четверг, 18 сентября 2014 г.

Об Украине и украинцах


Сегодня трудно поверить, что ровно сто лет назад галичане шли на смерть за право называться русскими. 
Семена украинства, брошенные незадолго до открытия концлагеря Талергоф, проросли и дали богатые всходы, сорняками разбрелись по всей западной и южной России. Пора осознать, что незаметные лингвистические подмены, иногда кажущиеся нам забавными, имеют огромное значение, уже привели и ещё приведут к нравственным и геополитическим потерям. Пора переосмыслить, что же такое Украина и украинцы. 

Исследований о том, как была образована «нация», довольно много. 
Первое место в ней (хотя, возможно, не главное) занимает статья видного монархиста, волыняки Василия Шульгина «Украинствующие и мы», написанная в 1938 году. 
Она хорошо изучена как сторонниками, так и противниками сепаратной Украины, и если кто-то её пропустил, то пробел лучше восполнить. 

Её главная мысль: у населения Галичины, которая с XIV века была отторгнута от основного тела Руси, к концу XIX — началу XX века возникла потребность в самоидентификации. Выбор был невелик: или поляки, или русские. 

Напомню, что Даниил Галицкий, памятник которому стоит во Львове, основал в 1254 году галицкий королевский дом, приняв католичество (продлилось, впрочем, оно недолго — через год, так и не дождавшись союзников от Рима в борьбе с монголами, Даниил вернулся в православие). Ещё в 1323 — 1325 годах его потомок Юрий II Болеслав в грамотах именует себя Dei gratia natus dux minoris Russiae — князь Малой Руси. 

До 1772 года это древнее русское княжество находилось в составе Польши и отошло Габсбургам по итогам первого раздела. Да так у них и оставалось до падения Австро-Венгрии в 1918 году. 

Однако было понятно, что ни с немцами, ни с венграми галичане ассоциировать себя никак не могут. Вот тогда-то и была востребована старая польская идея — придумать местным жителям самоназвание, которое бы не напоминало им о родине. 

Василий Шульгин приводит цитату из статьи ксендза Валериана Калинки, в котором тот делится своими мыслями по этой животрепещущей теме:
  • Между Польшей и Россией сидит народ, который не есть ни польский, ни российский. Но в нём всё находятся материально под господством, нравственно же под влиянием России, которая говорит тем же языком, исповедует ту же веру, которая зовётся Русью, провозглашает освобождение от ляхов и единение в славянском братстве. Как же защищать себя?! Где отпор против этого потопа? Где?! Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?!

  • Между душою русина и москаля такой основной разницы, такой непроходимой границы нет. Была бы она, если бы каждый из них исповедовал иную веру, и поэтому-то уния была столь мудрым политическим делом.

  • Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, будет католической — тогда она и Россией никогда не будет, и вернется к единению с Польшей. И если бы даже это не было осуществлено, то все-таки лучше самостоятельная Русь, чем Русь российская.
Статья была написана в 1887 году и, как видите, польский ксендз пока еще не называет галицких русских украинцами. Компромиссное название было введено в оборот чуть позже — видимо, австрияками. 

А к Первой Мировой войне, когда Австро-Венгрия и Россия стали врагами, уже использовалось в официальных документах. По простой причине: трудно было заставить русских воевать против своей родины. 

Несколько дней назад отмечалась скорбная дата: столетие со дня основания Талергофа — первого в Европе концентрационного лагеря. В нем собрали сочувствующих галичан-русофилов и планомерно уничтожали в течение всей войны как ненадежный элемент, и этот искусственный отбор до сих пор дает плоды. И все же тогда Галичину превращали пока что в не-Россию. Анти-Россией ее стали делать позже, в 30-е годы прошлого века. А в последние двадцать лет процесс этногенеза перешел в свою высшую фазу.

«На протяжении последних двух веков человечество не раз сталкивалось с созданием «проектных этносов». 

Изначально, впрочем, речь шла всего лишь о «проектных государствах», возникающих по самым разным причинам — технические трудности двух крупных союзников в разделе свежеотвоеванной территории (Румыния), нежелательности для крупного соседа обретения слабым противником выхода к морю (Албания), необходимости привести территорию к свежесозданному стандарту «национальных союзных республик» (Азербайджан). 

Во всех случаях в течении двух-трех поколений на территории «проектного государства» этнос худо-бедно складывался. Во второй половине XX века в уже традиционную практику было привнесено принципиальное новшество — конструирование в «лагерях беженцев» проектного этноса не под существующее государство, а под конкретную военно-политическую задачу — бескомпромиссной борьбы с соседним государством (палестинцы). Опыт показал, что проектный этнос под конкретную задачу формируется в течение одного поколения — ну, бройлер и есть бройлер». 

Цель создания «Украины» одна: «москалей на ножи». То есть, Украина как таковая никого не интересует, смысл жизни любого галичанина — война с Россией. Таким образом, это типичный проект бройлера палестинского типа — формировавшийся не «под территорию», а «под задачу». Эта мысль Армена Асрияна многое объясняет. 

Разумеется, подобного рода утверждения встретят яростный отпор свидомых украинцев. Особенно молодых, которым с детства внушалась мысль о вековой борьбе за независимость с москалями. 

Яркая иллюстрация российской агрессии — аннексия Крыма, которая подтверждает эту незатейливую мысль. Бесполезно объяснять им, что сама Украина (без Галичины) — это Россия, которую все всегда уважительно называли Малой Русью. То есть, колыбелью Русского мира — нашей общей цивилизации, разрезанной искусственной границей. 

Крым поменял гражданство, как только стало ясно, что болезнь проникла слишком далеко и глубоко и вряд ли подлежит лечению в ближайшее время. До последнего Майдана еще оставалась надежда, что здоровые русские силы смогут воспротивиться превращению всей современной Украины в Антироссию. Не смогли. Слишком сильны пока галицкие оккупанты, засевшие в Киеве. Сильны духом. Пассионарны и непримиримы. 

Наша общая задача — сохранить Россию от настоящего агрессора — галицких сепаратистов, инфицировавших преступной идеей случайно доставшуюся им территорию. Сегодня они торжествуют победу — им удалось внушить миллионам русских людей мысль об Украине как об отдельной державе. 

На самом деле, никогда не было и нет ни Украины, ни украинцев, и каждому русскому это известно, несмотря на всю мифологию, придуманную сепаратистами. Но я обращаюсь вовсе не к больным, которых уже, по-видимому, не вылечить. Нам всем ؙ— всем Русским миром пришла пора вспомнить о своих корнях. О православии. Об общей истории, в которой есть и трагические, и славные страницы. И, конечно, о наших общих врагах. 

На мой взгляд, главный наш сегодняшний враг — это короткая память. А самый надежный союзник — здравый смысл. 

Поэтому я предлагаю простой тест. Те, кто понимает, что к чему, должны перестать называть себя украинцами — только малоросами. То есть, русскими людьми, живущими в Южной России. А если галичане и примкнувшие к ним громадяне настаивают на своем — что ж, это их суверенно-сепаратное право. И не нужно с ними спорить. 

Прав был Леонид Кучма: Украина — не Россия. 

Но к Малороссии это утверждение не относится.


Комментариев нет:

Отправить комментарий