воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Госдума собирается заставить экспортёров продавать валюту, чтобы защитить население России от девальвации рубля


Доллар и евро прочно закрепляются на новых исторических высотах - выше 58 рублей и 72 рублей соответственно. Рубль продолжает стремительно падать на фоне падения мировых цен на нефть до многолетних минимумов - ниже 62 долларов за баррель марки Brent. В связи с этим, «справороссы» внесли в Госдуму поправки в законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором прописаны экстренные меры по поддержке курса рубля, сообщается на сайте партии.

«Необходимо принятие срочных, экстренных мер по удержанию курса национальной валюты для снижения негативных для граждан России последствий», - говорится в пояснительной записке.

Согласно этому законопроекту, одной из мер для поддержания рубля вводится обязательная продажа 50% валютной выручки индивидуальных предпринимателей и всех компаний, работающих с валютой. 


При этом Центробанк должен будет устанавливать перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке страны. Как отмечают депутаты, этот законопроект вводит меры, которые уже действовали в России прежде, и были гораздо жестче.

В 1999 году все российские экспортеры были обязаны продавать 75% своей валютной выручки, затем этот норматив постепенно снижался. Центробанк отменил принудительную продажу валютной выручки для экспортеров в 2006 году, в рамках полного отказа от контроля за движением капитала, перед встречей «восьмерки» в Санкт- Петербурге. 

И как заявил президент Владимир Путин 10 ноября на встрече АТЭС в Пекине, Россия не намеревается снова вводить контроль за движением капитала.

Нетрадиционная ориентация министра Силуанова

Однако сейчас многие компании держат доходы от продажи сырья и товаров за рубежом в долларах и евро, что усугубляет ослабление рубля, который с начала года потерял 40% - это худший показатель после украинской гривны среди мировых валют. 

Поэтому на прошедшей неделе Путин призвал Центробанк и правительство к координации действий на валютном рынке. А следом министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство предложило российским госкомпаниям оказать поддержку рублю. 

Минфин хочет обязать госкомпании «обсуждать политику продажи валютной выручки на уровне советов директоров», пояснил агентству Вloomberg замминистра финансов Алексей Моисеев.

Призыв правительства к «Роснефть», «Газпрому» и другим экспортерам конвертировать больше валютной выручки в рубли является эквивалентом введения контроля за движением капитала, считают экономисты УК «Спутник» и Bank of America. 

По мнению гендиректора компании «Спутник» Александра Лосева, «безусловно, речь идет о введении контроля за движением капитала, хотя и в нетрадиционной форме». При этом продажа валютной выручки особо «рекомендуется» компаниям, чья деятельность зависит от государства или контролируется им, поэтому отказаться от такой «нетрадиционной ориентации» министра Силуанова по управлению валютой они не смогут.

Центробанк со своей стороны тоже борется за укрепление рубля. На прошедшей неделе совет директоров Банка России принял решение поднять ключевую ставку до 10,5%, что должно было помочь бороться с ускоряющейся инфляцией и поддержать рубль. Однако на фоне этих заявлений курсы валют вновь подскочили, обновив исторические максимумы.

Кроме того, такой способ борьбы с инфляцией вызовет рост банковских процентных ставок по кредитам, в том числе и для населения. В результате, пытаясь снизить инфляцию, удорожанием кредитов ЦБ еще сильнее ударит по российской экономике, которая и без того испытывает проблемы. 

Такие действия ЦБ только усугубляют ситуацию, потому что просто обваливают обрабатывающие сектора, которые и так были бедны кредитами, и особенно они бьют по населению, считают экономисты.

Между тем эксперты рынка считают, что Центробанк не использует всех своих возможностей для борьбы со спекулянтами, играющими против рубля на рынке. 

«Интервенции ЦБ слишком маленькие, и не оказывают значительного и долгосрочного влияния на рубль, - пояснил «СП» ведущий аналитик компании ТелеТрейд Сергей Мельников. 

– Вот если бы он не тратил каждый день по миллиарду долларов, а подкопил и бросил на рынок сразу 10 млрд неожиданно для спекулянтов, то это подняло бы курс рубля до 50 к доллару. А спекулянты, которые открывали короткие позиции на продажу рубля, потеряли бы огромные деньги, причем, заемные, что надолго отбило бы у них охоту ставить на понижение курса российской валюты. Именно так в свое время отучил спекулянтов играть против швейцарского фунта Центробанк Швейцарии».

«Центробанк поднял ключевую процентную ставку, но это не обеспечило падающий рубль парашютом: снижение цен на нефть кажется безостановочным, и валюта нефтегосударства реагирует соответственно», считают эксперты Bloomberg. По их мнению, в этой ситуации ЦБ мало что может сделать, и единственный выход для российских властей - пойти по пути контроля над капиталом.


Хорошо это или плохо, и сможет ли удержать рубль от дальнейшего падения? 

Об этом «СП» спросила экс-советника председателя ЦБ, банковского омбудсмена России Павла Медведева.

- Знаете, мы очень любим искать под фонарем то, что потеряли совсем в другом месте, и этот законопроект из той же серии. Это попытка бороться со следствиями, а не исправлять причины падения рубля. Курс национальной валюты – это градусник, который показывает, насколько благополучна экономика страны. И депутаты хотят просто встряхнуть градусник, чтобы поднять курс и показать, что у нас все хорошо. Но это не так – наша экономика нездорова, и никакие законопроекты о валютных ограничениях не помогут рублю укрепиться. Есть ряд факторов, которые повлияли на благополучие нашей экономики, и первый из них – это контрсанкции, которые мы сами на себя наложили в ответ на санкции стран Запада. Премьер-министр, налагая эти контрсанкции, оставил себе путь назад, сказав, что мы их отменим через два месяца, но прошло уже четыре, и никто ничего отменять не собирается, а экономика тем временем сваливается в рецессию.


«СП»: - Выходит, в дополнение к западным санкциям, которые сильно повлияли на экономический рост и курс рубля, мы добавили себе проблем еще и своими контрмерами?

- Конечно, ведь уже вполне понятно, что контрсанкции правительства влияют на нашу экономику не меньше, а то и больше чем западные санкции. А все разговоры правительства об импортозамещении остаются на уровне разговоров. Потому что для того, чтобы запустилась программа импортозамещения, у инвесторов должен быть стимул вкладывать капиталы в отечественное производство, а не выводить их за рубеж. Пока же ничего подобного не происходит, и отток каптала из страны уже больше, чем в кризисном 2009 году. Как предприниматель может построить новый завод, чтобы производить продукцию, которую мы не можем покупать на западе, если инвесторы отвернулись от него, а стоимость кредитов российских банков непомерно высока?


«СП»: - На прошедшей неделе ведомство Улюкаева опубликовало скандальный экономический прогноз, что российская экономика в следующем году свалится в рецессию – ВВП сократится на 0,8%. И на этом фоне, Центробанк поднимает свою ключевую ставку для борьбы с инфляцией. Но ведь это сделает кредиты еще дороже и окончательно добьет наше производство?

- Вы говорите правильно, но здесь нужно иметь в виду еще и то, что Центральный банк не может в одиночку бороться с рецессией в экономике. В связи с этим я придумал такой образ: экономика – это длинное, тяжелое бревно, и у регулятора есть возможность поднять его только за один конец, но кто-то должен поднимать его с другой стороны. Если Центральный банк не будет поднимать ключевую ставку, то в нашей больной экономике рубли будут дешеветь, корпорации и граждане будут их приобретать с огромным удовольствием, покупать на них доллары и отправлять за границу. По прогнозу Центрального банка, в этом году из России утечет 130 млрд долларов, и стоит ли в таких условиях регулятору смягчать монетарную политику, чтобы утекло 260 млрд?


«СП»: - Значит, его критикуют зря?

- Эта критика абсолютно безумная. Вместо того, чтобы думать о том, как поднять другой конец бревна – улучшить экономический климат, создать условия для инвестиций – эксперты говорят о снижении ставки регулятора. И пусть тогда спекулянты покупают валюту, выводят ее за границу, а потом придет глава Следственного комитета Бастрыкин и всех их посадит, и будет счастье на нашей земле.


«СП»: - После того, как Центробанк поднял ставку, по теории рубль должен был укрепиться, но он, наоборот, сильно обвалился. Почему это произошло?

- Ответ на этот вопрос придумал Лев Толстой, который написал такую сказку. Ужасно голодный человек пришел на базар, купил каравай хлеба, съел – не наелся, купил другой каравай, съел – не наелся, купил маленький бублик, съел и наелся. Рубль обвалился не от того, что Центральный банк поднял ключевую ставку, а от того, что поднял ее недостаточно высоко. Но все же, он обвалился не так сильно, как было бы, если бы ставку не подняли совсем.


«СП»: - А что вы скажете по поводу предложения некоторых экспертов, проводить неожиданные интервенции в крупных размерах, чтобы надолго отбить у спекулянтов охоту играть против рубля?

- Дело в том, что спекулянты тоже умеют считать, и могут легко сосчитать, когда у Центрального банка кончаться резервы на такие крупные ежедневные интервенции. А у регулятора уже сейчас резервов осталось меньше, чем стоит полугодовой импорт (Это макроэкономический показатель достаточности золотовалютных резервов для обеспечения устойчивости финансовой системы страны. прим. авт.), который, к тому же, постоянно дорожает. Поэтому Центральный банк очень дорожит своей валютой из резервов, и то, что он сейчас выбрасывает ее на рынок – это политическое, а не экономическое действие. Насколько я понимаю, на него оказывают определенное давление, как, например, перед выступлением президента в прямом эфире. Кому то очень хочется встряхнуть градусник, чтобы он показал нормальную температуру, хотя бы на время…


Тем временем глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в 2015 году, «даже в худшем сценарии, произойдет укрепление национальной валюты». 

«Рубль должен существенно укрепиться в будущем году, как за счет компенсации, наблюдаемого сейчас эффекта «перелета» или, другими словами, чрезмерного обесценивания, так и за счет роста цен нефть», - передает слова главы ЦБ агентство РИА «Новости». 

По мнению Набиуллиной, на российскую валюту сейчас давят сразу несколько факторов: неопределенность в экономике, цены на нефть, санкции и спекулянты, поэтому рубль недооценен как минимум на 15-20%.

А экс-министр финансов Алексей Кудрин прогнозирует дальнейшее ослабление курса рубля. 

По словам Кудрина, в будущем году ситуация с российской валютой серьезно не изменится - рубль будет двигаться вслед за ценой на нефть, которая останется дешёвой, и в ближайшие два-три года он будет ещё немного ослабевать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий