понедельник, 8 декабря 2014 г.

Размышления о крике


Я долго шла к этой статье. Началось всё с того, что срываясь на крик, я после очень ругала себя, прижимала годовалого сына к груди и просила у него прощения. Но в очередной раз раздражаясь на непослушание и выверты своего оторвы, вновь повышала голос. С этим необходимо было что-то делать. Я должна была научиться контролировать свою злость.

Смешно слышать от мам совет в духе партийных организаций: 

«Вместо того чтобы кричать, проведи с ребёнком воспитательную беседу, объясни ему что он делает не так». 

Вы общались с ребёнком в возрасте одного года? Много Вам удалось ему объяснить? Нужно понимать, что разговоры о том, что такое хорошо и, что такое плохо, действуют на таких малышей мелкой шрапнелью.

Крик в этом смысле тяжелая артиллерия. Это две крайности. Разговорами малыша не унять, известно, чтобы отвадить ребёнка от розетки не достаточно объяснить ему, что это опасно. 


Поругать можно, ребёнок скорее всего не станет при Вас совать в розетку всякую всячину, но наверняка попытается сделать это находясь бес присмотра, втихаря. Это ведь логично, мама будет кричать, лучше чтобы она не узнала, а любопытство превыше, выход — сделать желаемое пока маме не до малыша. 

А мама не может всё время держать ребёнка в поле зрения, хотя бы потому, что маме и кушать надо готовить. В этой ситуации было бы вернее всего спрятать от глаз ребёнка манящие дырочки в стене, тем же предохранителем. Но ситуации, согласитесь, бывают всякие, и такие, когда маме кажется, что без окрика не обойтись.

Какими бы мы ни были чудесными родителями, есть статистика, свидетельствующая, что желая добиться беспрекословного подчинения и послушания, мы часто повышаем голос на своих детей, в том числе и на младенцев в возрасте до года, которые, в сущности, ничего не понимают. Особенно часто это происходит с молодыми родителями. Чем родители старше, тем большую выдержку они проявляют.


Крик -  это шок.


Психологи подчеркивают, что подлинная цель родительского крика — шокировать ребёнка, чтобы заставить его слушаться. Но бывают ситуации, когда крик — это одна из форм общения. Ведь мы разные, среди нас есть очень темпераментные, скандальные и привыкшие доказывать правоту глоткой. Есть просто несдержанные. Плюс усталость, нервозность. Да мало ли.


Я к тому об этом упомянула, что не наша вина, а наша беда, что мы воспитывая малыша позволяем себе кричать. Нас нельзя винить, ведь и мы чьи-то дети и нас когда-то, возможно, так же воспитывали. Поэтому нам неинтересно выслушивать нотации более выдержанных мам, нам хочется быть для своих детей лучшими и мы, и я сделаю для это все, что в моих силах.

Прежде всего усвоим важный момент, когда крики повторяются, становятся регулярными, вырабатывается психологический трафарет, которому потом ребёнок будет следовать во взрослой жизни, поступая аналогичным образом по отношению к супругам, партнерам и собственным детям. 

Всё что требуется от мамы, чтобы её малыш рос счастливым — дарить ему постоянное ощущение того, что его любят и ценят, что он в безопасности. Крик как-то не вяжется с безопасностью, не находите?

Кроме того, родительские крики и брань подрывают самооценку ребёнка и унижают его достоинство.


Педагог отмечает, что дети, выросшие в шумных семьях, зачастую испытывают трудности в школе, так как не воспринимают и не реагируют на более тихие обращения к ним со стороны учителей и одноклассников. Кроме того, им труднее приобрести важнейшее человеческое умение — слушать других.

Единогласно решено — крик наш враг. Хотя раз уж Вы заглянули в эту статью, подобная мысль успела утвердиться в Вас. Главная сложность побороть свои эмоции, но и она преодолима.

Чтобы не сорваться на крик

Чтобы не сорваться на крик, когда ребёнок совершил возмутительный поступок, глубоко вдохните, прикусите губу, прежде чем что-то сказать. Не скрывайте от него, что сердитесь, но не переходите на крик. Если же чувствуете, что обязательно сорвётесь, уйдите. 

Я это называю побегом от себя. Ноги в руки и в другую комнату, неслышно выругавшись себе под нос. Как бы потом не пришлось учиться сдерживаться от ругательств! Необходимо, чтобы ребёнок понял, что Вы очень сердиты, а разбираться с ним будете, когда успокоитесь. 

Если уж Вы не удержались от крика, постарайтесь не говорить вещей, которые особенно больно бьют по человеческому достоинству. Говорите о том, чего бы Вы хотели, а не угрожайте. Например, «Я хочу, чтобы ты собрал все игрушки», но ни в коем случае «Не пойдешь гулять, пока не соберешь игрушки».

Если в случаях яростного возмущения родители зашли слишком далеко, разумно извиниться перед ребёнком, когда ссора уляжется. Так, я знаю, поступают многие совестливые мамы, и все же лучше не доводить до мук совести, у Вас получится.

Знаете как это было у меня? Весь день я держалась изо всех сил, чтобы не кричать. Я до того себя обуздала, что уже и просто строгого тона не позволяла. А к вечеру была разбита и тайком ревела под душем, чтобы выпустить накопившийся гнев. 

Пару вечеров плача под шум воды и я уже была спокойна за себя — я не крикну на Лёху. Тогда я немного расслабилась и уже без опаски перейти за грань, при необходимости отчитывала сына, разговаривала сердито, демонстрировала строгость. 

Так я научилась влиять на моего малыша не повышая голоса. Чтобы научиться контролировать свой гнев, нужно просто поставить перед собой такую цель. Я знаю, мама пожелавшая для своего чада лучшего в лепешку расшибется, а цели добьется. 

Ну и не надо упускать возможности говорить и демонстрировать своим поведением, что любите своего ребёнка и гордитесь его достижениями. 

УСПЕХОВ ВАМ! Простите, сорвалась. Автор: Алла Дзюрич.

vedaroda.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями