Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы.
Про воспитание
Воспитание ребёнка — это
не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы
вырабатывать у детей условные рефлексы.
Я не люблю глагол
«воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими
действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять.
Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти.
Чтобы когда-нибудь ребёнок вырос и мог жить среди других людей,
самостоятельно.
Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет
Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога
устремляется к протянутой руке Адама.
Взрослый — носитель знаний,
мудрости, этических принципов. И он передаёт всё это своему ребёнку.
Когда ребёнок вырос и может жить
самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому, что рука ребёнка
уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность.
Родительская миссия окончена.
Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь,
дружба между родителями и ребёнком.
Воспитание — это принудительное давление над
ребёнком.
У каждого ребёнка свой процесс осмысления, свой темп
развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более
вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть
помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать,
а не тянуть за верхушку, не торопить.
Про непослушание
Непослушание — единственное, что
ребёнок может противопоставить неправильному обращению с ним.
Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так
типично для детей.
Подростковая мода подобна ветрянке — многие
ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной
форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад.
Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной
конфликт со своим сыном или дочерью.
Дисциплина не до, а после
установления добрых отношений, и только на базе них.
Ваш ребёнок нуждается
в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его
жизни или здоровью. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными
последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда
он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Дети часто думают, что
родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители
не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить
с ребёнком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было
обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними
и не манипулировать его чувствами.
Про самооценку
Самооценка ребёнка меряется его
поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме —
я молодец. Ребёнку необходимо хорошо относиться к себе. И если
этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему
становится очень плохо.
Но ребёнок не может жить с плохим мнением о себе,
у него включается механизм самоспасения.
Как собака целебную траву,
подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет
где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или
от батюшки — ему все равно.
Про школу
Школа как организация
не заинтересована в развитии творческого мышления
и самостоятельности ребенка.
Она построена на спущенных сверху
заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного
их выполнения. По сути, школа — это лаборатория
по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен.
Он исполнитель.
Когда ребёнка заставляют, запугивают, когда
учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все
выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребёнка вселяют
страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление
что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо
на сторону школы, либо на сторону ребёнка. Вдохновлять — вот
задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать
родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении.
Освободить ребёнка от принудиловки, сказать
ему: «Ты не должен».
Одна из участниц моих семинаров
рассказывала, что её вызвала учительница и принялась ругать
её сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое.
Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю
своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
Есть и другой, противоположный.
«Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание
помочь моему ребёнку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду
делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать:
«Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это
благодаря вашим усилиям».
Учителя
тоже люди.
Их иногда важно успокоить и поддержать.
Дать понять, что цените их работу, уважаете её. Но оценка вашего
ребёнка остаётся в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам
ни говорили, вы все равно его любите.
Школа — это на время.
А ваши отношения с ребёнком — навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий