вторник, 30 июня 2015 г.

Почему китайцы в России выращивают помидоры на запрещенных удобрениях и химикатах


«Комсомолка» разбиралась, по каким правилам трудятся граждане Поднебесной в разных регионах нашей страны.
«Раздаем Родину по кусочкам! Так недолго всю землю разбазарить!» Признайтесь, вы тоже наполнились «праведным гневом», когда услышали новость, что часть Забайкальского края отдают в аренду китайцам?
Ну, а как же тут не возмущаться! Понаедут, потравят землю, сами расплодятся, захватят Расею-матушку. В общем, вал негодования такой, как будто мы в своих регионах отродясь ни одного китайца не видели.

А стоит поднять глаза от Фейсбука и перестать лайкать новости про «новый шелковый путь», выясняется: годами граждане Поднебесной обрабатывают нашу землю в самых разных уголках и в количествах, не сравнимых с забайкальским куском. И везде отношения у трудолюбивых мигрантов с российскими властями и законом разные.

Волгоградская область: Работают нелегалы, налоги не платят, электричество воруют
Первые мигранты из КНР стали массово расселяться в регионе четыре года назад. Интерес был всё тот же — сельхозугодья. Паи развалившихся колхозов сдавали в аренду, потом в субаренду. Однако узнать, что помидор отборный волгоградский на самом деле выращен колхозником из Поднебесной, можно, только проехавшись по полям.
«Батидоры (так на китайское ухо звучит наш «помидор») прадаю», — на смеси китайского с волгоградским зазывает написанный от руки баннер. С прорабом сходимся на 23 рублях за килограмм (цена для оптовиков. — Авт.). Россияне не могут продавать так дёшево, минимум — 60 — 90 рублей. А урожай их конкуренты снимают по два раза за сезон.
— У них помидоры растут при +5, а наши при +10 гибнут, у них не только удобрения свои, но и семечки. Сорта, которых в России нет, — говорит овощевод Павел Чердынцев.
При этом закон нарушают кругом. Но, где же наши многочисленные проверяющие, почему они не «кошмарят» китайцев? Проблема в том, что китайских хозяйств в Волгоградской области… нет. Не всегда арендодатели в курсе, с кем подписывают документы. Поди разберись, что в ООО «Олимпия» будут работать нелегалы. А предприятие регистрируют на зиц-председателя, которым может оказаться любой деревенский Вася.
— Каждый месяц во все инстанции пишем, ведь уничтожается плодородный слой земли, нарушаются всевозможные санитарные нормы. Но все письма гуляют по кругу: из Россельхозза в Роспотребнадзор, из Роспотребнадзора в УФМС, — сетует Александр Афанасьев, заместитель руководителя отдела сельского хозяйства администрации Николаевского района.
В прошлом году после проверки такой фирмы с подставным русским хозяином и работниками-китайцами выписали штраф за обеднение почвы… 5000 рублей.
— Чтобы определить, что землю портили, надо знать удобрения, которые применялись. Китайцы же сжигают в бочках все упаковки и мешки, перед тем как приезжает проверка. Их всегда предупреждают, так что анализ можем делать только общий. А с китайскими технологиями в области удобрений он мало что выявляет, — говорит Алексей Шарапов, госинспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия.
УФМС по Волгоградской области при этом рапортует: нелегалов в регионе нет! В 2014 году по квотам (заявки от работодателей) прибыли 692 гражданина КНР. Это и торговцы на рынках, и сельхозрабочие. Но чтобы обработать все китайские теплицы, даже шестисот граждан мало. Теплиц в регионе около 500. В каждой — по пять крестьян. То есть только для них нужно не меньше 2500 работников.
То, что вкалывают нелегалы, легко доказывается суммами налогов.
Фермер Павел Чердынцев обрабатывает 77 гектаров. В год это стоит ему 27 миллионов рублей. В сумму входят патенты на мигрантов (один патент — 2500 рублей, и обычно эти расходы берёт на себя работодатель), зарплаты, электроэнергия, удобрения, налоги…
ООО «Голубое небо» арендует землю в Иловлинском районе и за два месяца заплатило в бюджет поселения 35 тысяч рублей, за 8 месяцев (сезон) обычно бывает не больше 100 тысяч. Работают там китайцы.
— Если бы они платили с настоящей прибыли, мы получили бы около 3,5 миллиона рублей. Это чуть меньше всей нашей годовой казны, — говорит глава поселения.

Забайкальский край: Все будет по закону!
115 тысяч гектаров на юго-востоке Забайкальского края, из-за которых, собственно, и разгорелся весь сыр-бор, пока пребывают в запустении и ожидании. Договор собираются заключить к началу 2016 года. Все законно, в отличие от субарендных схем юга России и непонятной сделки в ЕАО. Предполагается, что компания будет российская, китайский — инвестор. Он известен. Корпорация «Хуаэ Синьбан» из провинции Чжэцзян. И если российские законы станут соблюдаться, нашей стране никакого вреда не будет. На это власти и уповают.
— Земля должна работать! — объясняет губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. — У нас в крае пустует около 800 тысяч гектаров. Российский бизнес не хочет рисковать своими деньгами, вкладываясь в сельское хозяйство Забайкалья. Поэтому после достаточно продолжительных консультаций на всех уровнях было принято решение предложить поработать на нашей земле китайской корпорации. При этом никто не собирается сдавать в аренду земли на срок 49 лет. Просто этот максимальный срок заложен в российском законодательстве. А чтобы сельское хозяйство было рентабельным, необходимо привлекать инвестиции как минимум на 10 лет. Оптимальный срок, на мой взгляд, 25 лет. Стоимость аренды 250 рублей в год за один гектар — это тоже не окончательная цена.
— Не секрет, что китайские специалисты небрежно относятся к экологии, загрязняют почву и воду химикатами.
— Но ведь у нас работают контролирующие органы: Роспотребнадзор, Россельхознадзор, природоохранная прокуратура. И к тому же сегодняшние технологии настолько изменились, что у нас в Забайкалье выращивают арбузы и дыни без применения химикатов.
Сочтут ли инвесторы работу выгодной, если им придется работать на российских условиях, удастся ли в Забайкалье разорвать замкнутый «китайский круг» — вопрос пока остается открытым.
Хабаровский край, Еврейская автономная область: Отдали в аренду 300 тысяч га
Сейчас в крае работают около 15 тысяч китайцев-мигрантов. Основные сферы деятельности — строительство, торговля, общепит, лесозаготовка. Осваивают и сельское хозяйство. Сколько нелегалов в крае, сказать не может даже УФМС. С начала 2015 года обнаружили всего 5 нарушителей из Китая. Все они отделались штрафами.
А вот в соседней Еврейской автономной области бывший губернатор Александр Винников более 80% пахотных земель отдал в аренду гражданам КНР. Это 300 тысяч гектаров. Сейчас законность сделки проверяет Следственный комитет.
Красноярский край: Землю отравили — квоты обнулили
Здесь проблему решили радикально. Ещё пять лет назад на полях тянулись бесконечные теплицы. В 2011 году гражданам КНР выдали 1433 разрешения на работу. А в 2012-м — ни одного! Специальная межведомственная комиссия региона обнулила квоту на рабочие места в сельском хозяйстве края для приезжих из Китая.
Теплицы постоянно проверяли разные ведомства. Находили кучу нарушений законодательства: миграционного, природоохранного и т. д. Мигрантам выписывали предписания нарушения устранить, те игнорировали. И терпение лопнуло.
Китайцы ничего не выращивают в Красноярском крае уже три года. А вот осадочек, что называется, остался. Специалисты краевого Россельхознадзора проверили более 4000 гектаров, на которых располагались теплицы. 1000 гектаров земель оказались загрязненными химическими веществами настолько, что выращивать здесь что-либо теперь опасно.
Иркутская область: Особо опасные удобрения
В конце 90-х земли развалившихся колхозов начали сдавать в аренду гражданам Поднебесной. А пару лет назад китайцы стали наделы выкупать. 1,2 тысячи принадлежащих им теплиц насчитали в 2014 году.
— Постоянно выявляются многочисленные нарушения, — говорит Галина Защепина, заместитель начальника отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и химикатами Россельхознадзора Иркутской области. — В парниках установлено превышение нитратного азота в почве. Перед применением агрохимикатов никакого обследования почвы не проводилось. Агронома среди сотрудников нет, поэтому удобрения они сыпали на глазок.
По результатам проверок Россельхознадзор пишет бесчисленные отчеты. Вот только одна выдержка: «35% действующих веществ, обнаруженных в препаратах КНР, включены в список особо опасных пестицидов Европейским парламентом. Их токсичность доказана, производство запрещено. Они вызывают эндокринные нарушения, разрушают иммунную систему, увеличивают риск заболеваний раком…»
— Надо привлекать арендаторов и собственников к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Они не платят налогов, работники там все неофициально зарплату получают, — говорит Семен Казанцев, юрист отдела правообеспечения и земельных отношений Минсельхоза Иркутской области.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей МАСЛОВ, завкафедрой цивилизационного развития Востока Высшей школы экономики:
Китаю не хватает продовольствия — и мы сами можем им все поставлять
— Китайцы берут землю в аренду по всему миру. И особых проблем нет. Поля арендует от Южной Америки до Латвии и Финляндии. Все зависит от того, на каких условиях китайцев пускают на свою территорию и как строго сдедят за выполнениям региональных законов.
Еще в 2007 году у нас возник вопрос об аренде земель китайскими инвесторами. И тогда же обсуждали, что нам необходим типовой договор для аренды иностранцами. Но до сих пор этот опрос не решен. В результате к нам приходят не те знаменитые китайские крестьяне, которые были способны благодаря своему труду собирать по три урожая, а частные фирмы, которые работают на удобрениях и химикатах. Это те удобрения, которые производились в США, а потом там же были запрещены и перепроданы в Поднебесную по дешевке. И мы получаем зараженные земли, на которых больше ничего не растет.
Проблема не в том, что китайцы плохие. А в том, что регионы, заключая контракты, не проверяют китайские фирмы. В контрактах должны быть четко прописаны условия эксплуатации земель, заложены расходы на рекультивацию, прописан пункт, что земли должны быть сохранены в первозданном виде. При этом землю надо сдавать в аренду не на 49, а на 5 — 7 лет с правом продления.
У Китая есть передовые технологии сельского хозяйства, и как раз они нам необходимы. Есть серьёзные компании, которые работают в сельском хозяйстве. К нам же пока идут мелкие фирмы. А вообще хорошо бы создавать конкуренцию между китайскими и японскими аграриями, у которых тоже есть передовые технологии.
Проблема Китая в том, что у них только 10 — 11% от всей земли — плодородные. Страна не может себя прокормить. Так, может, нашему сельскому хозяйству этим воспользоваться и начать самим продавать свою продукцию в Поднебесную? Записала Нигина Бероева. Екатерина Малинина, Татьяна Пантюшева, Юлия Вандышева-Кремнева, Анатолий Якимов, Татьяна Фаткуллина.


1 комментарий: