воскресенье, 13 июля 2014 г.

Духовная общность родителей, учителей с детьми


Дорогие друзья! Очень хочу поделиться с Вами одной своей статьей, которую написала в магистратуре Педагогического Университета ( под руководством Ш.А.Амонашвили) для недавней конференции. На мой взгляд, эта статья будет многим полезна, т.к. она основана на трудах классиков Гуманной Педагогики, особенно на работах В.А. Сухомлинского (очень рекомендую почитать его произведения).
В статье речь идёт об отношения между учителем и учениками, но те же принципы работают и в отношениях родителей со своими детьми. Надеюсь, Вам будет интересно и полезно."Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» В.А. Сухомлинский.
«Сердце отдаю детям» – так назвал В.А. Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе. И название этой книги вовсе не красивый литературный оборот, а действительная правда. 

В предисловии В.А. Сухомлинский рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, – явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце».
Воспитание, согласно В.А. Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Взаимное человеческое общение и духовное обогащение должны быть источниками полноты и многогранности. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе.
Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. В.А. Сухомлинский хорошо это понимал. 

И он не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». 

Исходя из именно таких установок в школе В.А. Сухомлинского, стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Через подобные моменты, совместную деятельность, формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.
В.А. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы.
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Вера школьника в учителя, взаимная искренность между ними, человечность и сердечная доброта, сочетающаяся с мудрой строгостью - вот то, что хотят видеть дети в своем наставнике.
Учитель в первую очередь, по мнению В.А. Сухомлинского, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал В.А. Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» . И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка.
В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». 

Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Если учитель не следует сам тому, о чем учить детей, истинное воспитание не состоится.
Путь к сердцу ребенка останется навсегда закрытым, если учитель не будет иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений, переживать вместе радости и горести, чувствовать близость ребенка. Учитель, который не знает детской души, которого интересует лишь то, как вложить побольше знаний в головы детей, не может быть полноценным воспитателем. Порой даже у знающих свой предмет учителей воспитание превращается в ожесточенную войну только потому, что никакая духовная общность не связывает педагога и учеников.
Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. 

Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками. В том и заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вдохновлял, вызывал те мысли, переживания, которые бы побуждали к активной деятельности.
Учителя и учеников должна объединять духовная общность. «Учительская профессия, – писал В.А. Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, непрекращающееся проникновение в сложный духовный мир. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, видеть человека в процессе его становления – это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. 

Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, твердая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. 

Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский передал нам в своем творчестве.
Настоящая духовная общность рождается там, где учитель живет богатой духовной жизнью с ребенком, надолго становясь ему другом, единомышленником и товарищем в общем деле. Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя, который должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Такая духовная общность необходима не только для радости творчества, но и для того, чтобы учить детей науке и труду.
Одно из самых ценных качеств учителя - глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? 

Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. 

И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. 

Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. По мнению В.А. Сухомлинского, основные требования к педагогу заключены именно в том, чтобы стать другом своим ученикам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий