вторник, 16 июня 2015 г.

Что наши дети знают такого, чего не знаем мы, взрослые?


Итак, что же наши дети знают такого, чего не знаем мы? А главное – что с этим делать? И вообще – правда ли это? Ну, судите сами: как может это крошечное беспомощное существо знать что-то такое, чего не знают умные взрослые дяди и тети? Вопрос, конечно, интересный и сложный.
Мы долго думали, как начать эту статью, и в конечном счете пришли к единому мнению: начать её нужно с чего-нибудь весёлого. Помните анекдот? Мама кричит из окна: «Сыночек, пора домой!» Сыночек испуганно: «Что, мамочка, я замёрз?» Мама: «Нет! Ты хочешь кушать!»

А кто не помнит из детства большую тарелку с кашей и уставшую, но упорную маму, которая в альянсе с папой решила накормить своё чадо любой ценой. И то, что никому не хочется есть, совершенно не важно. И то, что никому не хочется кормить, тоже не важно. Просто почему-то нужно скормить ребёнку это всё, до конца.
Потому что есть нужно много, а не то: заболеешь, не вырастешь настоящим мужчиной, никто замуж не возьмёт, просто мультики не дадут посмотреть – чего только ни придумают для того, чтобы заставить ребёнка есть столько, сколько есть «правильно». А это «правильно» в каждой семье своё. И часто бывает так, что от этого «правильно» хочется куда-нибудь сбежать и спрятаться. А что же делать? Ребёнок-то сам не соображает, сколько ему нужно кушать!
Вот оно, одно из самых вредоносных убеждений, передающихся по наследству в наших российских семьях: что ребёнок не знает, сколько ему кушать, не понимает, когда ему тепло, а когда холодно, то, что ребёнок не в курсе, что съедобно, а что нет, понятия не имеет, когда ему спать – и это всё нужно решить за него.


Потому что ребёнок такой беспомощный и никакого такого понимания у него нету.
Но как же так? Чего ни хватись – у ребёнка этого нету. Так-таки и нету?! А неужели никогда, ну вот совсем никогда не бывает так, чтобы ребёнок сам попросил есть? Лёг спать?

Надел кофту холодным вечером? Снял носки, если жарко? Конечно, бывает. И понятно, почему. Потому что у детей есть то, о чем большинство взрослых, к сожалению, начисто забыли. Каждый ребенок обладает внутренними сигналами, которые сообщают ему, что для него хорошо, а что нет.
Славяне называли это связью с собственной душой – чутьём или чуйкой. В африканской традиции это называлось ощущением собственной звезды (звездой африканцы называли судьбу). И те, и другие считали, что внутреннее чутьё не даёт человеку сбиться с пути, помогает прожить свою жизнь и свою судьбу, найти и понять своё предназначение в мире. Кто-то назовёт это связью со Вселенной. В гипнотерапии это называется связью с Бессознательным, в НЛП  – сигналами конгруэнтности и неконгруэнтности.
Как бы мы ни назвали это явление, суть его остается неизменной. Дети чувствуют внутренние сигналы, которые сообщают им о том, что сейчас с ними происходит и что им нужно.

Эти сигналы утратить нельзя – о них, правда, можно забыть. К сожалению, ребёнка отучают прислушиваться к себе и приучают ориентироваться на кого-то извне, кто якобы лучше знает, чего ребёнок хочет и что ему нужно в данный момент.


Конечно, это прямой путь к зависимости. Эти сигналы даны человеку от рождения, чтобы помочь ему выжить. Человек, которого отучили слушать самого себя, становится полностью зависимым от кого-то ещё. Почему это делается? Ведь все родители любят своих детей.
Одно из самых вредоносных убеждений заключается в том, что ребёнок якобы не выживет, если им не руководить в вопросах еды, сна и одежды. Отсюда следуют: непомерно огромные порции еды, не по погоде укутанные дети, беспомощность перед заведомо непобедимыми порциями первого и второго.

Сигналы конгруэтности и неконгруэнтности – это внутренние ощущения, которые человек не может воспроизвести специально – они возникают непроизвольно в процессе конструирования (планирования будущего, когда человек создаёт, конструирует образ того, что хочет сделать).
И даже опираясь на эти сигналы, ребёнок, конечно, может ошибиться. И это правильно и естественно. Потому что собственная ошибка – это один из важнейших аспектов обучения и развития ребёнка.

Ещё раз повторимся – ошибка СОБСТВЕННАЯ! Ошибки, которые совершат за него родители, не в счёт. Когда мама ошибается, думая, что ребёнок сейчас  голоден, и его нужно накормить, это никак не поможет ему во взрослой жизни. Способность чувствовать и себя, и окружающий мир, развивается, как и любая другая способность.
Поэтому так важно перестать бояться ошибок, которые может совершить ребёнок. Такие ошибки – это развивающие ситуации, которые позволят ему в будущем обрести самостоятельность.
Ах, это сладкое слово Самостоятельность! Самостоятельный человек кушает не в обед, потому что пора обедать, а тогда, когда голоден, когда его организм нуждается в белках, жирах, углеводах и микроэлементах и готов к их усвоению.
Самостоятельный человек, тот, который ориентируется на себя, никогда не станет пить «за компанию».

Человек, который ориентируется на внутренние сигналы, проявляет по отношению к алкоголю пищевое поведение. Скорее всего, он выпьет за обедом сто граммов красного вина в качестве пищевой добавки, полезной для сердца, – если захочет.
Ребёнок, которого с детства отучили от самостоятельности, станет ориентироваться не на себя, а на внешний фактор, который будет для него являться почти что приказом.

Сам для себя он уже больше не авторитет. Зато другие «авторитеты» тут же находятся.
Вот, к примеру, возьмём новогодние праздники. Ребёнок наблюдает за тем, как все это происходит в его семье: долгое приготовление пищи в таком количестве, которое заведомо нельзя съесть и после этого остаться «в здравом уме и трезвой памяти» (что-то это напоминает…); а потом – поедание этой самой пищи.

Причём «ложечку за маму, ложечку за папу» уже никто не говорит, а процесс-то продолжается… Про употребление алкоголя мы вообще не говорим. В далёком-далёком детстве состояние счастья, радости и веселья достигалось без всякого алкоголя.

Новый год – это состояние сказочности, это какое-то приключение, это ожидание подарка, атмосфера волшебства и уюта. Как же так случилось, что всё это заменилось на состояние тяжелого «панкреатического счастья»?
Все мы родом из детства. И если «вернуться» на родину, в тот мир, где деревья были большими, а слово «закуска» ровным счётом ничего не значило, то можно обнаружить множество сокровищ – самодостаточных детских состояний счастья, предвкушения чуда и радости познания окружающего мира.

И тогда возникает вопрос: почему всё так радикально изменилось?

Почему традиционным русским блюдом стала вареная колбаса с горошком, залитая майонезом?
Ведь наши предки славяне отмечали свои праздники по-другому. Конечно, там присутствовали и угощение, и хмельные напитки, но все это было на втором плане. Вспомните ночь Ивана Купалы, Масленицу и другие праздники наших прадедов.
Конечно, это гуляния, хороводы, игрища и те самые пресловутые прыжки через костер. Это праздники жизни, полные энергии, в том числе и сексуальной. А у нас? Конечно, заправившись таким количеством салата «Оливье», особенно через костер не попрыгаешь – запросто можно и не долететь… Да и о сексе в панкреатическом состоянии можно разве что поговорить.
Конечно, мы современные люди и живём в современном мире. Сейчас нет костров, через которые можно было бы попрыгать… Но суть не в них, а в самостоятельности, в том, чтобы на праздник делать то, что тебе на самом деле хочется, а не то, что тебя приучили делать с самого раннего детства, суть в том, чтобы выйти из ситуации выбора, который давным-давно сделали за тебя.

Вряд ли кому-то на самом деле хочется испытывать невероятную тяжесть в животе и неспособность контролировать свое тело из-за чрезмерного употребления алкоголя.
Вот они, пищевые традиции, точнее, традиции пищевой интоксикации в широком смысле этого слова. И опять-таки, совсем не важно, откуда это явление пошло.

Важно прервать эти родовые сценарии в своей собственной семье.

И за те же самые деньги, которые тратятся на стол, что ломится от яств, можно слетать в Европу, или съездить на море, или отметить Новый год в горах, в уютном охотничьем домике, или сделать что-нибудь ещё так, как мы это делали и мечтали делать в детстве.

Наполнить этот праздник сказочностью, волшебством, ощущением исполнения желаний. Прервать ненужную традицию в своей собственной семье. Дети всегда копируют и моделируют своих родителей.

Поэтому так важно прислушаться к себе, к своему внутреннему чутью. Действительно ли человек и его тело хочет испытывать ощущение похмелья и радость оттого, что Новый год прошёл, а он выжил несмотря ни на что?

Ведь наши дети до мелочей используют в своей жизни всё то, чему научились у нас, взрослых, честно считая, что они это придумали сами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий