимание на то,
насколько естественны и просты дети.
Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено
различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют
нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.
Еще один урок нам, взрослым, — это
способность детей к необусловленной
радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве
случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя
выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие
радости. Морис Метерлинк в «Синей Птице» указывает на следующие Великие
Радости: «Великая Радость — Быть Справедливым», «Радость Быть Добрым», «Радость
Завершенного Труда». «Радость Мыслить», «Радость Понимать», ‘Радость Созерцать
Прекрасное», «Великая Радость Любить” и др. Но все эти радости, и великие, и
мелкие, лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри
нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши
мелкие или даже «великие» радости являются лишь поводом для проявления той
настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для
ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем
приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет
наполнять своим светом каждый прожитый нами день.
А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны?
Чем старше человек становится, тем больше его ум «опутывают» разнообразные
условности и ограничения, а стереотипы «создают» своеобразную стену, из-за
которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них
научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы,
то хотя бы ослабить их воздействие.
Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок,
приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно
приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который
являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое
действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет
определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает
некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в
привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное
всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе
никакого развития не будет.
Очень верно заметил Г.К.Честертон:
«Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет». И действительно, всем детям
(пока родители, детский сад и школа не «заблокировали» им каналы творчества)
свойственно постоянное творчество.
Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их
жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он
вырастет.
Многие взрослые люди живут мечтами.
Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в
том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и
возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил
способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны,
но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы
изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране
фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и
колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что
учитесь фантазировать вместе
с детьми!
Ну и конечно, нам стоит поучиться у
детей способности быть счастливыми.
Русский философ Григорий Померанец писал: «Можно быть счастливым беспричинно.
Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда
способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и
любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о
завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут
быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают
работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором — и
проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах,
а в нашей способности откликаться вещам — простым, естественным, дарованным:
небу, дереву, человеку».
И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви,
предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими
родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и
безусловной Любви!
Сергей Аваков,
специалист Проекта «Психология Третьего Тысячелетияvedawoman.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий