Петровский дворец был построен по
приказу Екатерины Второй зодчим Матвеем Казаковым в 1776 – 1780 годах. Строительство
затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768 – 1774 годах. Дворец
предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой
дороги из петербурга в Москву. Отсюда и название – «путевой».
Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце.
При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей.
После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей.
В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий...
Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.
Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз). В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.
Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).
Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).
Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым.
Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.
Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.
Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.
Здание с тосканскими башнями напоминает надежную крепость, а с другой стороны является изысканной аристократической виллой.
В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.
В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: "на случай приезда монастырских чинов ... А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак". В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.
Здание украшено множеством белокаменных деталей - кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки.
Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах ... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть.
На двух малых башнях на кумполах ... по одной звезде и аглицкой жести ... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".
Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах ... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть.
На двух малых башнях на кумполах ... по одной звезде и аглицкой жести ... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".
Арка с гирькой.
Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр – деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями – “на турецкий лад с разными вычурасами”.
Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.
Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.
Ворота между парадным и хозяйственным дворами.
Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля.
Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.
На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.
Наполеон прибыл во дворец 3 сентября и находился в нем четыре дня.
Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.
Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.
События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии.
"Пожар в Москве". Картина неизвестного художника XIX века, а слева от "пожара" картина В. Верещагина - "Наполеон в ожидании Мира".
Коридор с бюстами российских императоров.
Парадная лестница.
После страшного пожара 1812 года в Москве, Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась его ставка. Находясь в стенах дворца, Наполеон наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. После отхода французов из Москвы, дворец был разорен и разрушен, остались только стены.
Подъем на второй этаж, третий этаж закрыт для посетителей.
Реставрация дворца была поручена Огюсту Монферрану - автору Иссакиевского собора в северной столице. Переделка интерьеров была поручена архитектору Ивану Таманскому, который везде использовал модный на тот момент пафосный ампир. А художники из семьи Артари расписали купол центрального зала в модной технике "гризайль".
По Парадной лестнице поднималась Екатерина II и другие представители рода Романовых.
В 1827 году Николай I утвердил план обустройства парка вокруг дворца по плану известного на тот момент в России паркостроителя Адама Менеласа. На некотором расстоянии от дворца проложили криволинейные английские дорожки, вырыли пруды и организовали купальни. В 1928 году началось строительство стадиона "Динамо", и большая часть петровского парка была уничтожена.
В путевом дворце, на квартире у приятеля Д. Розена (его семейство занимало во дворце казенную квартиру), останавливался М.Ю. Лермонтов. Он писал: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».
Кавалерский зал.
Восстановительные работы шли 10 лет лучшими архитекторами школы Казакова. Реконструкцией занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. В 1837 году здание снова вернулось к жизни.
Вид от кавалерского зала в сторону приемной.
При полном сохранении исторического облика дворец был переоснащен с учетом всех современных веяний. Теперь Петровский Путевой Дворец, как и в прежние времена, открыл свои двери для гостей самого высокого уровня.
На потолке круглого зала гризайль - чудесная имитация объема на плоскости.
Гризайль – это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью.
Лепнина на сводах Круглого зала.
Дворцовая гостиная.
В начале 1835 года в парке по проекту архитектора М.Д. Быковского возвели деревянный театр в стиле неоклассицизма. А через два года было построено увеселительное заведение “воксал”, в котором произошёл дебют Антон Григорьевича Рубинштейна.
Дворцовая гостиная.
В круглом зале.
Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов.
В наши дни уникальные интерьеры центрального корпуса сохранены в подлинном виде. Отреставрирован искусственный мрамор дверных и оконных откосов, но все это выглядит как новодел.
В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца. Погибло 1300 человек. В тот день Николай II принимал во дворце депутации от крестьян и варшавских дворян, вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин.
В 1914 году дворец был переоборудован в военный госпиталь. А после национализации в 1918 году здание сначала перешло в ведение Наркомзема и Наркомпроса, затем здесь разместился Наркомат имущества, а следом снова Наркомпрос. Впоследствии бывший дворец стал собственностью Управления Кремлем и домами ВЦИК.
К Круглому залу примыкают четыре зала.
В наше время восстановлена роспись Круглого зала дворца, потолок которого представляет собой купол, возвышающийся над полом на 16 метров.
В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Выпускником академии является первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Приемная Путевого дворца.
В Петровском Путевом дворце сейчас проводятся различные мероприятия: пресс-конференции, выставки. За историческими стенами — суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.
Летом 1858 г. на даче у Д.П. Нарышкина жил Дюма-отец, посетивший не только Петровский замок, но и Бородинское поле и скорбевший о "великой ошибке" Бонапарта.
Дворец расположен в районе Аэропорт города Москвы (ближайшая станция метро — «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.
С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.
Бочкообразные колонны дворца отсылают нас к древнерусскому стилю.
А вот и Наполеон... расстроен он.
Первая московская линия трамвая прошла от Страстной площади до Петровского парка.
Вид на дворец со стороны хозяйственной части.
В Петровском парке находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Новомучеников и Исповедников российских. Архитектура храма Благовещения один из ранних примеров использования форм древнерусского зодчества.
Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия.
Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари.
Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.
Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари.
Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке» (Красноармейская ул., д. 2) построили в 1844 -1847 годах на средства одной из первых домовладелиц А.Д. Нарышкиной по проекту приближенного к царской семье архитектора Ф.Ф. Рихтера.
Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А.Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.
Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А.Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.
Земли парка стали раздавать под дачи в 1836 году. Разрешалось строить дома только «хорошей архитектуры», фасады дач утверждала специальная комиссия. Белинский писал о парке: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк!
Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!
Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!
Рядом с храмом находится бывшая вилла Н.П. Рябушинского "Черный лебедь", построенная архитектором В.Д. Адамовичем и В.М. Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.
О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций.
В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.
В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.
5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.
На улице Красноармейской 1 находился ресторан А.И. Скалкина «Эльдорадо», построенный в 1908—1909 годах архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту Л.Н. Кекушева в стиле модерн.
Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане "Золотой якорь", в 1899 году приобрел собственный ресторан " Эльдорадо " в Петровском парке.
Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.
Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.
Ресторан "Эльдорадо". Все металлические украшения были разработаны Кекушевым.
В бывшем ресторане «Аполло» сейчас музей .
"Аполло" выстроен в эклектичном стиле, с мавританскими башнями, островерхой крышей и большим садом. После революции здание начало было приходить в запустение и стояло с разбитыми окнами.
Арт
Петровский дворец. Неизвестный художник. 1811 год.
Петровский замок. Неизвестный художник. Акварель. 1820-е годы.
Петровский дворец. Неизвестный художник. 1840-е годы.
«Санные гонки в Петровском парке». Неизвестный художник, XIX век.
Евгений Данилевский: Петровский путевой дворец в XVIII веке.
Фредерик де Ханен, Петровский Путевой дворец 1912 год.
Петровский дворец на Петербургской дороге, близ Москвы. Частное собрание С. Пичинелли.
Старые фотографии
Фото 1870-1880 годов / Источник: pastvu.com
Фото 1896 года. Прохождение лейб-гвардии Кавалергардского полка церемониальным маршем во время парада на Ходынском поле; на втором плане в центре - императорский павильон, справа - Петровский путевой (подъездной) дворец / Источник: pastvu.com
Фото 1896 года. Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца / Источник: img-fotki.yandex.ru
1862 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий