воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Две семьи под одной крышей: инструкция по выживанию


Так сложилось, что три года нам пришлось жить в одном доме с другой семьёй. Пока строился наш дом, мы жили в одном доме с семьёй брата. Снимать отдельно жильё не получалось, абсолютно все деньги уходили в строительство, так что пришлось налаживать совместное житьё-бытьё четырёх взрослых и трёх детей (мы с мужем и двое наших детей и брат с женой и ребёнком). Благо, у нас была возможность расселиться по разным комнатам, оставив одну из комнат под общую гостиную.

Тем не менее, сами понимаете, что конфликты случались, да и случаются, что уж скрывать. Но большинства из них не случилось бы, если бы мы с самого начала пришли к тем правилам, которые сформулировались только сейчас, путём проб, ошибок и затраченных нервных клеток.
Сразу о главном – какие бы дружеские отношения у вас не были, не полагайтесь только на взаимную симпатию и дружеские чувства, заранее обсудите все возможные спорные моменты, связанные с уборкой, покупкой продуктов и приготовлением пищи. Бытовые мелочи только кажутся мелочами, но они могут серьёзно испортить жизнь и стать причиной конфликтов.
Решите, кто и как будет готовить? По очереди на всех или каждая семья питается отдельно? Если отдельно, то нужно заранее договориться насчёт отдельных полок в холодильнике, если таковой один на всех, очередности готовки, чтобы не толкаться у плиты и пр. 

Если готовят на всех по очереди, то тут, помимо очередности нужно обговорить пищевые привычки членов семьи и, разумеется, сразу же решить вопрос как будут закупаться продукты для этого общего стола (мы сумму покупок на «общий стол» обычно просто делим пополам.
Один из самых болезненных вопросов: мытье посуды и уборка мест общего пользования. 

Такими я называю не только ванную и туалет, но и кухню, и гостиную, в общем, там, где территория считается общей. 

Как это ни смешно, но самый простой и эффективный выход – это график: например, «По чётным числам мы, по нечётным ваша очередь». Да, в бумажном виде на холодильнике – поверьте, так намного проще сориентироваться. 

Бывает, из головы выпадает, чья сегодня очередь мыть посуду. В графике на неделю можно отметить и мытьё полов - в среду и субботу, по средам очередь одной семьи, по субботам другой.  Это в качестве примера, конечно, но лучше всего составить именно чёткий график. 

Мы поначалу решили обходиться без него – мол, чего там, просто каждый за собой будет мыть и всё. В итоге кто-то сразу мыл тарелки, кто-то оставлял в раковине «на потом», а ещё была посуда от готовки «на всех» … В общем, если бы мы сразу решили данный вопрос такими вот графиками, то избежали бы большой части конфликтов.
Кстати, тут же заранее надо договориться о том, как быть с мытьем посуды после гостей – моет тот чья очередь мыть или моет тот, кто принимал гостей?
Один из китов спокойного соседства – правильное ведение общего бюджета. Лучше не использовать такую практику, когда в один месяц за всё платит одна семья, а в следующий месяц – другая, так как траты могут быть разными. Так что проще всего составить совместный бюджет, каждый месяц откладывая деньги на общие расходы.
Как ни крути, но длительное совместное проживание предполагает и совместные расходы на обустройство быта – пылесос, новые шторы, чайник, неважно что, важно, что всё это стоит денег. 

Отличная идея - завести специальный блокнот, куда можно записывать приобретаемые во время совместного проживания такие вещи «общего пользования», при этом сразу отмечая, кто чем владеет индивидуально и, кто что из вещей может забрать с собой, покидая общую квартиру/дом. Тогда и при расставании не возникнет спорных или неловких ситуаций, могущих испортить хорошие воспоминания о совместно прожитом времени.
В любой семье встаёт вопрос личного пространства, а особенно остро он встаёт тогда, когда в квартире вынуждены жить две семьи с разными привычками, потребностями и правилами… 

У нас всё осложнялось тем, что на две семьи у нас было трое маленьких детей. Соответственно, это постоянное: «Я хочу поиграть там», «Я хочу вон ту игрушку» и прочее. Тут пришлось выстраивать свою систему: если дверь в чужую комнату закрыта, значит, там заняты своими делами и поиграть с двоюродной сестрёнкой можно будет потом. 

Дверь открыта? Нужно спросить разрешения и тогда уже заходить играть. Чужие вещи и игрушки без разрешения не брать. Дети достаточно легко усвоили понятия своего и чужого пространства, так что после выстраивания таких границ вопрос «побыть одним» не возникал.
Вставал вопрос и с совместным отмечанием праздников. В первый год мы всё дружно отмечали вместе, и погулять в зоопарке ездили тоже вместе. Это, если честно, тоже ловушка - потом такое тесное общение несколько утомило, праздники захотелось отмечать отдельно. 

Было страшно предложить это соседям – а вдруг обидятся, однако после переговоров выяснилось, что соседи тоже совершенно не против немного отдохнуть от совместного времяпрепровождения.
Ну и в завершение искренне советую: если пришлось жить вместе лучше всего обсуждать любую проблему сразу, как только она возникает, ведь иногда именно мелочи доводят нас до бешенства и могут стать причиной серьезного конфликта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий