среда, 29 апреля 2015 г.

Что нужно знать родителям о начальной школе


Этот психологический очерк посвящается мамам и папам, дети которых в этом году станут первоклассниками.
Дорогие родители, в этом году ваши прекрасные дети вступают в самый ответственный этап своей жизни, который определит их возможности и уровень самореализации на долгие годы вперед. 
Большинство из вас уже знают, в какую школу пойдёт ребёнок, что за учитель будет закладывать образовательные основы и знания ваших детей.
Но, что будет в реальности итогом начального образования наших чад, сейчас предположить достаточно трудно. Посему, обо всем по порядку:

Начальная школа
Для начала давайте разберемся, какое значение имеет начальная школа в дальнейшем образовании наших детей? Ответ прост:

Начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса, в который входят ваши дети! 


Поэтому в идеале начальная школа не должна быть ни излишне сложной, - ни излишне слабой. Она должна быть сильной, а учитель должен быть настоящим профессионалом. И главное: она должна быть одинаково сильной для всех детей. 


Распределение по способностям в начальной школе недопустимо (за исключением случаев врождённой одаренности, которые крайне редки).

Именно по итогам начальной школы вы будете оценивать уровень способностей и интеллектуальную направленность своего ребёнка на этап средней школы и старшей. А за ними и на всю оставшуюся жизнь. Но это в идеале, а как там дело обстоит в реальности?

Что значит для начальной школы, точнее: программы обучения в начальной школе, быть не слишком сложной и не слишком слабой?

Как-то раз один замечательный учитель математики, учебник для начальной школы которого, до сих пор остается не превзойдённым с моей точки зрения, мне сказал: 

«Что важно в начальной школе? - Русский, математика и чтение! 


Всё остальное совершенно лишнее и мешает развитию образовательного навыка у ребёнка. А Вы посмотрите, что сейчас делается?» (Б.П. Гейдман).


На тот момент (начало 2000-х) действительно программы начальных школ пестрили предметным многообразием в ущерб основным предметам. Дети, прошедшие такие программы к окончанию средней школы теряли мотивацию к учебе, процесс образования в школе становился для них обузой. 


А вынужденное участие родителей в подготовке рефератов не по возрасту, презентаций и прочего, дезориентировали ребёнка в границах самостоятельности в деле осуществления собственного учебного процесса.


Теперь о том, что такое слабая начальная школа, (она «заступила на пост» с программой министерства образования и науки «Школа 2000). Кидаться в крайности – это наша любимая национальная забава. 


Но вернемся к теме: Речь идет о примитивности программ основных предметов начальной школы под видом лозунга «у детей должно быть детство». «Детство» у таких детей, как правило, сводится к планшету, компьютеру и телевизору в «нон стопе». Последствия реализуются на этапе переходного возраста, когда авторитет родителей перестает быть доминирующим.


Примитивность программ обучения сводится к упрощенной программе по математике, очень маленьким домашним заданиям по русскому языку. Ну и, соответственно, чтению на уровне скорости и навыка, не предусматривающего проверку осмысления прочитанного, т.е. искусственного занижения интеллектуальных возможностей ребенка.


Но как оно должно быть, если все это формируется «по - уму»?


Русский язык: программа по русскому языку рассчитана на то, чтобы ребёнок получил навык автоматической грамотности. Этому способствует логопедическое здоровье ребёнка, за которым родители должны следить на дошкольном этапе, и базовая теория русского языка в начальной школе, закреплённая большими домашними заданиями, объем которых предполагает установления навыка правописания, переходящего в автоматизм.


Смело могу сказать, что основы русского языка, основной объем грамотного письма, закладываются в начальной школе. Упущение этого этапа очень трудно компенсируется: Расчет на репетиров по русскому в старшей школе, может и не оправдаться совсем. Поэтому к русскому родителям надо быть особенно внимательными.


Математика: Прежде всего, напомню азы того, что такое математика. Математика – это язык любой науки. То явление жизни, что на обычном языке объясняется большим объемом текста, на языке математики может быть представлено одной формулой. Поэтому без математики нет науки, чтобы ни говорили разного рода «гуманитарии».


Именно этому свойству математики и учатся наши дети, загибая пальчики в устном счете, решая задачки на скорость парохода по течению реки и против течения и т.д. Навык понимания соответствия математической записи реальному явлению жизни должны освоить наши дети в начальной школе, и тогда в средней школе не будет проблем с естественнонаучными предметами.


Отдельно хочу остановиться на том, нужна ли математика девочкам? – Просто необходима. И не затем, чтобы потом «высушить мозги», как любят говаривать малосведущие, в вопросах организации образования, люди. 


А затем, чтобы научиться искусству «интеллектуальных многоходовок». Именно этот навык - первейшая задача математики. Здесь суть опасности примитивных программ по математике в начальной школе, в которых отсутствует «задачка с подковыркой», отсутствует «неоднозначность» пути решения и возможного конечного ответа.


Ребёнок, решая примеры и задачки по математике, должен научиться замечать «детали», скрытые в условии задачи или примере, который решается двумя действиями, уравнениями и прочее. Осваивая такие задачки, ученик получает огромное удовольствие от процесса познания, чем закрепляется мотивация на обучение и ощущение горизонтов человеческого знания на всю оставшуюся жизнь.


Чтение: Теперь о чтении – пожалуй, самый главный навык, который Ваш ребёнок должен освоить за время начальной школы. От него зависит успешное освоение и математики и родного языка. 


Нужно не просто научить ребёнка читать – нужно научить ребёнка читать осмысленно, т.е. в процессе чтения ученик должен осмыслить максимум содержания написанного. Это не так просто, как кажется. Учитель для этого дает задания на пересказ текста и заучивания стихов. Так же в начальной школе практикуются изложения и маленькие домашние сочинения.


Для начала тексты должны быть простыми и емкими по смыслу: «мама мыла раму». Ребенок мгновенно представляет себе процесс, ему это обеспечивает содержательная емкость и краткость предложения. Поэтому за текстами, которые даются детям для чтения на первых порах, надо особенно следить. Не плохо, если ваш малыш пришел в школу читающим, и у него есть возможность углублять навык осмысленного чтения легкими пересказами и заучиванием небольших стихов.


Если вашему малышу трудно даётся учение наизусть, попробуйте с ребёнком пересказать стишок, который он учит. Описание стихотворного образа очень важно для осмысленного запоминания и тренировки осознанной памяти. Помогайте ребёнку тем, что показывайте ему стихотворные образы в реальной жизни. Для этого очень хорошо читать «пейзажную классику», которой вдоволь у русских поэтов и писателей. 


Сейчас всё это продается в стихотворных сборниках для детей в серии «Времена года». Тем более, что все эти стихи и рассказы будут в программе по чтению начальной школы все четыре года и потом перейдут на пятый класс в программу по литературе. ...

Что касается всех остальных предметов, принятых в начальной школе: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, физкультура – все они необходимы и учат ребенка восприятию миру через язык классического творчества и радость движения. 


То, что школьная программа упорядочивает эти процессы «заданиями» с конкретным содержанием – это правильно, ибо упорядочивание процесса усвоения восприятия окружающего мира языком познания с включением всех его видов (зрительного, тактильного, слухового, кинетического (движение тела)), - это основная методологическая задача образования по отношению к подрастающему поколению.


Что касается нововведений последнего времени в школьные программы для начальной школы типа информатики, истории и иностранного языка: Информатика – это реальность нашего времени, от неё никуда не деться, да и не надо. Но нужна ли она ребёнку на первых этапах обучения? – Мое мнение – НЕТ. Почему?


Во-первых, дети на уровне примитивного пользователя и так осваивают новые социальные навыки с раннего детства достаточно легко, а глубинная суть информатики, которая ложиться потом в основы профессионального программирования – это математика. И сегодня формируются программы по математики для начальной школы, которые учитывают этот фактор. 


Поэтому отдельный предмет в начальной школе – это лукавство, заигрывание с не сведущими родителями. Что касается логики, выделенной в отдельный предмет, ещё одной предвестницы информатики: хорошая программа по математике её в себя включает, но выделённая в отдельный предмет, она лишней не будет. Главное, чтобы не в ущерб основным предметам.


Теперь об иностранном языке: наш век подразумевает английский. От этого никуда не деться. Поэтому грамотные школы вводят его со второго класса. И здесь есть свои нюансы: первоклассники начала 90-х оказались в свое время в крайне сложной ситуации, когда к моменту поступления в ВУЗ вдруг выяснилось, что на английском они пишут и читают грамотнее, чем на русском. 


Их «продвинутые» матери бросились нанимать репетиров по русскому, которым предстояло не только научить подростка грамотному письму, но еще и искусству сочинения. Естественно, всё кончилось взятками при поступлении – тогда это было не проблемой. Как же так вышло?


«Постсоветские матери», алчущие западных благ и пережившие их недоступность в своей молодости, бросились компенсировать своим чадам это интенсивным обучением иностранному языку в ущерб русскому. А школы, оказавшиеся в зависимости от «воли матери» радостно ответили на запрос. Это было большой ошибкой.


Иностранный язык, безусловно, нужен, но акцент в начальной школе должен был быть сделан на грамматику, а не на лексику. И даже, если ребёнок готов к усвоению и того и другого, доминанта родного языка и языка национального общения, должна быть в начальной школе выше, чем объемы иностранного, если, конечно, вы не собираетесь менять гражданство и страну проживания. Или уже не живете на несколько стран.


Там, где учителю удалось правильно расставить акценты в пользу грамматики иностранного языка и частого повторения одного и того же основополагающего правила восприятия иностранной речи, ученикам в средней школе ничего ни стоило «повесить» на это богатую лексику. Те дети, у кого основы процесса соотношения усилий на освоение русского и английского языков были нарушены, получали проблемы.


Что касается всего остального: истории и прочего. В начальной школе эти направления учитываются программой «Родной речи», и умножаются программами по внеклассному чтению на лето. 


Поэтому перегруз различными научными направлениями в начальной школе не просто не нужен, но и опасен. Ведь любая наука строится по своей логике как предметной, так и теоретической – детям до 10 лет она не нужна. Потом они освоят её легко, если предыдущие этапы их обучения были составлены правильно.


Что ещё хочу отметить: Планируя образование своих детей, мы очень часто ориентируемся на собственный опыт, и тем самым, ограничиваем разнообразие дорог, которые наш ребёнок способен освоить. 


Например, «математикой у нас никто не занимается», или «я в школу не ходила, и ничего! – ходила в школу искусств» и т.д. Чаще всего, дети таких родителей повторяют их дороги. Но акцентировать это при ребенке не стоит, его будущее не предсказуемо, ограничивать его собственными возможностями не честно. Дайте время своему чаду, и понаблюдайте – можете совершить открытие. Или просто, делайте, как чувствуете, но при ребенке не высказывайте свою позицию.

В свое время я отдала ребёнка в музыкальную школу, не имея к этому сама ни малейшей склонности – процесс был сложный, но ребенок получил музыкальное образование, хоть и не стал профессиональным музыкантом. Это позволило моей дочери обрести музыкальный вкус, чувство музыкальной грамотности и многократно расширило ее кругозор. 


Выяснилось, что у неё есть и слух, и голос и всё, что нужно для игры на фортепьяно. Я уж молчу про эффект от занятий музыкой, который заключается в том, что в процесс музицирования включены все инструменты освоения действительности: мышление, моторика пальцев рук, ритм ноги для педали, зрение и слух.


Кстати, если Вам не очень повезло со школой и контингентом в классе, или ваш ребёнок слишком умён для своего возраста, но у вас нет возможности это реализовать традиционным процессом образования – занятия любым видом искусства, особенно музыкой – это спасение!


Вот так, дорогие родители, выглядит в самом общем виде процесс обучения вашего дитя в начальной школе. Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этой теме: Не позволяйте ставить на своих детях эксперименты по типу: «Зачем нам устный счёт, если есть калькулятор?» 


Или: «Зачем нам письмо, когда есть клавиатура?» - Это глупость страшная и не поправимая. Вступая в процесс обучения, ребёнок осваивает все этапы становления знания человечества об окружающем мире. Среди них этап становления речи, этап становления письма, этап становления математической формализации жизни, и как следствие образования науки.


Вспомните, как развивается эмбрион в утробе матери: он проходит все основные этапы эволюции, прежде, чем превратиться в человека. Так же и образование вашего чада проходит все этапы формирования культурно – исторического опыта нации. Ничего лишнего здесь нет и быть не может. 


А если наш мозг и эволюционирует в смысле познавательных процессов, то очень медленно. И когда дети начнут рождаться «с определенным навыком чтения и речи», никто не может предсказать. Время биологической эволюции исчисляется миллионами, миллиардами лет. 


Поэтому всё по порядку, - «бежать через ступени» смысла нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий