В психологической литературе описан случай, когда мать, уходя на работу, запирала ребёнка на весь день одного в доме. В другом случае ребёнок оставался на попечении глухой бабушки. В третьем — ребёнка «подбрасывали» соседке, которая в основном заботилась лишь о том, чтобы как следует его накормить да вовремя забрать у него из рук то иголку, то ножницы, то какой-нибудь ещё опасный предмет.
Особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребёнком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т. д.), просто потому, что им такие контакты малоинтересны.
В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребёнком и предоставить его самому себе — усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел и т. п.
Особенно тяжело сказывается на развитии ребёнка дефицит материнского общения в первые 2—3 года жизни. Это время является исключительно важным периодом в развитии ребёнка, а наиболее тесные контакты у него в это время существуют именно с матерью.
Собственно, это продолжение тех естественных контактов, которые начались ещё раньше, когда мать баюкала его, пеленала, кормила, делала ладушки, когда он первым из всех человеческих лиц научился различать лицо матери и встречать его радостной улыбкой и общим оживлением.
Конфликты в семье
Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей.
Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребёнка в такой семье. Легко можно представить, каким было его дошкольное детство, если в ответ на требование учителя придумать простое предложение он выводит в своей тетради: «Папа пил. Папа бил.» (реальный случай из школьной практики автора).
Неполноценность общения
Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане.
Словарный запас нормального ребёнка, приходящего в школу, обычно составляет 4—5 тысяч слов. Но попадаются семьи, где мать, общаясь с ребёнком, обходится двумя -тремя сотнями слов.
— Сервантеса читала?
— Не-а. А про чево там?
— Как один чувак начитался романов и окосел.
С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность.
И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое чувство изумления чуждо взрослым.
Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, буквально воспринимают сказанные в шутку слова.
Как избежать задержки развития?
Во-первых, не жалеть времени на то, чтобы разъяснять ребёнку происходящее. В меру возможного делать его самого участником действия («Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам»).
Если вы заняты и спешите, то лучше просто не брать ребёнка с собой, чем сводить его роль к обычному: «Стой, не вертись!»
Во-вторых, постарайтесь, чтобы по возвращении ребёнок рассказал о своих впечатлениях. Наиболее естественный для этого прием - рассказ домашним о том, что было.
И пусть они отнесутся с полной заинтересованностью к рассказу, задают вопросы! Проявление невнимания («Не мешай, помолчи!») способно надолго отбить у ребёнка охоту к таким рассказам.
В-третьих, желательно, чтобы вновь полученные впечатления и знания ребёнок включил в игру. Пусть мишка делает закупки у куклы, кукла отправляет посылку слонёнку и т. д.
Чаще всего ребёнок и сам, по своей инициативе, начинает играть в соответствующие игры.
Но иногда надо натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре и т. д. Бардин К. В.
rodonews.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий