суббота, 9 августа 2014 г.

Что означал дуб в старые времена


 Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.
Связь с богами-громовержцами
Одним из наиболее известных символических качеств дуба является соотнесение его с индоевропейскими богами – громовниками. 
Так, на Руси его называли «перуновым деревом». 
Капище Перуна обсаживали по периметру дубовой рощей. 
В его честь возжигали костры из дубовых веток и следили, чтобы они горели постоянно; виновного в угасании признавали святотатцем и подвергали казни. 
Из дуба же, по свидетельству современников дохристианской Руси, был сооружен и новгородский идол громовержца.
В центре древнейшего святилища Зевса в Додоне находился дуб, рядом с которым бил источник. 
Под шелест его листьев, будто бы передававший волю верховного небожителя, Сивилла занималась предсказаниями будущего. В Древнем Риме в дубовой роще ежегодно отмечалась свадьба Юноны и Юпитера.
В античных государствах дуб считался местом обитания особых нимф – дриад. Он соотносился также с этрусским Тином, скандинавским Тором, литовским Перкунасом, японским Кашиано Ками, Прове у балтийских славян.

В Пруссии было принято окроплять священный дуб кровью жертвенных животных и поклоняться в его образе сразу трем богам. Литовцы и германцы, кстати, использовали огромные дубы в качестве храмов. 
В Англии порубка дубов очень долгое время считалась тяжким грехом, их можно было использовать исключительно для священных костров.Опубликовано в блоге "Русская жизнь. С миру по нитке...."

По-видимому, такое единодушное посвящение громовникам было связно с реалиями жизни: могучий дуб с высокой раскидистой кроной часто становился громоотводом во время грозы. 
Причем древесина дерева, в который ударила молния, наделялась особыми обережными свойствами. В частности, считалось, что если в доме хранится кусочек ее, то семья застрахована от пожаров вследствие грозы.

Магические свойства
Наши предки верили, что дубы способны влиять на погоду и предсказывать ее. В магических трактатах приводились соответствующие (к слову сказать, порой довольно экзотические) рецепты на этот счет: например, сжечь голову хамелеона на костре из дубовых дров. 
У жителей Уэльса была примета: если листья дуба скручиваются, следует ожидать засуху; Греки считали, что дубовая ветвь при должном обращении может помочь вызвать дождь.

Признавались за ним также целительские, прорицательные и чудесные свойства. Например, корнуольцы были убеждены: чтобы снять головную боль, надо вбить гвоздь в ветку дуба, а чтобы вовсе не болеть – в день летнего солнцестояния молча потереть рукой кусочек дуба. 
Англичане верили, что если желудь попался червивый, то это знак грядущих финансовых потерь, а обнаружение паука на нем трактовали как предзнаменование болезни. 
А еще они гадали с помощью пары желудей: называли их именами влюбленных и опускали в тазик с водой, – коли сойдутся, то быть свадьбе.

Русичи при помощи дуба заговаривали зубную боль, лечили горло и детские болезни. Поляки при нарывах во рту плевали в ямку, выкопанную под дубом. 
Многие славянские племена оставляли на дубе одежду больного или привязывали к ветвям ленточки и нити. 
Южные славяне, чтобы вылечить больного ребенка, закладывали в ствол дерева отрезанные части его ногтей и волос, а потом забить отверстие колышком. Считалось, что как только он станет ростом выше колышка, так сразу и выздоровеет.

По поверьям народов южных стран, листья дуба способны околдовывать и усмирять львов, а если воткнуть дубовый столб в навозную кучу, то это будет верным средством для отпугивания змей.

В гороскопе друидов дубу посвящен день весеннего равноденствия – 21 марта. Хорошо известно, что они совершали свои богослужения в дубовых рощах, а перед предсказаниями непременно ели желуди.

Особо почитались деревья с омелой. Обряд срезания ее ветви считался одним из наиболее священных, поскольку ее считали панацеей не только от всех болезней, но и от любых жизненных несчастий. 
Действо совершалось в полнолуние и сопровождалось жертвоприношением двух белых быков. 
И лишь после этого жрец в белоснежном одеянии специальным золотым серпом срезал с дуба драгоценную ветвь. 
Это дерево для друидов – олицетворение центра мира, а все, что на нем растет – дар небес.
Алхимики использовали полый внутри дуб как сосуд для брожения и очищения элементов.


Дуб как – символ мужества, доблести, силы и мощи
Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба, а это атрибут высших богов. Заметьте, в русском языке есть слово «дубина». 
У аргонавтов была дубовая мачта корабля, а золотое руно, за которым они отправились как за символом плодородия и благополучия в мифе представлено висящим на дубе под охраной змея. 
Дубовый венок у древнеиталийских правителей являлся символом сановного достоинства и чести. 
С давних времен и поныне дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе в качестве эмблем доблести и силы. Конечно же, неслучайно, что дубы – атрибуты монаршей власти.

По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. 
По древнерусскому обычаю, чтобы спина была крепкой, надо потереться ею о дубовый ствол при первом громе или при виде первой весенней птицы, а чтоб не подводила во время жатвы, затыкать за пояс сзади дубовую ветку. 
Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы придать им побольше силы и укрепить рога во избежание поломки при бодании.
Наконец, дуб – символ мужского начала, а желудь носили в качестве амулета, усиливающего это начало.


Плодородие
Древние римляне несли дубовые венки в свадебных процессиях, почитая их символом плодородия. 
У славян были сходные воззрения, с этим, в частности, был связан обычай сажать дубок при рождении ребенка. 
А новобрачная, входя в дом мужа, должна была мысленно произнести: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки». 
В Беларуси при принятии родов мальчику обрезали пуповину на дубовой плахе. Воду после купания новорожденного выливали под дуб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий