Рубль стремительно дешевеет. Во вторник, 28 июля, курс доллара расчетами «завтра» пробил психологически важную отметку в 60 рублей. Евро на бирже не хватило двух копеек до отметки 67 рублей.
Таких значений доллар достиг впервые с середины марта. Тем временем стоимость сентябрьских фьючерсов нефти Brent на лондонской бирже ICE Futures опустилась до отметки 52,82 доллара за баррель.
Таких значений доллар достиг впервые с середины марта. Тем временем стоимость сентябрьских фьючерсов нефти Brent на лондонской бирже ICE Futures опустилась до отметки 52,82 доллара за баррель.
Рубль подешевел настолько, что министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев вынужден был в понедельник вечером дать прогноз курса отечественной валюты в эфире телеканала «Россия 24».
По словам главы Минэкономразвития, рубль будет находиться «в пределах своих фундаментальных значений». Правда, Улюкаев тут же оговорился: если не вмешаются «какие-то форс-мажорные обстоятельства, связанные с какими-то турбулентностями дополнительными на глобальном рынке капиталов, с неисполнением суверенными заемщиками своих обязательств, суверенными или корпоративными дефолтами».
И, надо думать, оговорка о «форс-мажорных обстоятельствах» не случайна. 20 июля Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка опубликовалисследование, в котором допускалась возможность шока в паре евро-доллар на валютном рынке в четвертом квартале 2015 года.
Согласно прогнозу экспертов госбанка, «падение рубля может превысить естественный уровень снижения, обусловленный падением цен на нефть». На деле, падение рубля ускоряет ожидание, что Федеральная резервная система США повысит базовую ставку, и это вызовет те самые «турбулентности на глобальном рынке капиталов», которых опасается Улюкаев. Когда ФРС повысит ставку — никто не знает.
Глава американского регулятора Джанет Йеллен четко пообещала одно: ставка точно будет повышена в 2015 году. Но игроки уже сейчас отыгрывают будущее повышение ставки, что усиливает отток капитала с рынков развивающихся стран в США.
Россия в числе «покидаемых» капиталом стран — на первых позициях. Только за два квартала текущего года из России ушло около 52 млрд долларов, а впереди два пика выплат внешних корпоративных долгов — это еще около 40 млрд долларов.
Кроме того, избыток предложения на рынке «черного золота» грозит усугубить ситуацию. Он означает проблемы с исполнением бюджета России, что, в свою очередь, чревато дополнительной рублевой эмиссией.
Что на деле происходит с рублем, как сильно обесценится национальная валюта?
— Курс рубля по отношению к доллару сегодня ведет себя примерно так же, как после августовского дефолта 1998 года, — уверен независимый экономист, инвестиционный консультант Владислав Жуковский. — Тогда курс национальной валюты сначала вырос до 15−20 рублей за доллар, потом откатился к 10−11, затем снова поднялся до 16 рублей за доллар, откатился до 10 рублей, а после начал уже расти без остановки — до 30−32 рублей за доллар.
Примерно то же самое происходит сейчас, и объясняется такой «загзагообразный» характер обесценивания рубля поведением валютных спекулянтов. Они пытаются заработать на валютном рынке и застраховать риски в условиях повышенной турбулентности и неадекватных, на мой взгляд, действий Центробанка РФ.
Действительно, укрепление рубля, которое мы наблюдали с февраля по май, было искусственным. Центробанк влил тогда более 40 млрд долларов в рефинансирование кредитов в иностранной валюте, плюс задрал ключевую процентную ставку до небес. В результате, регулятор сделал выгодными спекуляции на валютном рынке, и в Россию потекли «горячие» капиталы со всего мира. Такая политика совпала с отскоком цен на нефть до 58−64 долларов за баррель.
Вдобавок к делу подключилась «тяжелая артиллерия» — по слухам, президент Владимир Путин лично обзвонил руководство корпораций и банков с госучастием, и потребовал от них продавать экспортную валютную выручку. В результате этих усилий рубль окреп и даже протестировал отметку 48 рублей за доллар. На этой отметке я говорил, что неизбежен разворот. Что те, у кого есть рублевая ликвидность, могут «паковать» деньги в валюту — и ждать, когда рубль снова обесценится. Как видите, я оказался прав. К концу года, по моим оценкам, курс национальной валюты может подняться до 75 рублей за доллар. А дальше, честно говоря, маячит ориентир 85−110 рублей за доллар.
«СП»: — А движения в обратном направлении быть не может?
— На мой взгляд — нет. Рубль будет и дальше дешеветь, и когда курс достигнет указанной планки в 110 рублей за доллар — вопрос только сроков. Возможно, это произойдет через полтора года, возможно — через два с половиной. Но шансов на укрепление у рубля, я считаю, нет.
«СП»: — Где предел обесценивания национальной валюты?
— «Дна» снижения у российской валюты, думаю, просто нет. Причина тому — архаичная сырьевая экономика РФ, которая критически зависит от внешних кредитов, станков, продовольствия, технологий. Наша экономика практически ничего не производит. Грубо говоря, она встроена в глобальную экономику как сырьевой предбанник. Поэтому можно сказать так: наша национальная валюта является производной первого порядка от нефтяных цен, второго порядка — от стоимости доллара на глобальном рынке, третьего порядка — от процентной ставки ФРС США. В такой ситуации даже отметка 120 рублей на доллар не является пределом обесценивания рубля. Чтобы не быть голословным, напомню: с 1998 года рубль по отношению к доллару упал примерно в восемь (!) раз. И не стоит списывать это явление на гайдаровских младореформаторов. За последние шесть лет, уже при Путине, рубль обесценился с 22 до 60 рублей за доллар. И это, повторюсь, не предел.
«СП»: — Но из заявления Алексея Улюкаева следует, что если не будет внешних форс-мажорных факторов, рубль стабилизируется. Это не так?
— Это мнение человека, который не предсказал ни дефолт 1998 года, ни кризис 2008-го, ни обвальное падение национальной валюты в 2014-м. В том-то и беда, что руководство нашего финансового блока было до последнего уверено, что нефть не может стоить дешевле 80 долларов за баррель, а рубль падать не будет. На мой взгляд, эти люди элементарно не несут ответственность за свои слова — даже на общегосударственном уровне. На деле, наша экономика находится в сильнейшем кризисе-«матрешке». Мы имеем, с одной стороны, сильнейший структурный кризис. Экономика «трубы» умерла, нефтегазовый «Титаник» медленно тонет, а наше правительство так и не приступило к радикальным реформам. С другой стороны, мы имеем конъюнктурный кризис, который начался еще в 2012 году. Этот кризис связан с исчерпанием возможностей оживления нашей экономики после спада 2008−2009 годов. Плюс ко всему, мировая экономика погружается в депрессию. Мы видим, что в БРИКС уже две страны — Россия и Бразилия — столкнулись с падением ВВП, а Китай демонстрирует самые низкие темпы роста экономики, инвестиций и потребления за последние шесть лет. Сегодня растет только экономика США, но Америка в одиночку не вытянет глобальную экономику.
«СП»: — Ваш прогноз: что нас ждет в перспективе?
— Сегодня мы наблюдаем глобальный кризис нефтедолларовой системы. Нужно понимать, что «сверхбычий» цикл на товарно-сырьевых рынках окончен. Эпоха сверхдешевого доллара, которая длилась более 35 лет, подошла к концу. Базовая ставка ФРС США за эти годы упала с 20% до фактически 0%, но сейчас она начинает разворачиваться, а доллар — дорожать. В результате, нынешний апокалипсис на товарно-сырьевых рынках — двукратное падение нефти, промышленных металлов, золота — только начало мощнейшего падающего цикла. Этот новый цикл грозит «убить» и экономику развивающихся стран, и российский рубль. Я не исключаю, что уже через два-три года мы можем столкнуться и с шоковой девальвацией национальной валюты, и с угрозой развала экономики РФ. На мой взгляд, нам просто грозит возвращение в 1990-е…
— Рубль падает в результате снижения цен на нефть, и в меньшей степени — из-за ожидания решения ФРС США по повышению базовой ставки, — считает экономист, директор по региональным рейтингам агентства «Рус-Рейтинг», доцент НИУ ВШЭ Антон Табах. — Повышение ставки, поясню, хорошо для доллара, но плохо для остальных валют.
А в целом, нам пора привыкать к скачкам курса национальной валюты. Центробанк РФ еще прошлой осенью предупреждал: теперь курс рубля плавающий, так что привыкайте к высокой волатильности.
Пока ФРС США не пересмотрит базовую ставку, а цена на нефть будет держаться на нынешнем уровне, курс национальной валюты будет крутиться возле отметки 60 рублей за доллар.
Если же, как ожидают, ФРС ставку повысит, рубль ослабеет и курс его поползет вверх. Просто потому, что в этом случае начнется переток капиталов с развивающихся рынков в доллар.
Пока же спекуляция идет и на нефти, и на американской финансовой политике. Поэтому курс рубля — в теории — может двинуться в любую сторону…
Комментариев нет:
Отправить комментарий